Иной раз жалят нас вопросы,
Сильней, чем пчелы или осы:
Где ж наш источник животворный?
Не там ли также и тлетворный?
Не в нас ли он самих -
В одном или двоих?
Встреча - Ефим Честняков Допустим возникает жизненная ситуация.
В ответ на жизненную ситуацию всегда есть альтернативы действий.
Даже если это просто событие, то возможны альтернативные мнения (оттенки отношения) к событию.
Мнение, сформированное сознанием - это же тоже действие.
Что говорит академическая теория управления?
Есть альтернативы и нужно выбрать лучшую.
Лицо, принимающее решение, рисует таблицу альтернатив.
И затем выбирает из альтернатив ту, которая оптимальна с точки зрения критерия оптимальности.
Критерий оптимальности не существует без цели управления.
Выбор производится при помощи алгоритма поиска оптимального решения или целевой функции.
Но в жизни, при управлении собой, все не так.
Во первых, никогда нет времени на рисование таблиц альтернатив и их обработки.
Во вторых, поток жизненной информации никогда нельзя отобразить в символьном табличном виде.
В третьих, никогда невозможно выявить все параметры альтернативы.
В четвёртых, не существует алгоритмических методов поиска оптимального решения.
В пятых, критерий оптимальности часто не имеет четкого содержания в сознании.
Ну а какая таблица альтернатив может быть при управлении автомобилем? (Управление автомобилем это по сути самоуправление симбиотического организма человек+автомобиль.
Ещё сложнее, когда действием является эмоция.
Поэтому самоуправление человека работает по другому.
Сперва, в ответ на событие, мгновенно формируется его оценка (оттенок).
И потом уже под эту оценку подтягиваются действия.
Действия как бы оправдываются оценкой.
Например: «за рулем этой колымаги козел, поэтому его надо обогнать и подрезать».
Откуда берётся оценка?
Вероятно, она должна изготавливаться в тренировках и заносится в подсознание. А тренировкой является не только игровая деятельность, но и вся последующая эксплуатационная деятельность.
Получается, что оценку генерирует опыт?
Но богатство разнообразия жизненных ситуаций таково, что для многих из них неоткуда взяться опыту.
А оценка в сознании имеется для всего на свете.
Как так?
Возможно существует внутренняя нейронная сеть - категоризатор, который как-то подбирает карточки подобных жизненных ситуаций, чтобы затем рассматривать уже весь пул подобных жизненных ситуаций.
Такое возможно - для этого необходимо хранить ключевые параметры жизненных ситуаций.
(Хранение колоссального объема данных является доказательством того, что память находится не в мозгу, более того, существуют опыты, доказывающие что и решение принимается не в мозгу - но оставим живодёрство)
Но никакого категоризатора в себе не ощущаю: либо его нет, либо он где-то над сознанием или содержит сознание.
Если категоризатор есть, то как им управлять? Как узнать правильно ли он осуществляет выборку подобных жизненных ситуаций?
Могу пока лишь только предположить, что категоризатор - это абстрактизатор - механизм работы с абстрактными образами, но не на основе обобщения, а устроенный как объектно ориентированное программирование.
(В себе обнаружил такой вот странный опыт: я умею не иметь оценки и не испытывать эмоций - и это часто очень плохо и эта (эмоциональная тупость) как-то связана с неполадками особенностями в работе категоризатора).
Как бы там ни было, то, что оценка возникает - все таки ощущается.
Поэтому предположим, что либо оценка есть, либо её нет, но есть что-то, что можно мыслить, как оценку.
Откуда берётся оценка, которая является источником (причиной) реакции?
(Тут под оценкой (мнением) я понимаю не просто число по пятибалльной шкале, а много чего. Это и нравится не нравится, и хорошо или плохо, и возможные варианты развития оцениваемого события с оценкой вероятности каждого, и возможные причины события, и возможные следствия ...)
Оценка одновременно является и составной многомерной и единичной неделимой.
Оценка нерассматриваема, как таблица альтернатив уже будто пропущенная через алгоритм принятия решения.
Третий раз спрашиваю себя - откуда она берётся? Каждый раз получаю лишь детализацию образа.
Оценка не есть следствие опыта, поскольку её можно поменять; и опять, уже будучи противоположной первоначальной, она как бы будет все равно следовать из этого же опыта.
Один и тот же опыт приводит к разной оценке - значит есть что-то ещё.
(Вот тут я ощутил, что предыдущая фраза перекликается с
терминологией про виды Веры, представленной Введенским - и это и есть иная интерпретация понятия «Вера». У Введенского вера (слепая, наивная, сознательная, суетная) рассматривается как применяемая для больших (особенных) задач, но этот механизм есть лишь частный случай службы оценок - способ примитивно описать более абстрактный функционал в узкопрофильном разрезе.
Ответ на вопрос откуда берётся оценка уже начал проявляться.
Но он пока невыразим в буквах.
Недавно (впрочем так бывает часто) удалось отследить свою оценку одной жизненной ситуации, и совершить действия вопреки ей, стиснув зубы и испытывая негативные эмоции. Негативные эмоции были, в первую очередь, по причине понимания, что оценка имеет альтернативные варианты и понимания, что такое поведение должно быть по какой-то внешней причине: так правильно.
И затем, нашлись (подтянулись) оправдания действий, совершаемых вопреки оценке. Оправдание действий оказалось следствием появления новой оценки.
И это было именно что оправдание - придание действиям теперь уже приятного ореола.
Итак. Я ощущал оценку. Но знал, что действия должны быть другими - не диктуемыми оценкой. Действия вопреки оценке вызывали боль сомнения.
(Но осталась же причина прежней оценки и она реальна (не выдумана) - её тоже можно отловить и обработать!)
Откуда появилось знание «как надо»!?
Ведь именно это знание притянуло новую оценку и одобрило смену оценки.
Вопреки подсознанию!
"Боль сомнения" - это было сопротивление подсознания.
Но и в сознании причина этого знания не находится (по крайней мере логические цепочки причинно следственных связей имеют колоссальную сложность и не подлежат обработке сознанием : таблица альтернатив превращается в лабиринт минотавра).
Напрашивается вывод, что подсознание одновременно и подготовило новое решение и сопротивлялось его волевому внедрению.
Наверное это механизм защиты: что-то типа подвески автомобиля - демпфирующей функции. Или как функция защиты от дребезга клавиши в низкоуровневом программировании.
Что было бы, если бы подсознание не обладало бы эластичностью и было жидким или наоборот тугим? Построение системы управления без модуля демпфирования - смешная игра.
А может подсознание это плата со слотами: вытягивание модуля обработки информации из слота - больно (сигнал пииии); вставляние - приятно (заполнение пустого).
Прежний модуль вставлен проходимцем или просто краеугольный. Новый вставлен волевым решением сознания.
А что если повытаскивать все модули? Наверное такие пациенты имеются в психушках.
Ведь наверное модули можно изготавливать только в подсознании и только с использованием других модулей.
А как тогда возникают первичные модули у ребёнка?
Есть какой-то инсталлятор?
Нельзя ли при помощи него вернуться к заводским настройкам, вытащив все модули и развернув инсталяшку заново.
Но наверное и ходьба, и справление иных нужд, и еда не материнского молока из соответствующего сосуда - все это модули. Оставим и эту живодерню.
(По ходу размышлений напрашивается вопрос: Кто тогда Я в этой схеме, в которой и сознание и подсознание наблюдается со стороны? Есть ли Я? Напрашивается и ответ. Похоже чем правильнее будет вопрос, тем полнее ответ, и однажды вопрос и будет ответом).
Смене оценки предшествовал
сон про лабиринт игровых комнат.
Но сон не был причиной смены оценки.
Сон содержал ответ на то - откуда же брать (как тренировать) навык подсознательного управления без тренировок.
Ответ был непонятен и непонимаем и невыразимым в словах. Да и был ли он?
Так вот - именно наложение этого «ответа из сна» на жизненную ситуацию проявило (вошло в резонанс) (явилось катализатором) изображения: вот разные оценки, и вот - щелчок - и они меняются: без опыта и тренировки подсознательных навыков.
Как вырываемый из тетради листок и новая сказка об альтернативах для ЛПР.
Брюки превращаются, превращаются, превращаются - в элегантные шорты.
Чреда прежняя оценка-сон-новая оценка оказалась историей - иллюстрацией.
То что существует момент времени, когда перед взором предстают два варианта оценок (вместе со всем содержанием причин и следствий) ощущал не раз, поэтому можно считать, что это так и есть.
Что же касается перемен, то, происходя для каждого конкретного случая, они затем затрагивают всю работу системы оценивания.
Незначительная смена оценки одного небольшого события влечёт за собой пересчёт всех оценок.
Решил придумать теорию взблеска.
Теорию взблеска
придумаю в следующей статье (Взблеск "Как надо" - то что нужно.).