А теперь, с учётом
всего вышесказанного...
Вы меня знаете, да. "Существуют четыре основные теории происхождения государства: божественная, теория общественного договора, насильственно-принудительная и эволюционная..."
Надо делать из этого схему. Тут очевиден крест, любимый американцами набор из двух оппозиций, очерчивающий пространство теорий происхождения государства.
Божественные или сверхъестественные теории надо противопоставлять естественным (= эволюционным), насильственные или принудительные - добровольным или договорным (= теории общественного договора).
Со второй оппозицией всё ясно, наверное. С одного конца там то, что по английски называется "force theory", "coercive theory of state formation" и всё в таком же духе - государство появляется, когда некая элитная группа берёт власть, навязывая свою волю окружающим и подавляя их сопротивление. С противоположного - люди создают государство, потому что государство отвечает их интересам, в той или иной форме.
Первая оппозиция противопоставляет события естественные, регулярные, постепенные, тянущиеся от прошлого в будущее, от простого к сложному - событиям сверхъестественным, случайным или уникальным, внезапным, пришедшим из будущего в прошлое, от сложного к простому.
Итак, положительная кривизна [времени] - это чудеса, варианты развития событий, не включённые в генеральную совокупность. Монета становится на ребро, исчезает, превращается во что-то ещё.
"Нормальная" кривизна - это реальность, которая описывается законами статистики. Произойти может всё, что физически возможно, но вероятность разных исходов разная. Если подбросить монетку десять тысяч раз, доля орлов и решек будет близка к 50 процентам. На двух костях чаще всего будет выпадать семь очков, но время от времени будет выпадать и два, и двенадцать. И так далее.
Отрицательная кривизна - это когда существуют варианты, которые физически возможны, но которые никогда не реализуются. Орел никогда не сменит решку. На кости никогда не выпадет пять очков. Сперматозоид с Y хромосомой никогда не доплывёт до яйцеклетки. Внешне это может проявляться, как фантастическое везение или фантастическое невезение, что как раз и приводит к ощущению предопределённости - чтобы мы не делали, бутерброды всегда будут падать маслом вниз. Как в фильме "Миллионер из трущоб": "Каким образом простому индийскому пареньку удалось выиграть двадцать миллионов рупий?" - "Так было предначертано". Сюда же, вероятно, следует отнести образ Гомеостатического Мироздания. А механический детерминизм будет попыткой рационально объяснить это ощущение - будто жизнь катиться по рельсам, с которых невозможно сойти.
(Отрицательная кривизна времени соответствует ситуации
временной петли.)
Очевидным образом, не хватает ещё одной оси, условно, внешние и внутренние факторы, экзогенные и эндогенные. Чтобы, допустим, в той части, где у нас насильственное установление государственной власти, отделить внутреннюю элиту от внешних завоевателей.
И это уже даёт восемь вариантов, восемь триграмм или куб.
Присвоим "0" естественным, добровольным и эндогенным объяснениям генезиса государства.
000 - я бы назвал это агностическими моделями образования государства. Про подобный агностицизм я писал в контексте Джейн Джекобс:
Как у неё решается вопрос со властью. В принципе, никак не решается. Очевидно, что какая-то система управления в Новом Обсидиане присутствует, но в тексте об этом нет ни слова. Люди просто рационально оценили выгоду совместного проживания с разделением труда и самоорганизовались.
Видимо, это был естественный, эволюционный процесс, видимо, он был внутренне обусловлен, видимо, люди как-то решили проблему, потому что были заинтересованы в её решении. Всё. "Теория общественного договора", как таковая.
111 - с небес спустились небожители в сияющих доспехах и заставили людей возделывать землю и платить налоги. Тут разом сверхъестественное, принудительное и экзогенное. Первое государство было создано богами, которые пришли извне и подчинили себе людей. Или создали людей, а потом подчинили их при помощи гипноизлучателей на орбите и отправили добывать золото. Короче, всевозможные ануннаки и традиционные представления корейцев о начале их государственности:
Click to view
("Почему мир корейских богов похож на Древний Китай?" - "Потому что это и был Древний Китай!")
Теперь самое важное - нужно определить три стихии, три оси, где ярко выражен только один крайний фактор. Тут-то я и вспомнил про
ПаПоПе :). Хотя изначально я придумывал эту концепцию по совершенно другому поводу, почему бы и не скрестить её с "основными теориями образования государства"?
001 - естественное, добровольное, экзогенное, т.е. упор на внешние факторы и только на них. Па(ршев), климат как решающий фактор, государства возникают под воздействием климата и природных условий, как способ выживания в этих условиях. И да, адаптация к климату - дело добровольное, хочешь, паши землю и рой каналы, хочешь, подыхай с голоду или уходи. (Авторитарная власть у Паршева возникает под влиянием климата, в какой-то степени с согласия подданных и в их интересах.)
010 - естественное, принудительное, эндогенное. По(ршнев), классовая борьба и весь прочий марксизм. В любом обществе, достигшем определённого уровня развития (количество, переходящее в качество), начинает накапливаться неравенство, что порождает эксплуатацию, что приводит к тому, что класс эксплуататоров захватывает, монополизирует власть. Так возникает государство, "орган классового господства", "машина для поддержания господства одного класса над другим" (ленинское определение государства). Это внутренний процесс, и это процесс, обусловленный объективными, естественными законами.
100 - сверхъестественное, добровольное, эндогенное. Пе(реслегин). Так как мы вынужденно выделяем чистые случаи, тут нет никакого столкновения воли с волей. Общество через своих отдельных членов получает откровение/озарение/"прокол Реальности" и добровольно берётся за распаковку и реализацию обретённых смыслов. Секретный генштаб сказал "рисуем мультики!", японцы сказали "Хай!" и пошли рисовать мультики. Вернее, в данном случае, условный шаман понял, что нужно создавать государство, и все с ним согласились. Государство возникает в результате гениальной догадки. Я цитировал Холмогорова: "Историю движут сложные структуры, возникшие, если угодно, в результате озарения, в результате того, что человеческий ум больше самого себя и это позволяет ему вырабатывать модели и ставить цели значительно более сложные, чем предполагает окружающая действительность".
Наконец,
смешанные типы.
011 - естественное, принудительное, экзогенное. Па + По, война, внешняя агрессия, завоевание, как важнейший фактор образования государств. Вполне себе распространённая и понятная точка зрения.
110 - сверхъестественное, принудительное, эндогенное. По + Пе, я определил это, как "борьба философий". Что-то вроде философской, религиозной или идейной борьбы в рамках одного социального организма, как фактор образования государства. Мало разработанная концепция, но это значит, что её можно успешно разрабатывать! Государство рождается, как инструмент символической экономики, и всё в таком духе.
101 - сверхъестественное, добровольное, экзогенное. Па + Пе. Тут у меня небольшая проблема. Изначально я определил эту вершину, как "антропогенные кризисы и непредсказуемая катастрофическая реакция сложных систем, в широком смысле слова". Понятно, что "добровольность" в условиях кризиса и катастрофы берётся оттуда же, откуда она в адаптации к природным условиям - хочешь, выживай, хочешь, умри. Но ровно тому же определению будет соответствовать и падение метеорита (внешний и непредсказуемый фактор). Мне даже захотелось придумать "метеоритную теорию возникновения государства" - первое государство, "нулевой пациент", возникло оттого, что неподалёку упало крупное небесное тело, с катастрофическими последствиями. А что? Такого ещё не было! Конечно, можно сказать, что метеорит ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. Но... в общем, оставлю, как есть. Государство, как ответ на непредсказуемую реакцию сложных систем, а.к.а Божью кару?
***
Т.е., ещё раз. У нас есть четыре варианта, связанных с принуждением, с конфликтом существ, обладающих волей. Внутренние, внутри одного общества: конфликт между социальными классами и конфликт между мифами. Внешнее: противостояние между разными племенами или между двумя качественно различными категориями разумных существ (люди и Боги).
И есть четыре варианта, связанных с добровольным выбором. Естественные факторы: внешняя адаптация к природным условиям, или внутренняя адаптация к новым типам хозяйственной деятельности. Сверхъестественные факторы: внутреннее принятие обществом полученного откровения; и внешнее принятие.... ?