Третья, заключительная часть статьи.
Первая часть здесь,
вторая - здесь. Предположим, перед нами нужная и важная книга. Как же читать её?
Вспомним здесь, что способ чтения зависит от целей.
Предположим, перед нами книга для вдохновения. Такие книги необходимы. Они зовут нас к высокому, побуждают к свершениям, подают примеры. Не всякая книга годится на роль вдохновляющей. Их приходится искать, нащупывать. Главное правило чтения таких книг: пропускать их через себя, впитывать. Тут не место критике. При чтении желательно перенимать на себя то высокое, о чем там написано, не отделять себя от книги.
Выдающиеся произведения искусства, во всяком случае, в первый раз, следует читать пассивно. Надо помнить, что главная задача - стать свидетелем событий, почувствовать настроение и мотивы героев. Здесь уместна роль стороннего наблюдателя. Проработку, анализ таких книг следует делать позже: при втором-третьем прочтении.
Восприятие и анализ - разные процессы, не нужно их совмещать. Критерием искусства является глубина и многогранность, поэтому при последующих прочтениях в таких книгах открываются новые нюансы, подробности, уточняются смыслы. При чтении крупных произведений искусства, насыщенных сюжетами и героями поневоле возникает диалог, оценка событий, возмущение или согласие. Все эти реакции должны быть естественны.
Мнение, что роль искусства ограничивается эстетическим наслаждением - однобоко, неполно, а значит ошибочно. Искусство, помимо всего прочего, даёт возможность перенять чужой опыт, в том числе чувственный, пережить страсти героев, их мысли, ощутить волю и мотивы. Для этого читатель должен обладать развитым воображением. Чтобы взять от произведения искусства всё сполна, его необходимо перечитывать. Как бы ни был хорош читатель, с первого раза все нюансы уловить невозможно.
Чтение критики неизбежно при выборе книги. Однако если существует готовый план чтения, лучше сначала прочитать книгу, а потом критику на неё, чтобы можно было сравнить свои впечатления.
Человеческое восприятие устроено так, что нам удобнее переходить от общего к частному. При чтении книг это правило часто нарушается. Нам приходится сначала знакомиться с деталями, а потом пытаться понять общую картину. На последнее у иных читателей не хватает умений и сил. Чтобы исправить положение, необходимо перед глубокой проработкой совершить предварительное знакомство с книгой.
Для предварительного знакомства с научной книгой служат введение, заключение и содержание книги. Начинать следует именно с них. Во введении ставятся задачи, которые решает книга. Из него часто можно понять требуемый уровень подготовки читателя. Заключение, как правило, подводит итог, содержит суть изучаемого вопроса, а также нерешённые проблемы. Толково составленное оглавление содержит анализ изучаемого вопроса, его составные части. Оно представляет собой план чтения.
Предварительное знакомство особенно важно, если тема для читателя не нова. В этом случае он может заранее оценить пользу книги, выделить незнакомые для себя нюансы и сосредоточиться на них. Предварительный просмотр книги заключается в изучении введения, заключения и содержания. После чего книгу можно бегло пролистать с остановкой на иллюстрациях и схемах. Во многих книгах содержится резюме каждой главы. Оно также помогает предварительному знакомству.
При проработке научных книг решают три задачи, неразрывно связанные друг с другом:
1) понимание её содержания;
2) реакция, выявление отношения содержания книги с уже известным читателю;
3) во многих случаях требуется оценка прочитанного.
Понимание книги - задача нетривиальная. Многие читатели не в состоянии ответить на вопрос, о чем такая-то книга, даже если они только что прочли её. Для понимания требуется достаточная подготовка, знание научного языка и умение вникать в прочитанное.
Как правило, одни научные знания основываются на других, без соответствующей базы понимание невозможно в принципе. Всякая научная теория формирует глоссарий. Если термины неизвестны, то от чтения книги пользы не больше, чем от прослушивания речи на незнакомом языке, поэтому знание научного языка необходимо.
Вникать в прочитанное значит понимать смысл его и область применения. Всякое научное знание предполагает его практическое использование. Можно прочесть учебник арифметики, но это бесполезно, если читатель не может решить примеры.
Реакция на книгу составляет главную часть работы. Читатель обдумывает книгу, сравнивает содержание с собственным мировоззрением, знаниями, опытом. Какие-то вопросы уточняются, какие-то заблуждения отвергаются, мировоззрение в целом дополняется и расширяется. Существует два противоположных типа реакции:
1) усвоение, когда содержание книги становится своим целиком;
2) отрицание, когда содержание книги целиком отрицается.
При изучении научных вопросов полезно читать книги противоположного содержания в связи с объективностью и полнотой изучения. Не следует считать отрицание плохим результатом. Знание существа заблуждений во многих случаях не менее полезно, чем знание существа истин.
Всякий читатель имеет право критиковать и оценивать прочитанное. Надо только помнить некоторые вещи. Например, критика по научному вопросу предполагает не меньшее, чем у автора знание данного вопроса. Кроме того, критика - это не только выявление недостатков, но и определение достоинств. Надо понимать разницу «весовых категорий» читателя и писателя и знать цену своим оценкам и критике.
В процессе чтения полезно идти от общего впечатления к частному. Этот подход справедлив не только для книги в целом, но и для отдельных её глав. Полезно просмотреть главу, понять её план, круг освещаемых вопросов и связь между ними. После этого следует прорабатывать каждый вопрос по отдельности.
После чтения отдельного параграфа необходимо уметь сформулировать в кратких словах его смысл. При невозможности сделать это, следует повторить прочтение, постараться вникнуть, впитать в себя содержание параграфа. Если все попытки безуспешны, следует пропустить параграф с тем, чтобы вернуться к нему после.
Хорошим стилем написания научных книг является доказательство тезисов. Умение разобраться в доказательствах играет важную роль при усвоении материала. Теорией доказательств занимается логика. Но краткая схема доказательства такова. В поддержку тезиса приводятся аргументы (посылки), устанавливается связь между аргументами и тезисом, делается вывод об истинности тезиса. Если тезис необходимо вытекает из посылок, значит доказательство верно. Многим людям проще усвоить ход рассуждений и основания для тезиса, чем сам тезис.
После того, как проделан путь от общего к частному и частности усвоены, проработаны, необходимо проделать обратный путь от частностей к общему впечатлению от книги. Необходимо найти связи между отдельными главами, понять структуру книги, объяснить самому себе именно такую последовательность вопросов. Этот процесс напоминает практическое изучение механизма. После обзора механизма разбирают его на части, разбираются с назначением каждой из них и связями между частями. Однако эта работа была бы неполной без дальнейшей сборки механизма, восстановления его первоначального вида.
Приведём алгоритм перехода от частей к целому
1) необходимо по возможности коротко и связно сформулировать главные мысли, суть книги (лучше всего в письменном виде);
2) необходимо по памяти восстановить структуру книги, её содержание;
3) если по ходу чтения велись конспекты, записи по отдельным главам, полезно переработать их в общий конспект;
4) если к книге приложен предметный указатель, необходимо выделить наиболее важные из этих предметов и ещё раз повторить сведения, которые приводит автор по данным предметам.
Такое чтение очень полезно, хоть и трудно поначалу. Содержание книги, основные мысли её запоминаются, усваиваются читателем. Затраченный труд оборачивается расширением знаний, новым опытом, самосовершенствованием.
После проработки одной книги бывает очень полезным взять книгу противоположного содержания, чтобы сравнить аргументы разных автором в пользу противоположных точек зрения. В этом случае уместно говорить не столько об изучении отдельных книг, сколько об изучении вопроса, обширной темы.