Click to view
Вспомнилась песня и решил узнать про что фильм.
Оказывается фильм полностью по поэме Евгения Долматовского (что скрыто от публики),
на творчество которого обратил уже внимание.
Образы Долматовского очень цепляют за сердце, но не оставляют никакой зацепки для размышлений (операций с информационными объектами волей разума).
Очень метким считаю такой комментарий:
Фильм неплохой, но есть претензии. Герои мотаются то в Монголию, то в Испанию, и сами не понимают зачем. Да и чего думать, когда музыка такая будоражащая, не оставляет в покое ни на секунду, некогда мозгами пораскинуть.
В сценарии явно видны следы участия Долматовского с его общей, видовой, советской бестолковостью.
Любовная линия с участием Леонида Быкова просто нелепа. Лицо этого женострадателя лучше вообще не показывать нормальным людям.
Нраявтся те эпизоды, которые отмечены бытовой достоверностью и избавлены от надоедливой мелодии. Сама по себе мелодия не виновата - Фрадкин композитор гениальный - но она, в сочетании с дурацким текстом, привязывается как жвачка.
(
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1898/forum/f4/)
Конечно же автор комментария был подвергнут обструкции.
Ответ на этот комментарий тоже достойный есть:
Замечательный фильм. И Долматовский, конечно же, талант. Сердцем писал.
Оба комментатора правы - значит правда где-то выше, в области
более абстрактных понятий.
Ладно, решил все таки сам посмотреть фильм.
Собственно фильм - это попытка развить идеи, выраженные в песне.
Хорошо над Москвою-рекой
Услыхать соловья на рассвете.
Только нам по душе непокой,
Мы сурового времени дети.
Комсомольцы-добровольцы!
Мы сильны нашей верною дружбой,
Сквозь огонь мы пройдем, если нужно
Открывать молодые пути.
Комсомольцы-добровольцы!
Надо верить, любить беззаветно,
Видеть солнце порой предрассветной -
Только так можно счастье найти.
Поднимайся в небесную высь,
Опускайся в глубины земные.
Очень вовремя мы родились,
Где б мы ни были - с нами Россия!
Лучше нету дороги такой,
Все, что есть, испытаем на свете,
Чтобы дома, над нашей рекой
Услыхать соловья на рассвете.
(
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1898/song/)
Удивительно, но идея и фильма и песни формализуется в рамках
теории оценок.
"Услыхать соловья на рассвете" - это когда оценка текущей жизненной ситуации не требует
воли для принятия решения.
Развивая этот образ получаем вот такое дешифрованное содержание:
1. Первичным порывом (томлением души /Игорь Ефимов) является то, что система оценок требует исправления.
2. Существует возможность исправления системы оценок, в вершении полезных дел (строить метро, а не только в блужданиях по пУстыням).
3. Существует возможность коллективного поиска правильных оценок.
4. Наиболее правильно осуществлять поиск правильных оценок в мирской жизни.
5. Поиск правильных оценок может быть приводом социальных лифтов.
И вот интересно, как Долматовский, находясь на платформе национал-марксизма, мог выразить эти идеи не дурацким текстом? - Только обращаясь прямо в сердце.