Святыни под спудом пирамиды в Лувре, а нам - Пикассо

Mar 04, 2010 22:59


На 3-й седмице Великого поста приходится прервать благое молчание из-за экстраординарных событий, связанных с беспрецедентным вывозом сонма русских святынь во Францию. 2 марта 2010 г. в Париже, в Большом Наполеоновском зале Лувра, открылась выставка «Sainte Russie - L’art en Russie des origins à Pierre le Grand» (Святая Русь. Русское искусство с древнейших времен до эпохи Петра I), которая претендует стать одним из ключевых событий «Года России» во Франции (см. видео).

image Click to view



На парижской выставке представлены 438 бесценных раритетов из коллекций 17 российских музеев, четырех библиотек и одного архива (см. список участников ниже).


По собственному признанию замдиректора ГИМа Тамары Игумновой, «выставка по своему составу беспрецедентная, ведь среди более 400 памятников древнерусского искусства представлены экспонаты, которые просто боялись вывозить за пределы России: золотой оклад от Троицы Андрея Рублева, золотые врата города Суздаля, надгробный иконостас царевны Софьи из Новодевичьего монастыря, жалованная грамота великого князя Ивана III 1497 г., грамота Вселенского собора на утверждение патриаршества на Руси 1590 г., уникальные рукописи, например, том Лицевого летописного свода времен Ивана Грозного, которых сохранилось всего 10, иконы 14-17 веков, в том числе кисти Феофана, Андрея Рублева, икона святые великомученики Борис и Глеб 14 в. При этом французские специалисты могли выбирать памятники для выставки и обращали внимание на памятники самого высокого ряда. Многие наши музеи, в том числе Исторический, пошли на то, чтобы изъять некоторые памятники из постоянной экспозиции».



Ни дата отправки шедевров, ни способ их доставки в Лувр не разглашались, будто бы «из соображений безопасности». Тем не менее, согласно поступившим сведениям, Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ), например, отправил во Францию 10 редчайших древнерусских памятников мирового значения XII-XV вв. из своей коллекции в специальном фургоне с системой климат-контроля. Впервые за пределы России были вывезены уникальные западные «Златые врата» XII в. из Богородице-Рождественского собора Суздаля высотой более 3,7 метра со створками шириной в 1,2 м и 1,3 м весом более 300 кг каждая, «Максимовская» икона Богоматери (XIII в.), «Владимирская» письма прп. Андрея Рублева (начало XV в.), «Покров Богоматери» (XV в.) и уникальные элементы архитектурного декора белокаменных храмов: Рождественского и Успенского соборов Владимира, церкви Покрова на Нерли, Рождественского собора в Боголюбове. Как заявила директор ВСМЗ Алиса Аксенова, «придется доставить в Париж два блока Успенского собора - с львиными мордами, ну и, конечно, икону Божией Матери кисти Рублева».

Разрешение на вывоз святынь предоставило Министерство культуры РФ, а Франция, в свою очередь, должна была предоставить российской стороне гарантии иммунитета шедевров. Не только музейщики хорошо наслышаны о злоключениях экспонатов Третьяковки и ГМИИ на выставках в Италии и в Швейцарии из-за недоработки правовых вопросов (одни только иски пресловутой фирмы «Нога» чего стоят!). Что касается нашего Музея имени Андрея Рублева, то кадровые сотрудники да и друзья сайта знают, чего стоило добиться возврата выставки «Аз есмь свет миру (Пять веков русской живописи)» с подлинными иконами 16-18 веков и фресками, застрахованными на 8479 тыс. долларов США, но выданными администрацией Г.В. Попова для показа в Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии … без какого-либо материального возмещения!

Вот и сейчас в приказе министра культуры Александра Авдеева № 912 от 30.12.2009 почему-то упомянуты лишь распоряжение Президента Российской Федерации от 21.01.2009 № 34-рп «О проведении Года Российской Федерации во Французской Республике и Года Французской Республики в Российской Федерации», а также  совместное российско-французское заявление о Годе России во Франции и Франции в России в 2010 г., подписанное 27.12.2009 в Рамбуйе (Франция) Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным и Премьер-министром Французской Республики Ф. Фийоном. А где же правовые гарантии?

Как стало известно, общая страховая стоимость выставки «Святая Русь. Русское искусство с древнейших времен до эпохи Петра I» в целом достигает почти 1 миллиард евро, причем только 47 новгородских реликвий XI-XVI вв. застрахованы на несколько миллионов евро. Своего рода «залогом» за русские святыни в Париже стали 200 работ Пикассо, которые представлены на выставке «Пикассо. Москва» в ГМИИ, в официальном открытии которой 25 февраля приняла участие супруга Президента России Светлана Медведева (см. видео).

image Click to view


Правда, в отличие от российских музейщиков экспонаты из Национального музея Пикассо в Париже никто не изымал из основной экспозиции (по мировым музейным меркам, это сущий моветон!), поскольку парижский музей уже давно закрыт на реконструкцию. Стоит напомнить, что предыдущая выставка русских древностей в Париже в далеком 1974 г. сопровождалась одновременным показом в России шедевра из шедевров - знаменитой леонардовской Джоконды, которую скрепя сердце выдал «Советам» Пьер Коньям, тогдашний директор Лувра. Как водится, сейчас никто в российской «вертикали власти» и не подумал соблюсти хоть какой-то паритет, а вот французы оказались, как всегда, более памятливы и на выставку «Sainte Russie» запросили из Вологодского музея-заповедника понравившийся им силуэтный горельеф «Чудо Георгия о змие» второй половины XVI в. (из собрания вологодского епархиального Древлехранилища!), который уже экспонировался у них на выставке 1974 г. Более того, на этот раз Лувру удалось заполучить из того же музея и чудотворную икону «Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием» письма «великого Дионисия» (конец XV в.), никогда не покидавшую Россию (см. илл. ниже).

Не позаботились участники с российской стороны и о должном выставочном помещении для впервые выданных из отечественных хранилищ экспонатов, соответствующем их высочайшему статусу святынь Православия. Новый выставочный зал, где проходит выставка «Sainte Russie», расположен близ главного входа в Лувр прямо под стеклянным колпаком пирамиды, под спудом которой в буквальном смысле и оказались наши святыни (см. илл.).







Как же так получилось, что в самый разгар противоборства в России сторонников и противников передачи Церкви реквизированных богоборцами ценностей на заграничные «гастроли» были отправлены не просто уникальные иконы, но самые что ни на есть святыни?!

В нашем сообщении « Сила и немощь: Власть и Святыни» уже был поставлен вопрос, была ли проинформирована организаторами выставки в Лувре Русская Православная Церковь как единственный законный правопреемник Православной Российской Церкви, у которой эти святыни были отторгнуты вскоре после 1917 г.: http://expertmus.livejournal.com/51678.html.  Как удалось выяснить, предусмотрительные французы, приступив к отбору экспонатов еще в 2005 г., соблюли все необходимые формальности. Два года назад, 6 марта 2008 г., на аудиенции у Святейшего нынешний директор Лувра Анри Луаретт и посол Франции в России Станислас де Лабуле представили концепцию выставки «Святая Русь», которую Патриарх Алексий II … одобрил. Только одно непонятно, как почивший Предстоятель мог преподать благословение на вывоз из России подлинника (см. илл. ниже) Соборной грамоты восточных патриархов об утверждении патриаршества 1590 г.?! Любой из россиян знает, что такое лишиться оригинала регистрационных документов на свое имя, а тут - вся Русская Церковь! Или этого «экспоната» не было указано в концепции? Бедный Патриарх, мог ли он знать, идя навстречу пожеланиям французов, что не пройдет и полгода, как у себя на Родине он и в его лице вся наша Церковь в ответ на просьбу о временной выдаче из ГТГ чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева на праздничные богослужения в Троице-Сергиевой Лавре в год 400-летия ее героической обороны от польско-литовских интервентов получит чудовищный скандеж кучки интриганов, посмевших оскорбить самого Патриарха, назвав его «высокопоставленным чиновником», как это проделал их «рупор» Левон Нерсеян («Речь... идет о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем "исторической справедливости". И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов»).

Сплотившись под лозунгом «Бей попов! Спасай засилье!», все эти поповы, лифшицы, вздорновы пустились во вся тяжкая, обвиняя монахов Троицкой Лавры в организации чудес от своей главной святыни, а именно, от св. мощей прп. Сергия Радонежского, и разоблачая рублевскую «Троицу» «как нечто чудотворное»: http://expertmus.livejournal.com/28442.html. Поскольку их «местечковость» видна невооруженным глазом, то они пытаются мимикрировать, организуя через либеральные СМИ «письма запорожцев турецкому султану», то бишь «деятелей науки и искусства» или «150 музейных работников» на имя Президента и Патриарха. Прежде всего, в данных посланиях поражает явное неуважение к столь высоким адресатам, которых просто пытаются дезинформировать. Например, избитый тезис о гибели рублевских фресок во владимирском Успенском соборе якобы в результате церковной «эксплуатации здания» есть не что иное, как сокрытие давно известной всем специалистам халатности самих реставраторов, использовавших для закрепления фресок новый синтетический клей, который (БЕЗ ИСПЫТАНИЙ!) был применен сразу почти по всему своду, о чем шла речь в нашем сообщении « Кто виноват в гибели фресок прп. Андрея Рублева»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/3287.html. То, что росписи прп. Андрея Рублева во Владимире пострадали от методически несостоятельных реставраций, было выяснено лишь благодаря независимой экспертизе, а сами исполнители даже не подозревали о том, что натворили, пребывая в полном удовлетворении достигнутым. Точно также обстоит дело и с нашумевшей историей будто бы о гибели «Боголюбской», где истинной причиной стали все те же реставрационные ошибки и некондиционное оборудование, а вовсе не «использование в богослужебных целях». Не знать этого «досье» на проблемные памятники те «сообщники», кто сейчас ополчился на Церковь, не могут, в силу чего все их сотрясения воздуха представляют из себя жалкие попытки переложить вину с больной головы на здоровую и манипуляции общественным мнением.

В то же время сам ход борьбы против возвращения святынь Церкви с помощью организации кампаний по сбору подписей под т.н. «открытыми письмами» обнаруживает достаточную замшелость инициаторов, живущих в демократической России, а помнящих времена «разоблачительных писем» в газету «Правда»:-) Так что правы те представителя Церкви, кто ратует за широкую общественную дискуссию на столь животрепещущую тему, ведь только так можно будет пресечь все попытки «решить вопрос» кулуарными методами. Не случайно уже не раз в нашем музейном блоге звучало предложение о создании Патриаршего Церковно-археологического Музея «Ризница Русской Православной Церкви» и учреждении синодального Церковно-археологического отдела, что для самой Церкви стало едва ли не самой насущной задачей: http://expertmus.livejournal.com/49622.html.

image Click to view


Что касается выставки в Лувре (см. видео), то сам факт ее подготовки и проведения сразу вывел на чистую воду доморощенных «борцов от лукаваго», вскрыв беспочвенность и несостоятельность всех их «аргументов». Так, в раздутом скандале вокруг Торопецкой иконы эти «эксперты» пытались всех уверить, что такие «самые старые иконы» даже трогать с места нельзя. Тогда в ходе дискуссии на нашем сайте всплыла давнишная история вокруг выставки в американском частном музее Соломона Гугенхайма на Манхеттене, куда директор ЦМиАР Г.В. Попов «предложил включить никогда ранее не вывозившиеся из страны бесценные иконы второй половины XIV в., ряд икон XV в.». Узнав впервые о сем неприглядном факте, некоторые юзеры поспешили к противной «стороне» с расспросами, на которые тот же Нерсесян (_corso_) не моргнув глазом изрек, что, дескать, это были «всего лишь» предложения:-)

Оказалось не то «XIV» - в Париж можно вывезти аж «XIII» век, ЕДИНСТВЕННЫЕ на всем белом свете СВЯТЫНИ, и ни дальность маршрута, ни возможные риски вовсе и не являются теми негативными факторами, под предлогом которых чинятся всевозможные препятствия при передачи музейных ценностей Церкви в России. Как промелькнуло где-то в СМИ, что «Париж стоит мессы». Между прочим, даже директор Лувра Анри Луаретт не исключал вероятности всяких рисков при переезде русских раритетов и как в воду глядел: накануне открытия выставки в Париже над Францией пролетел такой ураган, что унесло несколько человеческих жизней…

Еще одним часто звучащим «профессиональным» аргументом «борцов от лукаваго» является пресловутая смена климата при «перемене мест», которая якобы мешает передавать иконы из музейных депозитариев Церкви. Увы, подчас декларируемые «обязательные условия музейного экспонирования» в действующих храмах смахивают на откровенный шантаж, ведь не всегда отыщется благотворитель, который пожертвует для Церкви такую дорогостоящую капсулу-валлиокассету, как для чудотворной Торопецкой иконы. Но, самое главное, многие реставраторы считают само заключение иконы в подобные капсулы губительным для памятников древнерусской живописи! Кстати, на выставке в Париже никаких особых витрин-капсул для русских раритетов не наблюдается, и смена «стабильного режима» хранения, выходит, ни при чем.

Ну, и, наконец, сохранность самих икон, оказывается, не такое уж непреодолимое препятствие, если речь заходит о Лувре:-) Взять ту же «Максимовскую» икону Богоматери (XIII в.), которую впервые отправил за границу Владимиро-Суздальский музей-заповедник (см. илл. ниже). Еще В.Н. Лазарев в своё время отмечал, что «Богоматерь Максимовская» находится «в очень плохом состоянии сохранности», к тому же «грубо реставрированная». «Грубо» - это еще мягко сказано, на самом деле, по мнению большинства экспертов, в результате сомнительной музейной реставрации чудотворная «Максимовская» икона Богоматери БЕЗВОЗВРАТНО утратила свою культурно-историческую аутентичность! То, что она приглянулась музейщикам из Лувра, говорит только об уровне их компетентности.



Впрочем, если судить по разухабистым афишам ко всему этому культурному мероприятию (см. илл.), современные французы воспринимают русскую культуру … на уровне матрешек и не более того:-( Разумеется, в культурную программу Лувра вошла и непременная ретроспекция фильмов Тарковского, ну куда уж тут денешься без его «Страстей по Андрею Рублеву». Предусмотрен также в рамках выставки «Sainte Russie» и научный коллоквиум на тему «L’invention de la Sainte Russie» (Идея Святой Руси), который пройдет 26-27 марта под эгидой Лувра и ряда парижских институтов (CNRS-Centre André Chastel, l’Ecole des hautes études en sciences sociales et l’Ecole nationale supèrieure des Beaux-Arts). Правда, представители нашей Церкви уже провели свой симпозиум «Духовное наследие Святой Руси», который прошел 1 марта в Коллегиуме Бернардинцев.

Вся эта затея с вывозом русских святынь на выставку во Францию, увы, не вызвала сколь-нибудь заметного протеста ни со стороны православной общественности, ни у известных в патриотических кругах экспертов, и уж тем более не в стане «борцов» против передачи икон Церкви. Знать, прошли те времена, когда музейные специалисты мужественно возвышали свой голос в защиту наследия Святой Руси, когда ему грозила реальная опасность. Вспоминается Николай Петрович Сычев (1883-1964), выдающийся искусствовед, историк византийского и древнерусского искусства, ученик Д.В. Айналова, - он был единственным, кто изъял большую группу памятников (главным образом, ленинградских музеев) из состава зарубежной выставки русских икон 1929-1932 гг. в Лондоне и Чикаго, куда попала даже «Владимирская» письма прп. Андрея Рублева (см. илл. ниже). Протест Сычева против вывоза святынь за границу по тем временам был сродни подвигу и закончился для него арестом в 1933 г. по доносу археолога М.К. Каргера (ОР ГРМ. Ф. 163. Д. 61. Л. 2). Сычеву было предъявлено обвинение в принадлежности к к.-р. «Российской национальной партии» (мифических «Русских фашистов»), ячейку которой он якобы возглавлял в Русском музее, и будто бы он даже завербовал П.Д. Барановского (Следственное дело «Российской национальной партии» 1933-1934 г.. ЦА ФСБ РФ. Р-28879. Т. 10. Л. 28). Сходные доносы, по которым пострадали о. Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, привели к тому, что они были расстреляны по таким же сфабрикованным делам «Контрреволюционной националистической фашистской организации ”Партия возрождения России”»…

Ту пропасть, которая пролегла между тем поколением русских подвижников и нынешними «борцами» от культуры, наглядно демонстрирует даже луврская выставка русских святынь, где впервые собраны почти все уцелевшие до наших дней свидетели былой красоты Святой Руси. Но почему-то министр культуры Александр Авдеев даже и не помышляет о том, чтобы познакомить сограждан своей страны с такой феноменальной экспозицией… Ну что же, попытаемся на страницах нашего музейного сайта хоть отчасти компенсировать столь досадное упущение.



Максимовская икона Богоматери.
Ок. 1299.
165 × 66.3.
ВСМЗ. Инв. В-2816.
Надпись на иконе: «Сей чудотворный и святой образ Пресвятой Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299), по видению Максима, митрополита Владимирского и всея России чудотворца, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келии своей мало уснув, абие видит, аки на яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Предвечного Младенца, и глагола: рабе Мой, Максим! Добре пришел еси семо посетите град Мой. И подаде ему омофор, глаголя: приими омофор сей и паси во граде Моем словесныя овцы. Он же прием возбудися от сна своего, и в келии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час; абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша в него омофор той, и прославися сие чудо по всей земле Русской и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый, а омофор святый во время безбожнаго царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо».
Во время нашествия на Владимир татарского царевича Талыча (в 1412 г.) омофор митрополита Максима был сокрыт в безопасное, тайное место ключарем собора Патрикием. Когда татары завладели городом, они ворвались в Успенский собор и потребовали от ключаря указать тайник, где хранится ризница собора. Патрикий отказал им в этом и был предан ужасным мучениям (известный сюжет в фильме «Андрей Рублев» с Никулиным: http://www.youtube.com/user/expertmus#p/u/43/a1XV0khZjVQ). См. подробнее статью Олега Германовича Ульянова: Летопись древнего собора: неизвестные страницы / Историческая справка о приделе святого великомученика и целителя Пантелеимона в Успенском соборе города Владимира // Церковная археология. 1995. Вып. 2. С. 28-29.
В кафедральном Успенском соборе «образ Прсвтые Бцы Одигитрия, в подножии моление Максима митрополита» помещался по правую сторону царских дверей среди местных икон, судя по описи 1693 г. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 3). В описи 1695 г. чудотворная «Максимовская» икона Богоматери названа несколько иначе: «моление Максима митрополита» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 46). В 1708 г. по правую сторону царских дверей указан «на гробе Максима митрополита Греченина образ Пресвятые Богородицы в молении Максима митрополита» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 2764. Л. 10 об.).



База колонки аркатурно-колончатого фриза.
Владимир.
Конец XII- начало XIII вв.
24 х 19 х 9,5.
Фрагмент происходит из Успенского собора во Владимире, где украшал стены галереи, устроенные при Всеволоде Большое гнездо.
ГИМ. Инв. 25283. Оп. 2364.



Владимирская икона Богоматери.
Андрей Рублев?
Ок. 1408.
101 х 69.
ВСМЗ. Инв. В-2971.



Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием.
Дионисий.
Ок. 1485 г.
139,5 х 111.
Икона происходит из местного ряда иконостаса Спасского собора Димитриева Прилуцкого монастыря, откуда была изъята и поступила в Вологодский музей по акту от 26.08.1924 г.
ВМЗ. Инв. № 1593.
Образ почитался чудотворным и был увезён в 1487 г. при Иване III в Москву для помощи русским войскам в походе на Казань. При возвращении иконы святого Димитрия Прилуцкого в Вологду 3 июня 1503 г. епископом Никоном была устроена торжественная встреча, позже установлен соответствующий этому знаменательному событию местный праздник.



Соборная грамота восточных патриархов об утверждении патриаршества в России.
1590 г.
РГАДА. Ф. 52.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



святыня, СМИ о ЦМиАР, #икона, #Православие, расследование, лекторий, #иконопись, иконопись, #Музей

Previous post Next post
Up