Командиры Красной армии - 25

Sep 10, 2008 20:20

СОДЕРЖАНИЕ
Начало
Предыдущая страница



Группа
Категория
Наименование в РККА

Младший командный состав
1
Командир звена
командир отделения

2
Помощник командира взвода
Старшина роты

Средний командный состав
3
Командир взвода

4
Помощник командира роты
Командир отдельного взвода

5
Командир роты

6
Помощник командира батальона
Командир отдельной роты

Старший командный состав
7
Командир батальона

8
Помощник командира полка
Командир отдельного батальона

9
Командир полка

Высший командный состав
10
Помощник командира дивизии
Командир неотдельной бригады

11
Командир дивизии

12
Командир корпуса

13
Помощник командующего войсками округа, фронта, армии
Командующий неотдельной армией

14
Командующий войсками округа, армии, фронта

В ходе реформы было значительно сокращено количество должностей административного состава - все лица, получившие специальное военное образование, например, артиллерийские техники, заведующие оружием, были переведены в командный состав, а те технические специалисты, которым не требовалось военной подготовки, были перечислены в технический состав и переведены в число вольнонаемных служащих. Также был упразднен командно-штабной состав как самостоятельная категория. До того выдвижение лиц командно-штабного состава шло только по штабной линии, что имело смысл в условиях гражданской войны, при остром дефиците кадровых военных с опытом штабной службы. С окончанием войны, с одной стороны масштабное сокращение армии и комсостава вызвало рост удельного веса кадровых военных, и, с другой стороны, появилась возможность подготовки своих штабных офицеров в условиях мирной службы. В данной ситуации, поскольку служба штабных работников только на штабных должностях вела к отрыву последних от командного состава, утрате опыта строевой службы, было решено объединить командно-штабной и командный состав, а в ходе службы лиц командного состава чередовать их перемещение с командных на штабные должности и наоборот.

Приказом №1244 были установлены обязательная выслуга за обучение в военно-учебных заведениях (для лиц, окончивших ВУЗы, полтора года за каждый год обучения и для лиц, отчисленных из них, один год за год обучения, для окончивших академии было установлено два года выслуги за год обучения в академии, а для отчисленных - полтора года за год обучения) и предельные должностные сроки. Установление предельных должностных сроков было нововведением в Красной Армии и привязывалось к упомянутым выше категориям:

1. для 3-й и 4-й категории - пять лет (в общей сложности);
2. для 5-й категории - четыре года;
3. для 6-й и 7-й категории - три года (в общей сложности);
4. для 8-й категории - три года;
5. для 9-й категории - четыре года;
6. для 10-й и выше - по определению Реввоенсовета СССР.

Кроме того, были установлены и минимальные сроки службы - с целью дать возможность командирам получить навыки, знания и опыт, необходимые для дальнейшего продвижения по службе, а также как «сильное оружие в борьбе со случайными и бессистемными назначениями». Минимальные сроки службы, выдвинутые еще комиссией пленума РВС СССР в 1924 году, принятые командованием всех округов и инспекциями родов войск, предполагались следующими: 4 года по окончании военной службы - до комроты, до комбата - 7 лет, до комполка - 12 лет{1}. Эти сроки были существенно ниже сроков, установленных в иностранных и старой армиях, когда для получения звания капитана (и должности комроты) требовалось от 6 до 12 лет, майора (комбат) - от 10 до 18 лет, полковника - от 17 до 21 года. При этом, как отмечалось в докладе В.Н. Левичева об устройстве начальствующего состава РККА от 9 февраля 1926 года{2} (откуда взяты и вышеприведенные сроки), «фактически в иностранных армиях продвижение по службе совершается еще медленнее, т. к. производство в штаб-офицерские чины связано с назначением на соответствующие должности, которые редко освобождаются вследствие очень высоких возрастов (до 65 лет), установленных для штаб-офицера и генералов». Эта проблема была свойственна и для основной массы строевого офицерства старой армии - П.А.Зайончковский в своей статье, посвященной офицерскому корпусу русской армии накануне Первой мировой войны, проводя возрастной и образовательный анализ командиров рот, из 5000 офицеров выделил 250 офицеров, произведенных в капитаны в 1900-1901 гг., и 250 - в 1909-1912 гг. и пришел к следующим выводам: офицеры получали свои роты, как правило, после 35 лет (и как минимум не ранее 30), при этом 250 офицеров, старших по производству, состояли на этой должности более 10 лет{3}.

Естественно подобная ситуация вела к косности основной массы офицерства, отсутствие перспектив службы вело к вымыванию наиболее активной и инициативной части командиров - при этом еще Наполеон отмечал, что молодость командиров является залогом успеха армии. Понимание этого и обусловило установление более коротких сроков службы, и как следствие, сроки были одной из причин более быстрого обновления командного состава в Красной армии. Тот же Левичев в своем докладе для сравнения РККА и старой армии приводил следующие цифры: «в РККА отношение выпускаемых командиров ко всему штатном количеству командных должностей равно 12,5 % т. е. весь комсостав освежается за 8 лет; в старой армии этот процент был вдвое меньше - 6 %, т. е. весь офицерский корпус освежался за 16 с лишним лет. Отношение выпускаемых к штатной численности среднего комсостава РККА выражается цифрой в 16,1 %, т. е. освежение среднего комсостава производится за 6 лет; в старой армии это отношение выражалось цифрой 7,5, т. е. освежение всех обер-офицеров производилось за 13 лет».

Отчасти также с целью снижения среднего возраста комсостава, но в большей степени из-за необходимости сокращения армии, а также для накопления комсостава запаса, приказом №1244 были установлены и очень низкие предельные возраста. С окончанием массовых сокращений, созданием системы подготовки командиров запаса в 1926 году ГУ РККА предложила ввести новые предельные возраста, но даже они, что видно из приводимой таблицы, были существенно ниже, чем в иностранных армиях.



В РККА
В иностранных армиях

Для высшего комсостава
50 лет
От 59 до 65 лет

Для старшего комсостава
45 лет
От 55 до 59 лет

Для среднего комсостава
40 и 35 лет
От 51 до 53 лет

К системе категорий были привязаны и требования по уровню подготовки - окончившие нормальную военную школу могли занимать командные должности 3-5-й категорий, окончившие курсы усовершенствования среднего командного состава - 6, 7 и 8-й категорий, курсы усовершенствования старшего командного состава - 9-й категории и выше, окончившие военные академии имели право на занятие старших и высших должностей.

В основу продвижения по службе закладывались три фактора - соответствующая подготовка и образование, наличие минимального стажа пребывания на предыдущих должностях и аттестование. При этом первые два пункта - образование и стаж - являлись обязательными, командиры, не располагающими необходимым для соответствующей категории образованием и опытом службы на низших должностях, могли занимать высшие должности лишь при отсутствии иных кандидатов. В случае соблюдения прочих условий в силу вступал третий пункт - аттестование на продвижение. Если ранее, в отсутствие упорядоченной системы продвижения по службе аттестация де факто не играла никакой роли{4}, то теперь назначение на все должности производилось исключительно по кандидатским спискам, которые составлялись на основании аттестаций командования, из-за чего аттестации приобрели важное значение. В «Положении о прохождении службы по военному ведомству» аттестации был посвящен отдельный, 4-й, раздел. В соответствии с положением аттестование должно было проводится раз в год, причем начальник мог аттестовать подчиненного, прослужив с ним не менее полугода, аттестация составлялась непосредственным начальником и комиссаром аттестуемого и «содержала определение личных качеств аттестуемого, его общеобразовательной и технической подготовки, боевого и служебного стажа, оценку революционных заслуг и боевых подвигов, оценку политической подготовки, участия в общественной и политической жизни. Аттестация должна была иметь заключение, которое определяло: 1) необходимость повышения в должности и в каком порядке - очередном или внеочередном, 2) соответствие занимаемой должности, 3) необходимость перемещения для более целесообразного использования, 4) направление для завершения военного образования, 5) назначение на младшую должность, 6) предупреждение о неполном служебном соответствии и 7) необходимость увольнения со службы. Один из этих выводов должен был быть обязательно указан». На аттестацию давались заключения всех прямых начальников и комиссаров, после получения которых отправлялась на рассмотрение аттестационной комиссии, при этом за искажение данных в аттестациях устанавливалась строгая ответственность. После прохождения аттестации кандидаты попадали в очередные и внеочередные кандидатские списки, на основании которых командиры и назначались на должности в пропорции один внеочередной кандидат на три внеочередных{5}.

В целом, создание системы прохождения службы заметно укрепило положение командного состава, его уверенность в себе, помогло сократить текучесть, снизить проявления протекционизма при назначении, позволило в полной мере учитывать опыт и подготовку командиров при их продвижении. Кроме того, в данную систему изначально было заложено ускоренное, по сравнению с другими армиями, продвижение по службе, что позволило заметно омолодить командный состав и избежать застаивания командиров в их должностях. Так, установление предельных должностных сроков не давало командирам возможности задерживаться на должностях, при этом при отсутствии аттестации они должны были увольняться из армии даже до достижения предельных возрастов, что позволяло отсеивать из армии недостаточно квалифицированный комсостав.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

{1} При этом для отдельных родов войск устанавливались пониженные сроки, как, например, для авиации «ввиду необходимости более быстрого продвижения его [летного состава] по службе, т. к. практика показывает, что способность к летной службе имеет некоторый предел».
{2} Сборник, кн. 1, стр. 488
{3} П.А. Зайончковский, стр. 67
{4} «Все шло помимо аттестации. Поэтому отношение к аттестации было недостаточно серьезным как со стороны аттестующего, так и со стороны аттестуемого. Дело аттестования не было связано с общим прохождением службы начальствующим составом и носило второстепенный и узкий характер. Серьезными дефектами страдала и техника аттестования». Берхин, стр. 320
{5} В 1926 году Левичев в своем докладе предложил вместо очередных и внеочередных списков установить два новых: 1) для зачисления кандидатов, удовлетворяющих всем условиям (подготовка, стаж, аттестование на выдвижение) и 2) кандидатов, не выполнивших указанных условий, и назначаемых лишь исполняющими должности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РККА, Командиры КА, комсостав

Previous post Next post
Up