Есть фильмы перестроечных лет про экспорт продукции завода ВАЗ. Судя по ним, в те годы дилеры уже напрямую с заводом контакты имели, а не через ВО "Автоэкспорт". Про бюрократические детали там информации не очень много
Ну в Перестройку началась коренная ломка советской системы хозяйствования. Заводам, которые делали продукцию на экспорт, разрешили самостоятельно выходить на внешний рынок и оставлять часть валютной выручки себе. Собственно, это уже была попытка хоть и медленной, но трансформации в сторону рыночной экономики, хоть и с рядом ограничений.
Вот еще одно видео, но 1970 года. Там говорится, что ВАЗ выпускает 200 автомобилей в день, что составляет 10% от мощностей завода. К 1971 году (24 съезд КПСС) завод должен освоить выпуск 400 машин в день. Проще говоря, дефцит продукции искусственно создавался с самого начала.
400 в сутки - почти 150 тыс. в год. Часть пошла в МВД (и ещё куда-то). Для 260 млн СССР - капля в море конечно.
Интересный фильм. Отметил, что когда ведущий попросил сесть за руль, сдавая назад он смотрел не в зеркало, а открыв дверь высунул голову назад. Видимо старая шофёрская привычка с грузовика.
Однажды читал версию про подставные фирмы, которые скупали советские машины и продавали из назад в СССР на примере Волг в Бенелюксе. СССР хвастался стабильными продажами авто в капстранах, а на самом деле таким образом экспортные модели попадали назад на советский рынок. Причем мне думается, что при такой схеме вывозить авто за рубеж собственно и не требовалось.
Я что-то вспомнил отцовские копейку и 11. Копейка 79, 11 81 года выпуска. И качество и сборка отличные были. На копейке распредвал только помер быстро. И отделка. И окраска в кучу слоев, кромку двери стукнули, я рассматривал специально. Может я идеализирую воспоминания детства конечно))))
Частично наверное есть элемент идеализации. Но вообще надо вспомнить, что ВАЗ по сути был итальянским заводом поначалу. И хотя как и всюду в СССР качество стало снижаться и там, всё же за 10 лет снижение качества не должно было произойти драматично. Поэтому и в 1981 году внутренняя Жигуля была ещё норм. Но, я так думаю, если поставить рядом две машинный 1981 года - экспортную Lada и внутреннюю Жигули, то разница была бы вельми заметна.
Все проще. Были дилеры, которые подписывали контракты на определенное количество продукции в год/месяц на длительный срок. Под эти контракты запускали производство в СССР. Есть контракт на пять лет - включаем в план очередной Пятилетки. Нет контракта - включаем в план производство какой-то ограниченной партии «на пробу». Ну и никто не отменял перевыполнения плана, если кому-то из внешнеторговых организаций удавалось посреди пятилетки впарить дилеру большую партию - это же валюта, ради нее сверхурочно можно поработать, за неконвертируемые деревянные... А контракты, как правило, были очень длинными. Например, «Пепси» везли в обмен на водку. Автомобили той же «Конеле» продавали еще с пятидесятых. Кстати, автомобили не всегда уезжали готовыми - те же 21-ые «Волги» дособирались уже на местах, из СССР уезжал только кузов с салоном. Ну и понятно, что контракты на такие «заготовки» - вещь априори многолетняя, потому что привязана к производству в Европе.
свмый правильный ответ на вопрос Германыча. Я смдел с человеком из внешторга - контрабанда и спекуляция, ое рассказывал именно такую схему - диллеры, контракты, потом включение в план. за валюту госплан пробегал процедуру в разы быстрее.
Хм. Не знал, что экспортные Волги собирались где-то за бугром. А где точнее, нет информации?
Но всё равно вопрос в стиле «курица или яйцо» остаётся. То что в странах продажи были дилеры, это логично - ведь не свои же магазины Совэкспорт открывал. Но дилеры торговали тем, что им уже предлагал Совэкспорт (в лице своих автоэкспортов и т.п.) Но ведь не дилеры давали распоряжение о том, что нужно внутри СССР запускать на экспорт.
И механика такого решения непонятна. Как чиновники внутри СССР решали, что вот такой-то продукт надо делать на экспорт, а вот такой-то не надо.
Comments 172
Reply
Reply
А фильм любопытный, спасибо.
Reply
Reply
Интересный фильм. Отметил, что когда ведущий попросил сесть за руль, сдавая назад он смотрел не в зеркало, а открыв дверь высунул голову назад. Видимо старая шофёрская привычка с грузовика.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но всё равно вопрос в стиле «курица или яйцо» остаётся. То что в странах продажи были дилеры, это логично - ведь не свои же магазины Совэкспорт открывал. Но дилеры торговали тем, что им уже предлагал Совэкспорт (в лице своих автоэкспортов и т.п.) Но ведь не дилеры давали распоряжение о том, что нужно внутри СССР запускать на экспорт.
И механика такого решения непонятна. Как чиновники внутри СССР решали, что вот такой-то продукт надо делать на экспорт, а вот такой-то не надо.
Reply
Leave a comment