Экономика и гражданское общество. Часть 2. ПРИНЦИПЫ

Nov 21, 2011 00:55

Совместная статья evgmaz и petunder
Часть 1. ЗАДАЧИ

Для начала договоримся, что государственные или муниципальные ресурсы - это общественные ресурсы для решения важных общественно-значимых задач.
Каждый гражданин самостоятельно решить подобные задачи не в состоянии, а порой это и бессмысленно!

Поэтому Общество (на уровне муниципалитета, региона или страны) должно:
1). определить объекты (мероприятия или проекты) в качестве общественно-значимых
2). определить объемы финансирования соответствующих объектов (мероприятий, проектов)
3). осуществить контроль расходования общественных ресурсов
4). осуществить контроль сроков и контроль качества выполненных объектов (мероприятий, проектов)

Как технически это делать - этому будет посвящена отдельная статья.
Данная статья посвящена основным базовым принципам управления экономикой в гражданском обществе.

Основные принципы управления экономикой в гражданском обществе:
1). Полная информационная прозрачность доходной и расходной частей бюджета в режиме он-лайн (на первом этапе, сойдет и офф-лайн, но с крайне регулярным и частым обновлением информации).
Информация должна представляться во всех нужных аналитических разрезах.
Доходная часть: по видам доходов, по объектам налогообложения и др.
Расходная часть: по статьям затрат, по элементам затрат, по объектам затрат (в том числе совокупным итогом) и др.

2). Техническим инструментом принятия коллективных решений (утверждение тарифов, проектов и смет) является СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ПАРЛАМЕНТА (простым языком, Система продвинутой социальной сети без участия анонимусов).

3). Изменение налоговой системы
Введение прозрачных легко администрируемых налогов в разрезе простых и понятных объектов налогообложения (граждан, зарегистрированных юридических лиц, недвижимости, земельных участков, движимого имущества, товаров (продукции)).
Количество основных налогов должно быть 5-7, не более!
Налоговая система должна быть предельно простой, не требовать сложного бухгалтерского учета, быть абсолютно прозрачной, социально справедливой и технологичной с точки зрения простоты администрирования.

Налоги не должны дублироваться (т.е. когда налогооблагаемая база по сути одна, но при этом существует несколько налогов с разными названиями); быть в максимальной, но разумной мере вмененной в разрезе объектов налогообложения (например, гражданина).
От непрозрачных, легко обходных и нетехнологичных налогов (как НДС, Налог на прибыль, Налоги на зарплату) следует отказаться!
Налоговые органы с надутыми штатами (камеральными проверками) содержать слишком дорого и неэффективно (кто захочет все равно уйдет от налогов) и Общество должно перейти к легко администрируемым налогам.
Налоговая система должна быть такой, чтобы, по сути, любой гражданин смог провести соответствующую внештатную проверку (естественно бесплатно) на основании данных информационного портала. («Увидел новую палатку на улице - поинтересовался сколько она дает налогов в мой муниципалитет и дает ли вообще?»).

Напрашивается аналогия с автомобильными видеорегистраторами, когда все автолюбители, по сути, превращаются во внештатных полицейских.

Обсуждение специфических налогов (например, на добычу полезных ископаемых, на загрязнение окружающей среды и пр.) в этой статье не предусматривается.
Подробности налоговой системы будут обсуждаться в следующих статьях.

4). Изменение бюджетных приоритетов
Все задачи и проблемы «шаговой доступности» должны стать задачами и проблемами муниципального образования граждан. Не федеральной власти и не Путина!
Соответственно львиная доля налоговых средств граждан должна оставаться в муниципалитете.

Примерно так:
80% - сохраняется за муниципалитетом
15% - направляется в региональный бюджет
5% - направляется в федеральный бюджет

Сейчас все ровно наоборот; львиную долю ресурсов забирает себе Федеральный центр.
Чем больше задач «шаговой доступности» будет решаться на муниципальном уровне, тем меньше чиновников будет участвовать в процессе принятия решений по распределению общественных ресурсов, тем меньше денег будет гулять сначала вверх по вертикали, а затем в виде подачек опускаться вниз для поддержания штанов; как следствие станет существенно меньше коррупции в масштабах страны!

Это очень важный принцип. К сожалению, многие с ним не согласны, поскольку рассчитывают исключительно на доброго батюшку царя.
Пока мы не изменим в себе это понимание, наша жизнь целиком и полностью будет зависеть от многочисленной цепочки чиновников, которые принимают за нас неэффективные решения за наши же с вами деньги! А также паразитируют за наш счет!

5). Задачами «шаговой доступности» (т.е. задачами муниципального уровня) могут быть (как пример):
а). муниципальные дороги (включая инфраструктуру: «лежачие полицейские», светофоры, подземные переходы)
б). коммунальное обслуживание жилого и нежилого фонда
в). детские и образовательные учреждения
г). учреждения здравоохранения и спортивные учреждения
д). детские площадки и придомовые территории
е). общественный правопорядок
ж). множество других задач, перечень которых можно долго добавлять и уточнять

6). Федеральные и региональные органы власти фактически нанимаются гражданами для решения глобальных общественных задач, которые силами муниципалитета не могут быть решены.

Немного утрированно это выглядит так (здесь просьба не судить строго):
Глава региона не занимается популизмом перед экранами телевизоров, а конкретно определяет задачи и региональные объекты, которые необходимо решить и построить в определенном периоде.
На региональном сайте выставляется региональный перечень объектов (задач) и объем потребных ресурсов.
Глава региона, по сути, защищает свой план работы перед гражданами и просит утверждения объемов финансирования.
Граждане в зависимости от уровня доверия к Губернатору, актуальности региональных задач и правдоподобности цен поддерживают или не поддерживают планы губернатора и принимают решение об утверждении потребных ресурсов. (Техническая сторона вопроса, как указывалось, в этой статье не обсуждается).
Очевидно, что если речь идет о строительстве метрополитена, то граждане способны поддержать такой проект; если же речь идет о покупке бронированного лимузина для губернатора стоимостью 8 млн. руб., то такой проект вряд ли будет иметь шанс на успех!

На федеральном уровне действует примерно та же схема, но с небольшими оговорками, которые будут обсуждаться в следующих статьях!

7). Задачами Федеральной власти являются (как пример):
а). стратегические задачи и федеральное законодательство
б). техническая поддержка информационной системы госуслуг и всех федеральных справочников (Федерального реестра граждан, Федерального реестра недвижимости, Федерального реестра транспортных средств, Федерального реестра дипломов об образовании и пр.). Это чуть ли не самая главная задача!
в). ведение общефедеральных регламентов и стандартов (Стандартов образования, Технических регламентов, Правил дорожного движения и пр.)
г). внешняя политика
д). обороноспособность
е). денежная эмиссия
ж). федеральные дороги и магистральные коммуникации
з). федеральные объекты культуры (музеи, памятники и пр.)
и). криминальная милиция
к). множество других задач, перечень которых можно долго добавлять и уточнять (это предмет дальнейшего обсуждения)

ВЫВОДЫ:
Авторы понимают, что это всего лишь принципы, а отдельные утверждения могут быть спорными, но Мы хотим лишь задать самый общий вектор общественного обсуждения!
В следующих частях будут более подробно изложены основы налогообложения, бюджетного планирования и использования системы электронной демократии применительно к управлению экономикой в гражданском обществе.

Изо дня в день и в день по несколько раз появляются резонансные сообщения о коррупции и безответственном манипулировании общественными ресурсами, что говорит о воровстве НАШИХ ОБЩИХ СРЕДСТВ и о деградации НАШЕГО ОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ!

Основным краеугольным камнем, который наверняка вызовет массу критики, станет именно мнение о главенствующей роли и ответственности муниципального управления.
Что не говори, но пока граждане по поводу чистоты в собственном подъезде будут винить федеральную власть, и считать, что именно Путин должен решать подобный вопрос, то настоящего гражданского общества не построить и чиновники не станут меньше воровать.

Только когда граждане сами захотят решать и совместно финансировать задачи «шаговой доступности», только тогда возможно кардинальное сокращение роли промежуточных распределителей общественных ресурсов, только тогда повысится качество и контроль использования общественных средств.
До наступления подобного понимания делить бабло и принимать решения будут чиновники с мигалками!
Увы!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ………

UPDATE:
Часть 3. СОСЕДИ
Часть 4. ПАРТИИ
Часть 5.ВЫБОРЫ

Гражданское общество, Электронная демократия, Экономика

Previous post Next post
Up