Эта статья написана на основе брошюры Поварнина
"Как читать книги". Статья состоит из трех частей.
Вторая часть здесь,
третья - здесь . Все умеют читать.
Это утверждение верно только в том случае, когда под чтением подразумевается распознавание символов, слов, предложений. Между тем распознавание символов - только первый шаг. Человек не становится шахматистом от того, что узнаёт правила игры.
Наша система образования, в особенности высшего, направлена на то, чтобы научить студента читать в более широком смысле этого слова, то есть выделять главное, подбирать литературу, охватывать большие вопросы. Однако же теорию чтения ни в школе, ни в ВУЗах не преподают.
Существует простой тест. Ответьте на вопросы. Какую книгу вы закончили читать в последнее время? Зачем вы её читали? О чём эта книга? Что вы усвоили?
Даже если ваши ответы конкретны настолько, что их не стыдно изложить в письменном виде, вам всё равно рекомендуется прочесть эту статью. Если вы не можете ответить на эти вопросы, то читать дальше вам следует в два раза внимательнее. Цель данной статьи - дать теоретические основы чтения и некоторые практические рекомендации.
Перед тем, как приступать к процессу чтения, следует ответить на два вопроса: что читать и как читать. Читать что попало и как придется, ради самого процесса или банального убийства времени - занятие неблагодарное и бестолковое. От этого можно превратиться в верхогляда, располагающего разрозненными сведениями по разным вопросам, не умеющего толком объяснить ни своих, ни чужих мнений.
«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели», - говорил Гете. Поэт как бы намекает нам, что чтение - это великое искусство, которому можно посвятить всю свою жизнь, но так и не достичь совершенства. Не отрицая того, что совершенству предела нет, предположим тем не менее, что слова Гёте вызваны отсутствием теоретической базы.
Чтобы управиться быстрее, чем за 80 лет, существуют два простых правила. Во-первых, способ чтения должен быть избран в зависимости от целей чтения. Во-вторых, от всякой книги необходимо брать максимум того, что она может дать. Ответ на вопрос «Как читать книги?» сводится таким образом к рекомендации следовать этим правилам. Давайте же разбираться с ними.
Начнем с целей и способов. Существует великое множество целей чтения, но в данной статье мы не будем говорить о таких целях, как развлечение и убийство времени. Выделим более серьёзные, высшие цели.
1) Чтение для пополнения сведений о каком-либо вопросе. С такой целью обычно читают новости и обзоры вопросов, более или менее известных читателю.
2) Чтение для вдохновения, мотивации к поступкам. Таковы, например, биографии выдающихся людей, написанные с любовью к их героям. Они подают читателю положительный пример, зовут к начинаниям и свершениям.
3) Чтение выдающихся произведений искусства. Это область культурного, нравственного развития. Не всякая художественная литература становится произведением искусства. Отличительная черта искусства - богатство содержания, разнообразие смыслов, простор для толкования.
5) Чтение для самообразования. Когда стоит такая цель, работа обыкновенно не ограничивается одной книгой, она носит систематический характер, подчинена плану.
Цель чтения должна соответствовать материалу книги. Невозможно читать «Архипелаг ГУЛАГ» с целью изучения истории или «Философию науки» для развлечения. Однако следует помнить, что одну и ту же книгу можно читать с разными целями, следовательно и разными способами.
Способов чтения существует ещё больше. Классифицируем их на три группы.
1) По полноте:
- выборочное неполное чтение, когда книгу читают внимательно, но отрывками;
- полное чтение без проработки, когда книгу читают внимательно и целиком, но на этом работа с книгой заканчивается;
2) По роли читателя:
- пассивное чтение, когда мировоззрение автора существует отдельно от мировоззрения читателя, и читатель не подвергает оценкам взгляды автора.
- активное чтение, когда взгляды автора сравниваются с взглядами читателя и находят подтверждение, либо подвергаются критике.
3) По глубине (градаций глубины может быть сколько угодно, указаны лишь крайние значения):
- поверхностное чтение предполагает знакомство с книгой, но книга не встраивается в мировоззрение читателя;
- глубокое чтение предполагает освоение, то есть мысли автора становятся для читателя «своими».
Идеальный читатель должен владеть всеми способами чтения и выбирать их в зависимости от целей чтения и читаемой книги. Стремление к идеалу - программа-максимум. Программа минимум - отчетливость чтения. Что бы читатель ни прочитал, он должен ясно представлять, что именно он прочитал и зачем.
Для того, чтобы достигнуть отчетливости чтения, над книгой необходимо работать. В чем заключается эта работа, будет рассказано во второй части статьи.