Продолжение статьи.
Первая часть здесь,
третья - здесь. Мы подошли к вопросу, в чем заключается работа над книгой.
Работа над книгой, в особенности над научной, состоит в том, чтобы, во-первых, понять её содержание. Если речь идёт о художественной литературе, то от читателя требуется поучаствовать в описываемых событиях, пережить их. Какая бы книга ни была, читатель должен уметь ответить, о чем она.
Следующий этап работы - оценка. Она возникает при сравнении текста с тем, что уже известно читателю. При выставлении оценки следует держаться правила: любое согласие и несогласие с мнением автора должно быть аргументировано. Накапливая знания, мы привыкаем к своей картине мира и всё крепче держимся за неё. Некоторые из встречающихся нам книг как бы совершают переворот в нас. В такие моменты особенно следует помнить об аргументированности оценок, чтобы не подменять разум чувствами.
Всякая книга чему-нибудь учит. Учеба - это третий этап работы над книгой. Предполагается, что читатель возьмет в свою повседневную жизнь новые идеи, обратит их в навыки. Тут-то и прояснятся зачастую смысл книги, уточняются оценки.
Даже если исследуемые в книге вопросы читателю известны априори, всегда можно рассмотреть алгоритм мышления автора, его подход к проблеме и взять что-то для себя.
Работе над книгой помогает ряд навыков, первый из которых - умение сосредотачиваться на тексте. Нас отвлекают не только внешние факторы, но и внутренние. Например, очень часто параллельно чтению идёт смутно осознаваемый поток посторонних мыслей, переживаний, неожиданных воспоминаний.
Неумение должным образом сосредоточиться на тексте является главной причиной слабого его усвоения. Когда здоровый человек жалуется, что не помнит ничего из только что прочитанного, это означает, что читал он невнимательно.
Должная острота внимания достигается тренировкой. Читайте с полным сосредоточением. Как только вас отвлекли посторонние мысли, остановитесь. Ответьте на вопрос, что вы только что прочитали, отбросьте свои мысли и продолжайте читать.
В любом тексте есть скелет: главные мысли. Мясо текста (доказательства, метафоры, риторические приёмы, познавательные истории) нужно автору, чтобы разъяснить и вложить в голову читателя главные мысли. Читатель должен различать в книге главное, уметь ухватить суть вопроса. Необходимо расчленить текст, отделять тезисы от их доказательств и иллюстраций.
С другой стороны за множеством тезисов читатель должен уметь охватывать всё содержание книги, различать лес за деревьями.
Роль воображения при чтении не только в том, чтобы ассоциировать себя с героями художыественного произведения. Воображение является необходимым условием для самообразования. Оно в некоторой степени заменяет нам собственный опыт. Последовательно и точно представляя себе порядок оказания первой медицинской помощи, мы перенимаем большой опыт. Именно воображение помогает нам видеть последствия собственных поступков.
С другой стороны воображение не должно замещать мышление. Необходимое условие для правильного чтения - мыслить последовательно и осторожно, не выдумывать своих подробностей, избегать ложных выводов.
Хорошему чтению препятствует ряд внутренних факторов, первый из которых - нетерпеливость. Заглянуть в конец, пропустить скучное описание, бросить раздел недочитанным - всё это очень знакомо читателям, особенно юным. Суетливое нервное дергание не способствует хорошему чтению.
Часто бывают ситуации, когда за неадекватно короткий промежуток времени требуется прочитать большой объём информации. Такие ситуации проходят по «ведомству» организации собственного времени и к нашей теме не относятся. Однако же общие рекомендации в той области сводятся к русской пословице: «Делу время, потехе час».
Самая важная помеха при чтении - лень мышления и воображения. Часто, чтобы разобраться в описании или доказательстве, необходимо напрягаться, но делать этого не хочется. Несмотря на то, что лень - наиболее распространённый и чуть ли не идеализированный человеческий недостаток, для процесса чтения она не помощница.
Лень преодолевается тренировкой. К недостаточно усвоенному материалу возвращаются вновь и вновь до полного усвоения. Русская пословица «Ленивый делает дважды» очень милостива. В реальности приходится перечитывать одно и то же по многу раз, прежде наступления понимания того, что дополнительное умственное напряжение экономит время.
Описанные препятствия являются объективными. Лень и нетерпение в той или иной мере присутствуют у всех людей и от чтения никак не зависят. Помимо них существует ряд вредных привычек, которые вырабатывают в процессе чтения.
Иные читатели вполне способны достаточно сосредотачиваться на чтении, но имеют привычку думать о другом в процессе чтения. Это случается вследствие небрежного отношения к деятельности.
По роду занятий некоторым людям неизбежно приходится пролистывать, не углубляясь, массу книг. Так формируется привычка пробегать, пролистывать все читаемые книги. Это может привести к потере навыка чтения медленного, полного, глубокого, поэтому рекомендуется хотя бы одну книгу читать спокойно от корки до корки.
Чтение запоем является вредной привычкой, указателем неспособности к должной самоорганизации. Против чтения запоем можно привести такой аргумент: чем больше глотаемый кусок, тем хуже он усваивается.
Некоторые книги не стоит читать полностью. В отсутствие ясного плана чтения нам неизбежно попадаются книги, которые мы оставляем, не дочитав до конца. Это может привести к привычке вообще все книги бросать, не дочитав.
Выработать правильные навыки чтения, преодолеть препятствия и побороть вредные привычки помогут советы.
1) Не читать слишком много, предпочитать качество количеству.
2) Выбирать нужные и полезные книги. Если есть выбор между полезным и занимательным, предпочитать полезное. Помнить, что неиспользуемые знания - это умственный балласт.
3) Выбирать книги по силам. Не стоит гнаться за легкостью чтения. Для чтения нужно прикладывать некоторое усилие, но и слишком сложных, непонятных книг читать не следует.
4) Быть разборчивым в чтении. Читать хорошие книги. Выбирать лучших авторов, как бы идеалистично и наивно это ни звучало.
5) При чтении придерживаться плана, особенно если стоит образовательная задача. Двигаться от простого к сложному.