Вопрос о том, чем искусство отличается от неискусства, относится к категории «вечных». Уважаемый
burrru попытался сузить тему, предложив ограничиться искусством «иудео-христианским», что, на мой взгляд, нaпрасно. Во-первых, потому, что европейское искусство уж слишком много унаследовало от языческого средиземноморского и не обошлось без влияния
(
Read more... )
Comments 188
Пожалуй, я бы сказал, что искусство - это овеществлённая игра.
А вот деление произведений, на искусство и не--, лично мне не кажется продуктивным. Да разные жанры и произведения могут отличаться по глубине так же, как догонялки от шахмат... Но ведь от этого догонялки игрой быть не перестают?
Ну и да, как выше верно заметели, как игры обычно требуют нескольких участников, так и искусство тоже. (Другое дело, что это требование необходимо вообще для любого социального института, но это ладно;))
Reply
Да, искусство сближает с игрой то, что и то, и другое - это создание некоей параллельной реальности. Собственно, театральное или киноискусство мы так и называем, игрой на театре или в кино. А разделяет их, по-видимому, то, что в искусстве роли творцов и зрителей жестче закреплены, чем в игре, где сыщики и воры постоянно меняются ролями. Так?
Reply
Reply
Насчет старых мастеров могу сказать, что становлюсь все более равнодушна к ним с возрастом.
Reply
Reply
Reply
А вот по Аристотелю искусство - это создание объектов, не существующих в природе, но таких, что с нашей точки зрения их в природе не хватает.
Reply
Reply
Да, он считал искусством, например, искусство плотника или искусство судостроителя.
Reply
Reply
Прежде, чем обсуждать то или иное определение, стоит уделить немного внимания методологии. Например: каким способом мы будем отличеть хорошее определение от плохого?
Кроме того, мы уже заметили, что хорошего определения искусства до сих пор не придумали - иначе этим не занимался бы кто попало. Это нам как бы намекает, что задача непростая.
Попыток было много. Лев Николаевич очень убедительный трактат накатал. Четыреста страниц. Десять лет потратил на работу. Уважаю. Но тема всё равно раскрыта максимум наполовину.
Возможно, хорошее определение искусства существует. Но стоит принять в расчёт и другую возможность - что его нет. Это не должно нас пугать. Приведу пример: любовь существует, мы знаем об этом столько времени, сколько существует цивилизация. Но определения любви нет. И ничего, как-то обходимся. Есть люди, которые знают, что это такое. Остальные - нет, и им приходится просто смириться с этим фактом.
Можно начать работу с исходной точки, типа абсолютного нуля:
0. Искусство существует ( ... )
Reply
Действительно, многие искусствоведы считают новизну неотъемлемым атрибутом искусства. На мой взгляд, этот критерий тоже не слишком надежен - у меня есть отдельный пост на эту тему.
Reply
Искусство представляется мне фундаментальным элементом, который не раскладывается на составляющие по внешним координатным осям. В этом и проблема. Искусство перпендикулярно любым внешним характеристикам, оно живёт в своей собственной системе координат.
Кстати, в отличие от большинства присутствующих, я думаю, что искусство абсолютно безразлично к добру и злу.
Reply
Да, потому-то я и написала о "шестом чувстве". Интересный вопрос, откуда оно взялось, каковы его эволюционные корни?
Что же касается отношения искусства к морали, то, опять же, я не берусь утверждать, а только робко надеюсь, что красота все же спасет мир :)
Reply
Возможно, подобные работы приведут когда-нибудь к строго научному, физиологическому определению искусства через способность вызывать конкретные изменения в активности мозга. То есть то самое "шествое чувство".
Reply
Reply
Leave a comment