Музыка, которую я люблю. Год 1964-ый. Часть 2

Feb 15, 2018 16:02

Америка 1964-го года находилась на волне либерализации, проводимой администрацией нового президента Линдона Джонсона в начале своего правления в рамках программы по построению Великого общества. Была ликвидирована расовая сегрегация, началась борьба за искоренение бедности, реформирование систем здравоохранения и образования.

Одним из неожиданных последствий государственной политики либерализации и свингующих настроений молодёжи стало распространение такого направления, как поп-арт или естественное искусство. Само это направление родилось почти за 10 лет до этого в Англии, но именно в Америке 60-ых оно неожиданно обрело большое число последователей.

И в первую очередь тут, конечно же, стоит вспомнить Энди Уорхола, перевернувшего все прошлые стандарты с ног на голову и превратившего искусство в товар массового потребления. С его подачи изображения этикеток дешёвого супа стали стоить миллионы, а портреты кумиров опустились до уровня листовок.



В 1964 году в купленном им на Манхэттене здании, которое он назвал «Фабрика» Уорхол организовал первую выставку своих арт-объектов, не вписывающихся в рамки понятия живописи. Экспозиция состояла из около сотни копий упаковочной картонной тары, коробок из-под кетчупа «Heinz» и стирального порошка «Brillo». Выставка нивелировала понятия высокого и низкого. Студия, в которой она проходила, очень быстро стало излюбленным местом Нью-Йоркской богемы. Здесь царила атмосфера вседозволенности. Алкоголь, наркотики, веселье - люди могли неделями не выходить оттуда. Возможно, именно здесь зарождалась сексуальная революция, которая охватит Америку несколько лет спустя.

А что же могли противопоставить американцы «британскому вторжению»? Такое впечатление, что они оказались совершенно не готовы, что ответ на вопрос, как выразить своё свингующее настроение наиболее простым и понятным способом, найдут по другую сторону Атлантики. И прикрыть тылы от такой неожиданной атаки можно было только старой проверенной классикой.

Например, Луи Армстронгом! В тот год его песня «Hello, Dolly!» впервые достигла вершины Billboard. Да не просто достигла, а буквально вышибла оттуда парней из Ливерпуля, чьи песни поочерёдно и безраздельно удерживали 1-ую строчку американского чарта на протяжении 14 недель! Причём, если в прошлом году был поставлен рекорд самой юной исполнительницы, взобравшейся на вершину этого чарта, то Армстронг стал и по сей день остаётся самым пожилым её покорителем!

Эта песня была записана великим Луи по просьбе своего продюсера в качестве рекламы к только что вышедшему мюзиклу Джерри Хермана. Никто и предположить не мог, что реклама окажется едва ли не ярче самого мюзикла! «Hello, Dolly!» была признана «Песней года», а сам Луи Армстронг - «Исполнителем года» на ежегодной церемонии «Грэмми». Успех его исполнения был настолько ошеломляющим, что и сам мюзикл пришлось переименовать из «Dolly, A Damned Exasperating Woman» в просто «Hello, Dolly!».

Многие ли из вас могут похвастаться, что знают, о чём рассказывается в том самом мюзикле, кстати, победившем аж в 10 номинациях ежегодной американской премии «Тони» (Tony Award), театрального аналога премии «Оскар»? А исполнение Армстронга, думаю, забыть невозможно! Впрочем, - как и разобрать половину из тех слов, что он поёт. :)

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ещё одним классиком, сумевшим противостоять «британскому вторжению», оказался культовый американский эстрадный певец и актёр прошлых лет Дин Мартин (настоящее имя Дино Пол Крочетти). Он вырос в семье итальянских эмигрантов и имел сицилийские корни. В чём-то его юность напоминает истории, описанные в романе Марио Пьюзо «Крёстный отец». В 1943-ем году он познакомился с Фрэнком Синатрой, после чего его карьера, как музыканта, пошла вверх. Впрочем, о том, чтобы переплюнуть по популярности самого Синатру, речи не шло.

В одном из своих интервью Дин Мартин сказал: «Итальянцы очень талантливы. Возьмите биографии современных певцов и увидите, что 90% из них - итальянцы... И всё, потому что они поют сердцем, а не горлом. Любой может петь горлом, но, если вы так делаете, значит, вы просто произносите слова».

Будучи противником рок-н-ролла и новой музыки, он регулярно вступал в споры со своим сыном Полом. Как и многие его сверстники, 14-летний Пол в 1964-ом был помешан на музыке «The Beatles». И тогда Дин Мартин заявил сыну, что сможет обойти его ливерпульских кумиров в чарте Billboard. И действительно, в том же году старый хит «Everybody Loves Somebody», впервые спетый Мартином ещё 16 лет назад, до рождения сына, в новом исполнении смог потеснить с первого места битловскую «A Hard Day’s Night», после чего ещё 8 недель оставалась в десятке лучших.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Следующая необычная песня «Bread and Butter» в исполнении группы «The Newbeats» в том году достигла 2-го места в американском чарте, но тем не менее надолго всем запомнилась. А необычна она уникальным фальцетом солиста группы, Ларри Хенли. Поначалу Ларри вместе с братьями Дином и Марком Матис записали демо-версию этой незатейливой песенки с примитивным текстом, чтобы заполучить контракт со студией Hickory Records. Этакая визитная карточка. Вскоре со студии пришёл ответ, и музыкантов пригласили записать их песню на пластинку. Наверное, они и сами не ожидали, что их сингл станет бить все рекорды продаж и будет продан в Америке тиражом более 1 миллиона экземпляров. Так или иначе, но группа просуществовала до 1972-го года, хотя подобного успеха больше никогда не достигала.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Хотя все эти композиции и заняли достойное место в истории популярной музыки, их потенциал на фоне новых британских групп был очевидно недостаточным. Американским исполнителям срочно требовалось либо подхватить пришедшую к ним новую волну, либо придумать что-то своё.

Неожиданный ответ нашёлся из другой американской страны, Бразилии, которая также переживала период либеральных перемен. На волне этого демократического подъёма здесь на стыке американского джаза и местной самбы и зародился новый музыкальный стиль, который так и назвали «босса нова», что можно перевести на русский, как «новая фишка». В 1964-ом эта музыка перешагнула границы Бразилии после того, как гитарист Жуан Жилберту и саксофонист Стэн Гетц решили записать цикл композиций в новом стиле и представить его на Северо-Американский музыкальный рынок. Это было настолько точное попадание в потребности слушателей, что их диск был признан «Альбомом года», а наиболее популярная композиция из него «Garota from Ipanema» («Девушка из Ипанемы») была удостоена номинации «Запись года».

А написал песню «Девушка из Ипанемы» за два года до этого основоположник стиля босса-нова Антониу-Карлуш Жобим. Вместе со своим другом, поэтом Винисиусом ди Морайшем они любили сиживать за чашечкой кофе в популярном кафе «Veloso» престижного района Ипанема в Рио-де-Жанейро. Там-то их взоры и привлекла красивая блондинка Эло Пинейру, которая каждый день проходила мимо этого кафе к пляжу. В принципе, текст этой песни написан как бы от мужского лица. Но на диске Жуана Жилберту её исполнила его жена Аструд Жилберту.

Изначально написанная на португальском, песня «Garota from Ipanema» была переведена на многие языки мира и перепета сотнями исполнителей. Так что сейчас по количеству кавер-версий она уступает только композиции «Yesterday» Пола Маккартни. Но именно вариант Аструд Жилберту, хоть та и не обладала богатыми вокальными данными, считается классическим для этой классики босса-новы. И именно её запись в 2004-ом году была отобрана Библиотекой Конгресса США в число 50 композиций национального реестра (National Recording Registry), имеющих культурное, историческое и эстетическое значение.

Мне посчастливилось найти редкую запись песни «The Girl from Ipanema» из фильма «Get Yourself a College Girl», в который Аструд Жилберту и Стан Гетц были приглашены в качестве камео. Этот весёлый музыкальный фильм о молодёжных увлечениях тех времён также был снят в 1964-ом году. Насколько я знаю, он не был переведён на русский язык, да и вряд ли сейчас о нём кто-нибудь помнит. А ведь в нём также снимались Нэнси Синатра, «The Animals» и многие другие музыканты начала 60-ых.

image You can watch this video on www.livejournal.com



И ещё одну песню того года я не могу не вспомнить сейчас, хотя она и не поднялась выше шестого места в американском чарте. Записала её чернокожая американская ритм-энд-блюз и кантри певица Бетти Эверетт и записана она в достаточно характерном для песен соул формате диалога. Песня получила загадочное название «The Shoop Shoop Song (It's in His Kiss)». Нам же она более известна в исполнении неподражаемой Шер, записанном 26 лет спустя. В новом звучании ей удалось покорить вершины многих европейских чартов. Я же хочу предложить здесь изначальный вариант, который также заслуживает внимания. Быть может, прослушав его кто-нибудь и сможет объяснить мне, что же значит это странное слово «shoop».

image You can watch this video on www.livejournal.com



Хотя я и планировал рассказать о Шер в истории про 1965-ый год, но раз уж заговорил об этой песне, не могу удержаться и не привести её вариант 1990-го года. Он был записан Шер к замечательному фильму «Mermaids» («Русалки»), в котором она играет главную роль и события которого, кстати, происходят в 1963-ем году. Этакий диалог через поколение в лице Шер, чья карьера как раз начиналась в эти годы, и чья мать также регулярно меняла место жительство, из-за чего Шер пришлось учиться в 17-ти разных школах. Получается, что она сыграла то, с чем ей самой пришлось намучаться, только взглянуть на это глазами своей матери. Тем, кто не смотрел - настоятельно рекомендую эту прекрасную семейную комедию!

В фильме Шер исполняет «The Shoop Shoop Song» лишь в финальных титрах. Но создатели картины решили в рамках рекламной компании фильма снять на эту песню отдельный клип. В нём Шер с Вайноной Райдер и Кристиной Риччи, сыгравших в фильме её дочерей, одетые в стиле 60-ых, исполняют эту же песню в музыкальной студии. По-моему, получилось шикарно!

Кстати, для маленькой Кристины Риччи это был дебют в кино. В дальнейшем она снимется ещё во многих фильмах. Возможно, вам она больше известна, как младшая в семейке Адамсов, Уэнздэй Адамс, снятом спустя год, или как партнёрша Джонни Дэппа в «Сонной лощине». Узнаёте?

image You can watch this video on www.livejournal.com



Год 1964-ый. Часть 1.           Год 1964-ый. Часть 3. >
Previous post Next post
Up