Музыка, которую я люблю. Год 1964-ый. Часть 4

Apr 11, 2019 02:03

В конце рассказа про музыкальные события 1964-го года нельзя не вспомнить кинематограф. В нём в тот год произошло столько знаковых событий, что их хватит на целую историю!



В СССР, словно отражение наступившей весны, на экраны кинотеатров выходит фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Первая лирическая комедия - именно такой новый жанр определил для этой картины худсовет. Потому что какой-то идейной составляющей в ней, в отличие от других фильмов, не было. Как говорил сам Данелия, это фильм просто о хороших людях. Но с другой стороны, и смешной её назвать нельзя. Поэтому нарекли лирической.

И действительно, фильм получился лёгким, словно бы акварелью нарисовали «импрессионистический» образ большого города. Вроде бы, и нет в нём ничего, а на душе становится светло. Даже в Каннах «Я шагаю по Москве» был признан самой оптимистичной лентой 17-го кинофестиваля, а сам Георгий Данелия был удостоен специального почётного упоминания жюри в числе молодых кинематографистов: «За индивидуальность и обещания, которые они выразили в своих произведениях».

А начиналось создание фильма с одного простого эпизода. Как писал режиссёр, к нему пришёл Геннадий Шпаликов, принёс бутылку шампанского в авоське и сказал, что придумал классный сценарий:

- Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается… Нравится?
- И что дальше?
- А дальше придумаем...

А вот каким получился этот эпизод в окончательном варианте с музыкой всё того же Андрея Петрова:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Кстати, в этой небольшой сцене, по воспоминаниям Георгия Данелия, снялись сразу три актрисы: «две блондинки и одна журналистка». Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по невыясненной причине не пришла. Немедленно нашлась ей замена во ВГИКе, сняли крупный план. Но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Тогда последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра.

Впрочем, эту историю, возможно, многие слышали. Что менее освещено, так это то, что велосипедиста с зонтом в этом эпизоде также сыграли два человека! Имя первого осталось неизвестным, а второй - тогда ещё начинающий актёр, студент ВГИКа Олег Видов.

Главным же голливудским событием того года стал фильм «Моя прекрасная леди». Легендарный мюзикл легендарного Джорджа Кьюкора стал обладателем 8-ми премий «Оскар» и 3-х премий «Золотой глобус»!

И снова мы вспоминаем имя неповторимой Одри Хёпберн! Несмотря на то, что она специально разучивала все вокальные партии к этому фильму, петь доверили всё же не ей, а профессиональной певице Марни Никсон, голос которой уже помог озвучить главную героиню «Вестсайдской истории». Видимо, посчитали, что Одри и так отдала этой роли 200% себя. Хотя, по мне, так для Элизы Дулитл больше бы подошёл как раз непрофессиональный вокал.

Впрочем, в паре песен таки можно услышать Элизу Дулитл, поющую голосом самой Одри Хёпберн. Попробуйте пересмотреть ленту ещё раз и сами найти эти номера. А в качестве образца посмотрите фрагмент, где найденная в архивах редкая запись с голосом Одри была наложена на оригинальный видеоряд фильма:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ещё одно обращение Голливуда к европейской классике - «Мэри Поппинс» - один из редких, игровых фильмов студии «Дисней». Дебют в кино Джули Эндрюс. Обладатель 5-ти премий «Оскар», премии «Золотой глобус» и музыкальной премии «Грэмми».

Как и предыдущий фильм, эта лента давно уже стала классикой кинематографа, с которой невольно сравнивают все последующие экранизации. И надо отметить, эта постановка пока с честью выдерживает такие сравнения! Судите сами:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Что интересно, Джули Эндрюс в этом номере исполняет (да, в те годы артисты зачастую пели песни своим голосом) песню сразу за троих персонажей: за Мэри Поппинс, за её отражение и за малиновку. Вот так бывает, что в одном фильме один работает за троих, а в другом для съёмки одного эпизодического персонажа, просто бредущего босиком по лужам, требуются три актёра.

Рассказывая о музыкальных пристрастиях эпохи, нельзя не вспомнить такое выдающееся явление кинематографа, как «Бондиану»! Самый первый фильм этого цикла «Доктор Ноу» вышел на экраны в 1962-ом году и сразу же стал знаковым явлением, породив бесчисленное множество подражаний и пародий. Поначалу фильмы о Джеймсе Бонде выходили раз в год. Каждая новая серия огранялась словно бриллиант: подбирались новые трюки и спецэффекты, новые красивые натуры для съёмок, и конечно же новая музыкальная тема, подчёркивающая сюжет фильма.

В 1964-ом году вышел третий фильм о британском спец-агенте с лицензией на убийство, «Goldfinger». Музыкальную тему для него в очередной раз написал композитор Джон Барри, удостоенный за эту работу «Грэмми» в номинации «Лучшая музыка к кинофильму». А исполнила её выдающаяся британская певица Ширли Бэсси. Ей, обладательнице сильного голоса и высокого чувства стиля, единственной выпала честь спеть песни для трёх фильмов о Джеймсе Бонде. А сама песня в её исполнении даже смогла покорить вершину Billboard!

Пройдёт 35 лет и 31 декабря 1999-го года королева Елизавета II присвоит Ширли Бэсси титул Дамы-Командора ордена Британской империи за заслуги певицы перед королевской семьёй Великобритании. Это 4-ая по старшинству степень званий данного ордена, которой удостаивались такие женщины, как Элизабет Тейлор, Агата Кристи и Дафна Дю Морье. К слову, сама королева Елизавета II отмечена 5-ой, высшей степенью этого ордена, а у сэра Пола Маккартни - только 1-ая, самая младшая степень.

Но перенесёмся в Европу...

В начале этой истории я уже упомянул Каннский фестиваль. Как не удивительно, но главную европейскую кинонаграду, Золотую пальмовую ветвь в этом году также получил музыкальный фильм-опера «Шербурские зонтики» и также с талантливой дебютанткой Катрин Денёв. А бессмертная музыка этой картины навсегда стала визитной карточкой её композитора, Мишеля Леграна.

Уникальность этого фильма в том, что в нём нет ни одного разговорного диалога. Вся печальная история двух влюблённых рассказана через музыку, и все актёры - от главных до эпизодических - здесь не говорят, а поют. Конечно, к вокальным данным главных героев предъявлялись повышенные требования, поэтому для озвучивания роли Катрин Денёв пригласили французскую эстрадную певицу Даниэль Ликари.

Через год слава картины перешагнёт границы океана, и фильм получит «Оскара», как лучший фильм на иностранном языке. А ещё через год - ещё одного «Оскара», уже за лучший саундтрек и лучшую песню. Много ли вы вспомните фильмов, отмеченных «Оскаром» два года подряд?

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ну и в конце истории нельзя не вспомнить ещё один фильм того года, пусть и менее популярный, но оставивший глубокий вклад в мировую национальную культуру. На этот раз - в культуру Греции. Я говорю о фильме «Грек Зорба», также удостоившимся трёх наград «Оскар».

По сценарию, герой Энтони Куинна в конце картины просит грека обучить его танцу, чтобы начать воспринимать жизнь, как греки, такой, как она есть. Но случилось так, что за день до съёмок финала актёр сломал ногу. Танцевать народные греческие танцы, мужская партия которых полна достаточно высоких прыжков выше головы, он явно не смог бы из-за нестерпимой боли. Поэтому постановщику срочно пришлось придумывать «как бы греческий танец», доступный даже для актёра с травмой. Так весь мир узнал легендарные «Сиртаки» с подволакиванием ноги, а музыка танца, написанная Микисом Теодаракисом, навсегда стала ассоциироваться в сознании слушателей с греческой культурой.

Но не пытайтесь искать в Греции деревню, население которой когда-либо раньше танцевало «Сиртаки» или исполняло бы эту музыку: до выхода фильма греки никогда не слыхали о таком танце, да и сейчас танцуют его исключительно для иностранцев в знак уважения к тому вкладу, который эта мелодия сделала для популяризации культуры Греции. Вот так одна сломанная нога оставила глубокий след в национальной культуре целой страны.

image You can watch this video on www.livejournal.com



1964-ый год выдался на редкость богатым в музыкальном плане. У меня в запасе ещё много историй про песни и исполнителей этого года, но рассказ и без того получился очень длинным. А впереди нас ждёт год 1965-ый...

< Год 1964-ый. Часть 3.           Год 1965-ый. Часть 1. >

Музыка, которую я люблю

Previous post Next post
Up