Некоторое время назад
togo предложил прослушать запись курса лекций известного американского философа Герберта Дрейфуса по книге Мартина Хайдеггера "Бытие и время". Курс был прочитан в 2007 году в университете Беркли, и теперь эта запись предоставлена в открытом доступе на
Internet Archive. Обсуждение первых четырех лекций началось тут /
1,
2,
3,
(
Read more... )
Comments 40
Reply
Главная особенность существования человека состоит в том, что базовый уровень его бытия - это поглощенность практической деятельностью. Эту активность следует понимать в самом широком смысле слова. При любом анализе центр внимания должен быть перенесен именно на этот базовый уровень, через который открываются перспективы и на все остальные.
Именно это должно составить задачу онтологии. Хайдеггер говорит о проблеме построения теоретической - фундаментальной онтологии.
В отношении бытия человека следует говорить об "экзистенции". Можно ли сказать, что деревья существуют /exist/? Нет, этот термин применим только к человеку: только человеческие существа обладают экзистенцией, "экзистируют" /exist/. "Такой способ бытия, в отношении которого Субъект может вести себя тем или иным путем и всегда как-то ведет себя, мы называем «экзистенцией» /existence/. А поскольку мы не можем определить сущность Субъекта, произнося «что» в том роде, который соответствует субъекту-материи, и поскольку его сущность ( ... )
Reply
Категории предназначены для субстанций (ими занимались и Аристотель, и Кант). Что касается нашей структуры, то для нее Хайдеггер использует термин "экзистенциалия" /existentialia/: "Поскольку характер бытия Субъекта определен в понятиях экзистенциальности /existentiality/, мы назовем их «э к з и с т е н ц и а л и я»" (70). Оба термина - категория и экзистенциалия - указывают на две базовые возможности бытия. "Сущности, которые им соответствуют, требуют различных способов исходного вопрошания: сущность есть либо «кто» (экзистенция), либо «что» (предметное бытие в самом широком смысле слова)" (71).
А куда же отнести инструменты и орудия?
Бытие - понятие, которое используется, чтобы сделать мир постижимым. Это справедливо для всех модусов бытия. "Когда бы кто-то ни постигал что-то или ни утверждал что-то, когда бы кто-то ни ставил себя в отношении каких-либо сущностей, даже в отношении себя самого, какое-нибудь применение «бытия» имело место, и это выражение шло как «непосредственно» ( ... )
Reply
Мир как часть экзистенциальной структуры Субъекта. В чем состоит структура повседневного бытия? Мы не можем сказать, что мы существуем в мире как бы в параллель ему, как нечто отдельное от мира - такая позиция будет ошибочной. "Нет такой вещи как «бок-о-бок-овость» у сущности, называемой «Субъект», по отношению к другой сущности, называемой «мир»" (81). А также мы вряд ли скажем, что в этом мире мы дома - нам все время необходимо что-то предпринимать. Дрейфус выбирает перевод "be amidst the things" - быть посреди вещей, с тем смыслом, что мы погружены в это бытие, мы заняты исключительно им, оно поглощает нас без остатка, настолько, что мы забываем себя. "«Быть посреди» мира в смысле быть поглощенным миром..." (80 ( ... )
Reply
Инструмент, когда корректно используется, становится "невидим"; подобная "прозрачность" - его фундаментальное свойство, именно таким образом он себя "выставляет" - своей незримостью. Он становится частью наших тел в процессе нашей деятельности.
А что происходит, когда инструмент оказывается каким-то образом негодным /un-ready-to-hand/? Он становится "заметным" /conspicuous/.
Reply
Leave a comment