«Человек создан для счастья, как птица для полета», - написал ногой безрукий от рождения человек в
очерке Короленко, вызвав одобрение его отца и оставив занозу в сердце самого автора, тогда еще мальчика. Но,
замечает Даррин Макмэхон, на протяжении большей части европейской истории это утверждение было бы воспринято как нелепость.
(
Может быть, оно вот этот сад осенний за сараем )
Comments 165
Мне кажется, что глобальная ошибка в том, что считается, что люди стремятся к счастью....
Reply
Reply
Это отдельный интересный вопрос. Наверное, много к чему, но не только к ощущению счастья. Я о том, что стремление к счастью - не единственная мотивация, а одна из многих.
Reply
Даже сегодня со стремлением к счастью не все так просто: скажем, стремление алкоголика или наркомана к "счастью" путем принятия очередной дозы можно назвать стремлением к счастью только в кавычках. Даже если состояние их мозгов при этом точно такое же, как у человека, осчастливившего себя менее разрушительным способом, мы относимся к этим ситуациям по-разному.
Reply
"Всегда радуйтесь" - велит Новый Завет христианам.
Reply
Reply
Если вынести за скобки иудеев, у которых была правильная религия, через прямое Откровение ("Завет"), то то, что Вы описали - это как раз ситуация человека ДО рождения Иисуса. Поэтому на Рождество и поётся Gaudete, gaudete, - Christus est natus Ex Maria Virgine, - Gaudete!
С приходом же христианства первородный грех с каждого желающего снимается крещением (с обращением от прежней жизни, если крестится взрослый), так что счастье (происходящее от чистой совести и сознания единства с Богом) становится нормальным состоянием. Поэтому в христианских гимнах о Марии и поётся, что она снимает вину с Евы.
Другое дело, что античные стоики претендовали на то, что человек может быть счастливым и собственными силами, даже под пытками. Надо сказать, что у них с ранними христианами был определённый параллелизм.
Reply
Reply
Только вот результат такого "счастья" плачевный: застой, упадок, для преодоления которого пришлось выводить население из состояния постоянной эйфории. Результат - перманентные революции.
Reply
Reply
Reply
Почему нонсенс? Вы беретесь утверждать, что Сократ был перманентно-счастлив?
Мысль о том, что счастливым может быть только существо, обладающее самосознанием, интересная. А как насчет несчастья?
Reply
Reply
Reply
А в целом... понятие счастья довольно субъективно, как там было у Стругацких в "понедельнике". И, возможно, ощущать себя добродетельным - и было «счастьем» для тех же христиан, например.
Reply
Reply
Leave a comment