Командиры Красной армии - 18

Sep 10, 2008 19:57

СОДЕРЖАНИЕ
Начало
Предыдущая страница

Руководство командного управления ГУ РККА в лице В.Н. Куйбышева отмечало, что «наличие среди всего начсостава и особенно командного значительного числа лиц давней демобилизации, не знакомых с современными условиями боя, а также вовсе не служивших в Красной Армии, при одновременном высоком проценте беспартийных и подготовки исключительно старой армии и даже не имеющих военного образования, заставляет обратить самое серьезное внимание на поднятие боевых и моральных качеств нашего запаса». Подобная ситуация вплотную поставила руководство армии перед необходимостью переподготовки начсостава запаса. Разработанная программа переподготовки была рассчитана на три-четыре года (10-12 тыс. человек в год), а сама переподготовка должна была проводиться при штабах дивизий с испытанием и аттестацией проходящего переподготовку начсостава{1}. Переподготовка началась только с 1925 года (в этом году переподготовку прошло всего лишь около 4000 человек), длительность учебных сборов составляла 1,5 мес. В дальнейшем количество командиров запаса, ежегодно проходивших переподготовку, с каждым годом увеличивалось (см. табл.).

Табл. Переобучение запасного начсостава в 1925-1929 гг.

Общее количество начсостава
В том числе командного

в 1925 г.
4 500
4 500

в 1926 г.
11 000
9 200

в 1927 г.
20 000
16 900

в 1928 г.
19 100
15 400

Намечено к призыву в 1929 г.
18 300
15 800

Однако хотя и темпы переподготовки, и сами полуторамесячные сроки признавались явно недостаточными, увеличить их из-за финансовых ограничений не представлялось возможным. В неоднократно упоминавшемся Обзоре ГУ РККА о состоянии Красной армии отмечалось следующее: «Если сравнить количество ежегодно обучаемых с наличием запасного начсостава, то выходит, что к повторным вызовам на обучение мы сможем приступить через 9-10 лет. Для характеристики темпа подготовки можно указать, что мы ежегодно обучаем только 10-11 % командного состава, тогда как САСШ - 18-20 %, а Польша - 22-24 % наличного запаса. С таким темпом обучения нельзя согласиться, большее же количество мы не можем призывать из-за материальных недостатков. Поэтому мы вынуждены выделить наиболее важные контингенты и на подготовке их сосредоточить всё внимание с таким расчетом, чтобы эти контингенты призывались 1-2 раза в каждые 4 года. Остальной же начсостав запаса намечено привлекать к обучению по линии Осоавиахима; однако, поскольку обучение по линии Осоавиахима может проводиться исключительно в добровольном порядке и не может дать практики командования, не приходится строить широкие планы использования Осоавиахима». Тем не менее, программа переподготовки дала свои существенные результаты - в тезисах начальника Командного управления ГУ РККА Н.В. Куйбышева хотя и фиксировалось, что «командный состав запаса отстал от современного военного дела», но в то же время отмечалось, что «в результате переподготовки неудовлетворительность познаний значительно сгладилась. Слабо усвоенными остаются вопросы управления и стрелковое дело. По [неполным] данным хорошо подготовлено 14% и лишь 5% - неудовлетворительно среди среднего командного состава, а остальные - удовлетворительно»{2}. В отношении переподготовки комсостава запаса артиллерии в 1927 году по результатам обследования четырех округов (БВО, МВО, ЛВО и ККА) везде отмечалось «удовлетворительное моральное состояние командиров запаса. Многие желали теперь же вернуться в ряды Красной Армии»{3}.

Как видим, создание системы учета, а также программа переподготовки комсостава запаса принесли свои плоды, но тем не менее ситуация с комсоставом запаса оставалась неудовлетворительной, что выражалось в следующих цифрах: «В иностранных армиях на каждого кадрового офицера имеется до 9 запасных, у нас же на каждого кадрового офицера имеется всего лишь 2,4 запасных. Если учесть то обстоятельство, что начсостав по опыту призыва на учсборы в течение ряда лет дает значительный процент отсева (до 20 %) по состоянию здоровья, то картина обеспеченности изменится в худшую сторону. Как видим, запас начальствующего состава не удовлетворяет нашей потребности, по отдельным же специальностям комсостава недостатки выступают еще резче». Выход был найден в реализации программы накопления нового начсостава запаса за счет военной подготовки молодежи, окончившей гражданские высшие и средние специальные учебные заведения.

В Предложениях ГУ РККА в РВС СССР о возможностях накопления среднего командного состава запаса лицами со средним и высшим гражданским образованием от 8 мая 1926 года отмечалось что есть «три пути накопления среднего командного состава:

а) ежегодное увольнение с действительной службы в запас среднего командного состава в количестве, допускаемом установленным порядком прохождения службы в РККА, - путь, дающий незначительное накопление, откладывающий удовлетворение нашей годовой потребности на долгие годы;
б) приказом Реввоенсовета Союза ССР № 229 от 20 апреля сего года предоставлено право военнослужащим срочной службы из числа лиц с законченным средним образованием, отбывшим 2 года службы, держать испытание на звание командира запаса РККА в случае выраженного на то желания; об этом способе накопления запаса можно будет говорить только в будущем, рассчитывать, однако, на ощутительные результаты - приходится;
в) рациональная постановка отбывания действительной военной службы гражданами с высшим и средним образованием, окончившими вузы, техникумы, 2-я ступени - школы и другие, им соответствующие учебные заведения - путь, позволяющий в сравнительно короткий срок дать большое количество среднего командного состава разных родов войск и специальностей, в том числе и работников военной промышленности»{4}.

Поскольку первый путь не мог удовлетворить потребности накопления большой массы средних командиров запаса{5}, как и второй вариант, только-только введенный и рассчитанный на добровольность зачисления в запас, основным вариантом стал третий, который начал реализовываться с 26 сентября 1924 года, когда постановлением ЦИК и СНК СССР, объявленном в приказе РВС СССР 1924 года № 1274 от 12 октября 1924 года, было утверждено «Временное положение о прохождении действительной военной службы в РККА гражданами, окончившими рабочие факультеты, школы 2-й ступени и высшие учебные заведения»{6}. Согласно положению указанные лица по завершении предварительного строевого обучения на одинаковых основаниях с прочими красноармейцами (2 мес.) направлялись в полковые школы младшего командного состава и по окончании шестимесячного курса полковой школы (с 1 января по 15 июля) назначались на должности младшего командного состава. Стажировка на должностях младшего командного состава сочеталась с одновременной «самоподготовкой» к испытаниям на командира запаса. По истечении годичного срока службы указанные лица обязаны были держать экзамен по военным предметам по сокращенной программе для лиц среднего командного состава. Выдержавшие испытания зачислялись в начальствующий состав запаса{7}. Первый призыв граждан с высшим и средним общим образованием в соответствии с приказом № 1274 произведен осенью 1924 года в количестве 3 500 чел., осенью следующего года было призвано 12 550 человек, в следующие годы планировалось призывать столько же, поскольку подготовка 12 тыс. командиров запаса ежегодно должна была полностью закрыть потребности армии. Однако следует учесть, что из призванных далеко не все выдерживали испытание - из 3,5 тыс. человек, призванных в 1924 году испытание на командира запаса выдержало менее половины - лишь 1 605 чел. При этом «и лица, выдержавшие испытание, признаются недостаточно подготовленными, не имея практических навыков по должностям среднего командного состава: правильнее - они подготовлены на должности младшего командного состава запаса».

В упоминающихся предложениях ГУ РККА о возможностях накопления среднего командного состава запаса было указано, что «подготовку командиров запаса в 1924-1925 учебном году необходимо признать проведенной неудовлетворительно» и отмечались многочисленные недостатки сложившейся системы. Наряду с организационными (призванные направлялись в части войск зачастую не по своей специальности; для обучающихся не выделялись отдельно, а содержались только на штатных должностях частей, что не позволило подобрать наилучшие условия подготовки, проведение подготовки при полковых школах не позволило частям готовить себе нужное количество младшего командного состава из-за отсутствия вакансий, занятых призванными, и легло тяжелым бременем на войсковые части и их школы) и материальными проблемами (так, на подготовку было выделено в среднем 50% от полагающихся сумм), выявились и серьезные недочеты в области самой подготовки:

«а) предварительное строевое обучение в подразделениях войсковой части, а также приравнение курса обучения к курсу войсковых школ, готовящих не средний, а младший командный состав, нецелесообразно, ибо оба вида подготовки рассчитаны на уровень среднеразвитого красноармейца, и лиц с высшим и средним образованием не удовлетворяют, т. к. могут быть пройдены ими в более короткий срок;
б) стажировка только на должностях младшего командного состава не дает практических навыков по тем должностям, на коих комсоставу придется быть в военное время, не дает среднего комсостава, а только младший;
в) совмещение стажировки и «самоподготовки» без соответствующего руководства и разграничения по времени не дает нужных результатов; что касается «самоподготовки», то она рассчитана на высокую сознательность и наличие свободного времени: процент не выдержавших испытание показывает противоположное».

Для устранения этих недостатков ГУ РККА было предложено, во-первых, выделить обучающихся в особые группы{8}, во-вторых, создать самостоятельную единую программу, соответствующую уровню развития призывников с высшим и средним образованием - по типу нормальных школ с сокращенным сроком обучения{9}, а в третьих, придать подготовке практический уклон и планомерность. Планировалось убрать предварительное строевое обучение за счет направления призывников сразу в особые команды (курс обучения 7 мес. - декабрь-июнь), практику (3 мес. - июль-сентябрь) проводить на должностях не только младшего, но и среднего комсостава, и отдельно выделить два месяца (октябрь-ноябрь) для проведения испытаний{10} и подготовки к ним{11}. В этом же документе обсуждалась необходимость подготовки административного и хозяйственного состава запаса, а также работников для военной промышленности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

{1} Берхин, стр. 266
{2} Тезисы доклада начальника Командного управления ГУ РККА Н.В. Куйбышева в РВС СССР о состоянии боеготовности стрелковых частей и подготовке командного состава от 24 октября 1927г.
{3} Тезисы доклада врид. инспектора артиллерии Д.Д. Тризны в РВС СССР о результатах боевой подготовки артиллерии РККА в 1926/27 учебном году, № 560/с, от 22 октября 1927г.
{4} Предложениях ГУ РККА в РВС СССР о возможностях накопления среднего командного состава запаса лицами со средним и высшим гражданским образованием от 8 мая 1926 года
{5} В докладе начальника ГУ РККА В.Н. Левичева в РВС СССР об устройстве начальствующего состава РККА от 9 февраля 1926 г отмечалось, что данный вариант используется в первую очередь в качестве источника для комплектования высшего, старшего и лишь частичного среднего (высшей категории) начсостава.
{6} Это постановление в последствии было распространено и на граждан, имеющих законченное высшее и среднее медицинское и ветеринарное образование, с целью подготовки из них медицинского и ветеринарного состава запаса (приказ РВС СССР 1924 года - № 1323 и 1925 г. № 783. Изданный осенью 1925 года «Закон об обязательной военной службе» внес добавление к существовавшему положению, установив: 1) подготовку начальствующего состава военной промышленности и технических учреждений РККА и 2) предоставление гражданам с высшим и средним образованием право досрочно (до очередного призыва) поступать на действительную военную службу. Предложениях ГУ РККА в РВС СССР о возможностях накопления среднего командного состава запаса лицами со средним и высшим гражданским образованием от 8 мая 1926 года
{7} Берхин, стр. 266, а также Предложениях ГУ РККА в РВС СССР о возможностях накопления среднего командного состава запаса лицами со средним и высшим гражданским образованием от 8 мая 1926 года
{8} Команды укрупненного состава, созданные при военных школах, как более благоустроенных для проведения такой работы; при войсковых частях, независимо от войсковых школ; при войсковых школах с созданием из обучающихся отдельного взвода школы, при этом для руководства обучением в командах, предполагалось установить штат руководителей, по возможности из лучшего старшего комсостава, как наиболее подготовленного к роли руководителя.
{9} Позже эта практика была распространена на подготовку не только командиров запаса - в целях ускорения подготовки среднего комсостава для службы в кадровом составе РККА приказом РВС СССР N 207 от 4 июля 1928 г. создавались отделения с сокращенным сроком обучения при пехотных, артиллерийских, инженерных школах и школах связи, которые комплектовались из числа лиц со средним и высшим образованием, проходивших военную службу и добровольно пожелавших остаться на службе в Красной Армии.
{10} Испытания предписывалось производить при военно-учебных заведениях; а в районах, не имеющих последних - в особых комиссиях, создаваемых на период испытаний при округах и штабах дивизий
{11} По первой группе предлагалось «граждан с высшим и средним общим образованием, которые по состоянию здоровья не могут нести строевой службы, направлять после призыва в подразделения части для прохождения предварительного строевого обучения, а после этого - в штабы и учреждения для практического ознакомления с адмхозяйственными обязанностями», а призывников «из состава граждан с высшим техническим и сельскохозяйственным образованием после призыва направлять непосредственно в военно-промышленные предприятия для подготовки к руководству работой в военное время».

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РККА, Командиры КА, комсостав

Previous post Next post
Up