Лекции по философии М.Хайдеггера. Путевые заметки

Oct 19, 2013 21:02

Некоторое время назад togo предложил прослушать запись курса лекций известного американского философа Герберта Дрейфуса по книге Мартина Хайдеггера "Бытие и время". Курс был прочитан в 2007 году в университете Беркли, и теперь эта запись предоставлена в открытом доступе на Internet Archive. Обсуждение первых четырех лекций началось тут / 1, 2, 3, Read more... )

Leave a comment

Comments 40

Лекция 1 gelato_di_crema October 19 2013, 19:05:32 UTC
Лекция 1 ( ... )

Reply


Лекция 2. Экзистенция - бытие Субъекта gelato_di_crema October 19 2013, 19:10:04 UTC
Лекция 2. Экзистенция - бытие Субъекта
Главная особенность существования человека состоит в том, что базовый уровень его бытия - это поглощенность практической деятельностью. Эту активность следует понимать в самом широком смысле слова. При любом анализе центр внимания должен быть перенесен именно на этот базовый уровень, через который открываются перспективы и на все остальные.

Именно это должно составить задачу онтологии. Хайдеггер говорит о проблеме построения теоретической - фундаментальной онтологии.

В отношении бытия человека следует говорить об "экзистенции". Можно ли сказать, что деревья существуют /exist/? Нет, этот термин применим только к человеку: только человеческие существа обладают экзистенцией, "экзистируют" /exist/. "Такой способ бытия, в отношении которого Субъект может вести себя тем или иным путем и всегда как-то ведет себя, мы называем «экзистенцией» /existence/. А поскольку мы не можем определить сущность Субъекта, произнося «что» в том роде, который соответствует субъекту-материи, и поскольку его сущность ( ... )

Reply


Лекция 3. Фоновая деятельность и базовое понимание gelato_di_crema October 19 2013, 19:13:40 UTC
Лекция 3. Фоновая деятельность и базовое понимание

Категории предназначены для субстанций (ими занимались и Аристотель, и Кант). Что касается нашей структуры, то для нее Хайдеггер использует термин "экзистенциалия" /existentialia/: "Поскольку характер бытия Субъекта определен в понятиях экзистенциальности /existentiality/, мы назовем их «э к з и с т е н ц и а л и я»" (70). Оба термина - категория и экзистенциалия - указывают на две базовые возможности бытия. "Сущности, которые им соответствуют, требуют различных способов исходного вопрошания: сущность есть либо «кто» (экзистенция), либо «что» (предметное бытие в самом широком смысле слова)" (71).

А куда же отнести инструменты и орудия?

Бытие - понятие, которое используется, чтобы сделать мир постижимым. Это справедливо для всех модусов бытия. "Когда бы кто-то ни постигал что-то или ни утверждал что-то, когда бы кто-то ни ставил себя в отношении каких-либо сущностей, даже в отношении себя самого, какое-нибудь применение «бытия» имело место, и это выражение шло как «непосредственно» ( ... )

Reply


Лекция 4 Поглощенность деятельностью. Инструментально gelato_di_crema October 19 2013, 19:17:40 UTC
Лекция 4 Поглощенность деятельностью. Инструментальное бытие

Мир как часть экзистенциальной структуры Субъекта. В чем состоит структура повседневного бытия? Мы не можем сказать, что мы существуем в мире как бы в параллель ему, как нечто отдельное от мира - такая позиция будет ошибочной. "Нет такой вещи как «бок-о-бок-овость» у сущности, называемой «Субъект», по отношению к другой сущности, называемой «мир»" (81). А также мы вряд ли скажем, что в этом мире мы дома - нам все время необходимо что-то предпринимать. Дрейфус выбирает перевод "be amidst the things" - быть посреди вещей, с тем смыслом, что мы погружены в это бытие, мы заняты исключительно им, оно поглощает нас без остатка, настолько, что мы забываем себя. "«Быть посреди» мира в смысле быть поглощенным миром..." (80 ( ... )

Reply


Лекция 4. (Окончание) gelato_di_crema October 19 2013, 19:18:54 UTC
Инструментальное бытие выявляется в этом качестве, прежде всего в процессе его использования. Хайдеггер говорит о пред-онтологичности такого выявления.

Инструмент, когда корректно используется, становится "невидим"; подобная "прозрачность" - его фундаментальное свойство, именно таким образом он себя "выставляет" - своей незримостью. Он становится частью наших тел в процессе нашей деятельности.

А что происходит, когда инструмент оказывается каким-то образом негодным /un-ready-to-hand/? Он становится "заметным" /conspicuous/.

Reply


Leave a comment

Up