Продолжение, начало см.
здесь.
БОГ
Странно, что Бог не возражает против того, как видят Его/Её во всех религиях мира, когда люди придерживаются представления, что их путь - единственно верный. Что бы ты ни сказал о Боге, кто-нибудь да обидится, даже если скажешь, что они разделяют всеобщую любовь к Богу.
Для меня форма, которую принимает Бог, не самое главное. Самое главное - содержание. Мои песни и танцы - это контур, который он наполняет. Я создаю форму, Он помещает в неё любовь и радость.
Я смотрел в ночное небо и воспринимал звезды такими лично близкими мне, словно моя бабушка сделала их для меня. "Какое богатство, какая роскошь", - думал я. В этот момент я видел Бога в Его творении. Я мог бы так же легко видеть Его в красоте радуги, грациозности оленя, скачущего по лугу, правде отцовского поцелуя. Но для меня лучшее общение с Богом не имеет формы. Я закрываю глаза, смотрю внутрь себя и вхожу в глубокую нежную тишину. Бесконечность Божьего творения обнимает меня. Мы едины.
Майкл Джексон. Танцуя мечту
- А ты хочешь, чтобы тебя похоронили в таком золотом саркофаге?
- Нет, я вообще не хочу быть похороненным... Я хотел бы жить вечно.
Living With Michael Jackson
Двойственная сущность Христа - величайшая жажда человека познать Бога, жажда столь человечная и одновременно столь же нечеловеческая… всегда была для меня непостижимой тайной. С ранней юности моим глубочайшим страданием, источником всех моих радостей и мук была непрекращающаяся и беспощадная битва между духом и плотью… а моя душа была ареной, где две эти армии сошлись и скрестили оружие.
Николас Кандзазакис
Отношения Майкла со временем всегда были очень непростыми, начиная с того, что из раннего детства ему пришлось сделать гигантский шаг не просто во взрослый мир, но в запутанный и жестокий мир шоу-бизнеса. В 10 его называли 42-летним карликом. Затем время убило в нем ребенка-звезду, отняло его звонкий голос и чистое детское личико - и ему пришлось создавать себя заново, чтобы снова стать звездой, но теперь уже гораздо большей величины. В 24 он покорил вершину, выше которой, кажется, уже не бывает. Представьте, каким мелким кажется этот мир с такой высоты, и как трудно найти новую цель, ради которой все еще стоило бы...
В 30 лет он писал в Лунной походке: "Я чувствую себя стариком, которого люди толкают в спину. Мне кажется, что мне 80 лет, и моя жизнь подходит к концу". Жить с такими мыслями невозможно, невыносимо, но Майкл нашел выход - он двинулся навстречу потоку времени. Он боролся с ним всеми силами в своем физическом теле, при этом не желая признавать его власть над собой на ментальном уровне. Потерянный ребенок, он менял маски в надежде найти свое лицо, ему так отчаянно хотелось найтись во времени, чтобы вернуться в то состояние, когда мир кажется тебе очень-очень большим, а жизнь бесконечной. Вернуться в то место, которое зовут Домом...
Итак, в предыдущей части от HIStory мы вернулись к Dangerous. На стыке этих двух альбомов меня начинает просто разрывать от ассоциаций, давно пришедших, но для которых долгое время не находилось нужных слов... Чтобы объяснить кое-что тем, кто все же думает, что Тизер - это "про мегаломанию, фашистов и политику".
Смотрите, во первых, какие интересные аттракционы: путешествие во времени на "американских горках" в Хистори-интро - и путешествие в "комнату страха" на обложке Денжерос.
Во-вторых, комплекс супергероя и мессианство Майкла, которые настолько ярко, почти яростно, проявляются в песнях, во всех видео и в сценической постановке Хистори, уже давно были заложены в творчестве Майкла. Это прорвалось посланием в We Are The World; было четко обозначено тремя песнями в альбоме Бэд: Bad, Speed Demon и, конечно, Man In The Mirror; это открылось новыми гранями и пророчествами в Дэнжерос вместе с Jam, Heal The World, Black Or White, Will You Be There и Keep The Faith... Ему было 33 - возраст Христа. Он искал свой путь во времени и свое место в истории; в конечном счете, он искал цель, ради которой стоило бы отдать жизнь.
О "Will You Be There" нужно поговорить отдельно. В свое время я постила перевод статьи "Ода песне" (
1) и (
2). Напомню, там рассматривались три версии: духовная, фанатская и романтическая. Все они прекрасно описаны и убедительно аргументированы, но приняв первую из них, нужно понимать, что это не молитва-просьба - это жестокая борьба с самим собой, со своими сомнениями, веры с неверием, естественного человеческого стремления избежать трудностей и верности своей божественной миссии, несмотря на сопряженные с нею страдания.
Я не знаю, почему так много евангельских аналогий просматривается в жизни Майкла, но я знаю, что никакой трезвый расчет, никакая гордыня или тщеславие не заставили бы человека совершать такие поступки, которые совершал Майкл. И я точно знаю, что его искусство не было искусственным.
Душераздирающая Will You Be There заставляет вспомнить эпизод, когда согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями - голодом, гордыней и верой - попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека.
И если Will You Be There - это песня-вопрос,
But they told me / Хотя мне сказали:
A man should be faithful / Человек должен верить
And walk when not able / Двигаться к цели, когда нет пути
And fight til the end / Не сдаваться в борьбе
But I'm only human / Но я лишь человек
Everyone's taking control of me / Все хотят меня контролировать
Seems that the world's got a role for me / Кажется, мир уготовил мне роль
I'm so confused / Я растерян
Will you show to me / Подай же мне знак
You'll be there for me / Что ты будешь рядом со мною
And care enough to bear me? / И укроешь меня своею любовью?
то, несомненно, что History - однозначный ответ на этот вопрос, точка невозврата
He got kicked in the back / Он получил удар в спину
He say that he needed that / Он говорит, что нуждался в этом
He hot willed in the face / В его лице горячая решимость
Keep daring to motivate / Хранить мужество для действий
He say one day you will see / Он говорит, будет день, когда ты увидишь
His place in world history / Его место в мировой истории
He dares to be recognized / Он смотрит прямо в лицо
The fire's deep in his eyes / На дне его глаз - огонь
Don't let no one get you down / Не давай никому себя одолеть
Keep movin' on higher ground / Продолжай стремиться в небо
Keep flying until / Продолжай лететь
You are the king of the hill / Пока не покоришь вершину
No force of nature can break / Нет на свете силы, что сможет сломить
Your will to self motivate / Твою волю к достижению цели
She say this face that you see / Она говорит, что лицо, которое вы видите
Is destined for history / Создано, чтобы войти в историю
Искушение, время, видео.... Все, конечно, помнят, что клип Bad снимал Мартин Скорсезе. И многие помнят, как во время танца в подземке один из танцоров сдирает со стены плакат с фотографией Мартина Скорсезе и подписью "Разыскивается за святотатство" - это намек на его фильм "Последнее искушение Христа" (1988).
Великий, философский и неоднозначный фильм, и то, что он лучший из всех на библейскую тематику, не вызывает никаких сомнений. Тот случай, когда восторгов не бывает много. Вспомнить хотя бы, с каким трудом и сколько лет Скорсезе пытался осуществить постановку этого фильма. Три раза он был близок к началу съёмок, но каждый раз что-то мешало. В четвёртый раз ему улыбнулась удача и фильм, наконец, был снят. После этого последовали протесты церкви, бойкот прокатчиков и другие проблемы. Но фильм таки вышел. В Союзе (как и во многих других странах) он, естественно, был запрещён. Как обычно в таких ситуациях церковники кричали о паршивости фильма, хотя так и не видели ни единого кадра. Ватикан фильм запретил. Ну что же, ярым приверженцам традиционной трактовки Библии фильм смотреть не рекомендуется, а вот всем остальным - обязательно. Иисус в начале показан не просто сомневающимся, а человеком, для которого дар Божий стал почти наказанием. Спустя некоторое время он всё-таки приходит к выводу, что избран Богом, и начинает свой путь мессии. Но ещё не раз он споткнется на нём и усомнится в правильности своего выбора. Святотатство, главная "ересь" фильма состояла в том, что
Христос уязвим, и только потом - Бог! На этой парадоксальной черте и строится у Скорсезе образ Спасителя.
Среди других персонажей он самый слабый и неуверенный в себе, зачастую, откровенный трус. А самый сильный герой фильма (да и вообще Герой), образец мужества и, как ни дико, чести - это Иуда, способный на мощный человеческий поступок. Иисус на такой поступок не способен, однако он идет во главе своих учеников, ему верят и его превозносят. Разгадка этого причудливого решения, кажется, в том, что уязвимость - черта по праву интимная и божественная. Становясь слабым, Христос в равной мере открывается божьему гневу и благодати. В этом состоянии (мистическом и не поддающимся рефлексии) он слышит голоса и, им повинуясь, ведет за собой людей. Как сильная личность он - ноль, как Сын Божий - царь.
Click to view
Рассуждать об экстазе как таковом не очень честно. Эта прерогатива мистиков, поэтов или пророков. Не являясь ни одним из вышеперечисленных, любой автор становится некомпетентным и бездоказательным. Зато использование экстаза в качестве художественного приема вполне понятно у Скорсезе. Экстаз - это зримое (что очень важно!) состояние, в котором Христос сочетает три своих главных сущности: Отца, Сына и Святого Духа.
«А если бы Он ничего не выполнил? Если бы избежал креста, завел семью и продолжил свой род?» - такими вопросами задаются Скорсезе и Казандзакис, включая во всем известную историю неканонический эпизод (вызвавший скандал в церковном мире), в котором Иисус стал просто хорошим семьянином и окончил свой путь, как и положено смертному человеку - на кровати с рыдающими родственниками.
На экране ответ выглядит просто омерзительно: Христос становится некрасивым!
Он стареет: волосы и брови седеют, появляются морщины, свет в глазах меркнет. Весь фильм персонаж, изумительно сыгранный Уиллемом Дефо, внешне прекрасен: к нему то и дело кто-то прикасается, его желает проститутка Мария Магдалина (и это после целого дня совокуплений с кем попало!). И в крови, и с крестом на плечах Мессия у Скорсезе остается сексуальным, что подчеркивается светом, мизансценами, одеянием, где у него постоянно распахнута грудь. А теперь представим, как некогда совершенная плоть дряхлеет. С теми же словами на устах, с никуда не девшимися откровениями Христос перестает быть Спасителем, превращаясь в пенсионера. Таким образом, сексуальность и физическая красота - такие же важные для режиссера качества Бога, как и Его мудрость или жизненный путь.
Об этой особенности «невозможности старения», как о мифе, замечательно написал еще философ Ролан Барт в эссе «Лицо Греты Гарбо». Применительно к известной актрисе он замечает: «Сколь многие актрисы соглашались показывать публике смущающее зрелище того, как их красота становилась все старше, - она же на это не пошла; чистая сущность не должна ронять себя, ее лик должен быть навеки воплощен в его безупречном совершенстве, совершенстве скорее интеллектуального, чем пластического порядка». Этот же принцип действует и по отношению к облику Христа. Здесь и кроется самое большое заблуждение о картине Скорсезе. Включая в фильм эпизод о вымышленной семье Спасителя, режиссер вовсе не говорит: «Друзья, так оно и было!» Ровным счетом наоборот - он говорит: «Да посмотрите, этого быть просто не могло!»
Этот же принцип, добавлю я еще, действует и по отношению к Майклу Джексону...
И коль уж так серьезно понесло меня в библейскую тематику, еще одна аналогия, уже из периода альбома Invincible, который по сути, за исключением одной-двух откровенно коммерческих песен, весь является проповедью. Были гонения? Да, были. Было предательство? Вопрос с Сони до сих пор остается открытым, но Башира называют Иудой определенно не зря. И вопросы, на которые мы снова и снова пытаемся найти ответы: зачем Майкл снимал этот фильм, зачем он говорил все то, что говорил, и делал то, что делал? Неужели не понимал, неужели, так тонко чувствуя людей, он не чувствовал лицемерия и манипулирования - этого не может быть. Зачем подставлял руки под гвозди?..
Матфей и Марк повествуют о Молении о чаше - троекратной молитве Иисуса в Гефсиманском саду в ночь перед распятием:
* Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий - да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты;
* Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки ему был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает - да будет воля Твоя;
* Третий раз он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня.
Не многие помнят, когда обращают молитву к Иисусу, что Иисусов было два - Варавва и Назорей. И народ выбирал между повстанцем и проповедником. Людям был понятен тот, кто с мечом в руке боролся против римлян, и не понятен, кто призывал любить врагов своих. Поэтому закономерно, что они выбрали Варавву и отказались от Христа.
Когда на тайной вечере Иисус говорит о предателе, апостолы спрашивают его: «Не я ли, Господи?» Неужели же каждый видел в себе предателя? Пётр сказал: «Я душу мою положу за Тебя». Иисус отвечал: «Не пропоёт петух, как отречёшься от меня трижды».
Предал ли Иуда Христа, будучи направленным самим Христом? «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее». «Впрочем Сын Человеческий идёт как написано о Нём…» «Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «И к злодеям причтён».
Будучи в Гефсиманском саду, Он ещё мог уйти. Возможно, направляя Иуду на предательство, Он намеренно ушёл ночевать в сад, чтобы не побеспокоить давших кров ему. Но что стоит за этим решением идти на смерть добровольно? Желание умереть? Или потребность в жертве? Если бы не было распятия (а значит, и воскресения), помнили бы мы Иисуса из Назарета среди множества проповедников и тех, кого именовали «лжемессиями»?
Мы всё умрём. Вопрос лишь, как и за что. Чего стоит эта жизнь, если в ней не за что умереть?! Вспомнился Сократ, который тоже принял смерть, но не отказался от своих убеждений, хотя мог сбежать из тюрьмы с помощью своих учеников. Великие идеи скрепляются собственной кровью. И если говорил о бессмертии, то должен доказать своим примером факт существования бессмертия!
Ученики и последователи видели в Иисусе царя (мессию), и ждали его воцарения (на иврите царь - «машиах» по-гречески - мессия, потому что в греческом языке нет буквы Ш, и она заменяется на С). Но царство Его было не от мира сего. Они так и не поняли Его. Для них Он так и остался странным, непонятным, необыкновенным чужаком.
Мессианские ожидания народа Израиля были связаны с царем-освободителем, спасителем от власти римлян, а Иисус был совсем другой. Да, он был освободитель, но спасал не от чужих, а от самих себя. И когда Иисус понял, что неизбежно случится, если он будет верен себе и не станет приспосабливаться, а продолжит изобличать лицемерие людей, говоря правду о том, какие они есть в действительности, - он решил до конца сыграть уготованную ему роль, не стал убегать от судьбы и начал готовиться к неминуемой смерти.
Иисус хотел своей жизнью доказать доступность и посильность человеку того счастья, которое сокрыто в любви. Зная, что Богу будут не столько следовать, сколько поклоняться, Иисус пытался показать пример нелицемерного исполнения заповедей, всей своей жизнью доказывая, что у людей достаточно возможностей приблизиться к Богу. Не в том богоподобие Иисуса, что он творил чудеса, а в том, что он не совершал греха и согласился умереть за других, хотя мог этого и не делать. Христос показал пример соблюдения заповедей, указав тем самым путь к Богу через божественную жизнь на земле. Если бы он показывал знамения, то выступил бы против своей задачи - доказать для человека возможность в своем физическом теле стать подобным Богу.
Я иссяк, чем же закончить?.. Думаю, этот ролик отлично подойдет в качестве резюме:
Click to view
Here’s to the crazy ones. The misfits. The rebels. The troublemakers. The round pegs in the square holes. The ones who see things differently. They’re not fond of rules. And they have no respect for the status quo. You can quote them, disagree with them, glorify or vilify them. About the only thing you can’t do is ignore them. Because they change things. They push the human race forward. And while some may see them as the crazy ones, we see genius. Because the people who are crazy enough to think they can change the world, are the ones who do.
ЗЫ. И да, фраза Юли из постов о Тизере, после нее меня наконец прорвало писать на эту тему,))
"Король поп-музыки" - звучит совсем скудно, как ограничитель диапазона интересов".