IV. Четвёртое Могущество
...так же известное, как Лучшее Могущество.
"Между прочим, с представлениями самих авторов относительно мира «хищных вещей», ими же созданного, произошла любопытная метаморфоза. Изначально авторы были уверены, что написали антиутопию, изобразили мир, в котором каждому уважающему себя человеку тошно и стыдно жить. Но как-то, добрый десяток лет спустя, один мудрый читатель задал мне совершенно неожиданный вопрос: «А чем, собственно, так уж плох этот ваш мир? Ведь, на самом деле, он существует по принципу «каждому - свое», а это далеко не самый плохой из принципов существования». И я впервые тогда глянул на мир «хищных вещей» глазами непредубежденного, неангажированного человека, далекого от очевидных, но не так уж чтобы общепринятых, хотя и вполне достойных, постулатов типа «человек создан для творчества», «человек это звучит гордо», «правильно мыслить - вот основной принцип морали» и так далее, в том же духе. И этими глазами я увидел мир, не лишенный, разумеется, своих недостатков, в чем-то - убогий, в чем-то - пакостный, в чем-то - даже непереносимо отвратный... Но при всем при том - содержащий в себе немало светлых уголков и оставляющий, между прочим, широчайший простор и для духовной жизни тоже. Ведь человек в этом мире - свободен. Хочешь - обжирайся и напивайся, хочешь - развлекай себя нейростимуляторами, хочешь - предавайся персональному мазохизму. Но с другой-то стороны: хочешь учиться - учись; хочешь читать - читай, все, что угодно и сколько угодно; хочешь самосовершенствоваться - пожалуйста; хочешь, в конце концов, чистить и улучшать свой мир, хочешь драться за достоинство человека - ради бога! - это отнюдь никем не запрещено, действуй, и дай тебе бог удачи! Ты волен в этом мире стать таким, каким сможешь и захочешь. Выбор за тобой. Действуй.
Наше отношение к этому миру, как к АНТИУТОПИИ, переменилось. Мы поняли, что этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадежен в то же время, - он способен к развитию".
(Борис Стругацкий,
"Комментарии к пройденному", о "Хищных вещах века".)
Покойный
taki_net как-то написал:
"Могу только повторить, что классификация составлена так, что ВСЯКИЙ человек, не испытывающий сознательного желания "сломать игрушку" - отнесет себя в Третье (и [своих] друзей)". И был неправ (ну, о мёртвых или ничего, или добросовестно).
Ещё раз скажу, что я тут пока пытаюсь реконструировать сам сеттинг. Вот есть мир, есть то, что нам о нём
известно, что из этого можно достать?
Если туда попали все люди, которые когда-либо умерли, то там где-то есть первые люди, чьи родители и родственники ещё не могли считаться людьми в полном смысле слова, по тому или иному критерию, и не попали в ад. Но речь не об этом. Каждому человеку, или хотя бы каждому взрослому человеку, на момент смерти приписывается одно из пяти Могуществ, наиболее соответствующее его истинной природе. Человечеству, как виду, больше ста тысяч лет. Самые
консервативные подсчёты, если ограничиваться только верхним палеолитом, всё равно дадут не меньше 50 тысяч лет. Куда девать всех этих покойников каменного века? Первое названо древнейшим, самые древние и "допотопные" персонажи там, значит, люди палеолита/неолита/энеолита в массе своей попадали в Первое. Получается, именно Первое было наиболее естественным для человечества, как биологического вида. Этого нет в тексте, но это логическим образом вытекает из текста. (Попадай древнейшие люди куда-то ещё, древнейшим и первым было бы то Могущество, а не Первое. Пятое тоже очень древнее, но оно явным образом девиантное, а девиантность подразумевает наличие нормы.)
Или вот, Второе. Мы знаем, что оно самое большое, может даже более многочисленное, чем остальные четыре вместе взятые. "Могло бы без труда покорить весь Ад, если бы не частые раздоры между его баронами и королями, происходящие из рассуждений о том, в чем же заключается истинная добродетель". Очевидно, что если бы во Второе попадали только добродетельные и праведные люди, по той или иной системе - только истинно верующие, только соблюдающие все заповеди, только беззаветно преданные, - у Второго никогда бы не было таких чисел. Значит, критерием является что-то ещё. Видимо, речь идёт о готовности раствориться в некой внешней сущности, которая заберёт все сомнения, колебания и угрызения совести, но подарит в ответ чувство комфорта и сопричастности. Подчиниться учителю, подчиниться жрецу, подчиниться воле партии, подчиниться Творцу, подчиниться объективным законам исторического развития, подчиниться вождю, как воплощению духа народа и расы, потому что вождь сам подчиняется духу народа и расы. Стать чем-то меньшим, чем самостоятельно мыслящий человек, и через это чем-то намного большим. Поэтому те самые "сверхценности" и "сверхценничество", которые любил пинать Могултай.
Посмотрим под этим углом на Четвёртое. Четвёртое просто сразу, практически автоматически, купило меня этой фразой: "благодаря своим неисчерпаемым богатствам они могут обойтись золотом и порохом там, где другим приходится применять Доблесть". У меня было чувство, что многие из тех, кто тогда обсуждал этот текст, сосредоточились не на тех словах, и стали рассуждать про золото, деньги, Адама Смита. Во-первых, корысть и измерение успеха количеством отжатых ресурсов - это Пятое. Во-вторых, и это самое главное, у них есть порох!
Если бы это не было уникальной деталью, об этом не было бы смысла говорить. Конечно, надо держать в голове, что текст был написан в 2003, там считываются следы тогдашних настроений - дескать, пендосы трусы и не умеют воевать, они только всех подкупают или бомбят с воздуха высокоточным оружием. И всякий там прочий "зелен виноград".
Но я о том, что вот все люди попали в ад и оказались, очевидно, в равных условиях, ведь на тот свет ничего захватить нельзя. Проходит несколько циклов адского времени, каким бы оно не было, и у Четвёртого Могущества уже "неисчерпаемые богатства" и эффективное огнестрельное оружие, что подразумевает соответствующий уровень технологий. В то время как все остальные по-прежнему полагаются на доблесть, то есть на рукопашный бой. Так что смысл не в том, что Четвёртые помешаны на деньгах, смысл в том, что у них есть эти деньги. (Да, в аду добывают золото или его близкий аналог, но это мы и так знали благодаря "Потерянному раю" Мильтона.) А раз у Четвёртого Могущества есть технологии, которые они сумели так или иначе воссоздать в адских условиях, то понятно, откуда у них богатство. Они выступают в качестве Глобального Города по отношению к остальной адской Глобальной Деревне. И если в аду измеряют время, то можно предположить, что делают это точными хронометрами, произведёнными в Четвёртом Могуществе. И если в аду вообще можно говорить о времени, то оно там есть потому, что люди изобретают и строят новые вещи, которых там раньше не было. А это явным образом специализация Четвёртых.
На этом, в принципе, можно всё и закончить.
Технологическое и материальное превосходство Четвёртого Могущества неудивительно, если учесть, кто к ним попал. Их основа - это "поздние народы с обоих берегов Атлантического Океана". У них есть доступ к качественной рабочей силе, к огромному количеству специалистов в самых разных областях. И потом, они пользуются плодами "утечки мозгов" со всех остальных эпох и стран. Взять какого-нибудь Вернера фон Брауна, офицера СС. Если для него важнее всего служить фюреру и реализовывать идеалы национал-социализма, то он попадает во Второе. Но если ему больше всего на свете хочется делать ракеты, то в Четвёртое. Аналогично с Сергеем Королёвым, что ему на самом деле важнее - марксизм или ракетные двигатели?
Внушительное число инженеров, изобретателей и учёных купится на вот это: "достаточно все устроить с Умом и тратить как можно больше Денег, чтобы дело двинулось". Исторически многие люди примыкали к движениям марксистского толка ради обещания "устроить всё с Умом", а не как обычно. Если это и была их истинная страсть, они попадают в Четвёртое. Те же социал-демократы уже там, автоматом. Взять какого-нибудь сотрудника советского КБ, НИИ, "ящика". При жизни он мог искренне верить, что советское учение является лучшим вариантом с точки зрения прогресса человечества и рационального обустройства реальности; не закрывая глаза на недостатки, но считая их временными, преодолимыми трудностями. А после смерти его проверяют на истинную страсть, на то, что ему было на самом деле важнее - учение, вождь, дисциплина, самопожертвование, подчинение высшей силе? Или мечта о прогрессе и разуме, которые обеспечат людям свободу и благополучие? Если второе, его выкидывает к американцам, помогать им делать оружие для обороны от коммуняк и прочих красно-коричневых.
Четвёртое Могущество:
- Решение проблемы надо искать в треугольнике из рационального подхода ("с Умом"), технологий ("порох вместо Доблести") и ресурсов ("обойтись золотом", "тратить как можно больше Денег"). Одно это уже зацепит кучу людей, живших в последние 200 лет.
- Прогресс (научный, технический, социальный и какой угодно) существует, как объективный фактор, и это хорошо: "двинулось словно само собой, да так и пошло само чем дальше, тем лучше".
- "Нахрена нам война, пошла она на". Люди в Четвёртом Могуществе довольно миролюбивы, лишены Доблести, проще говоря, "изрядно трусливы". Заметим, что основные аргументы против войны в аду не работают, так как никого нельзя навсегда убить или необратимо искалечить. Трусость тут - это не страх смерти. Четвёртому Могуществу, получается, просто не особо нравится сам процесс, у них есть занятия поинтереснее. "Иные, напротив, радуются, что могут теперь невозбранно сводить счеты с врагом, посягать на которого раньше их не допускала общая Клятва" - эти третьемогущественные радости ставят Четвёртое в тупик. Альберт Эйнштейн не хочет вечно убивать тёщу, он хочет изучать мир и придумывать штуки.
- Верят в права и свободы, пытаются их примирить, и считают, что это возможно. Хотят, "чтобы все у них было по-хорошему", то есть и "по Уму", и "по-хорошему". Подход должен быть одновременно рациональным и добрым (не видят тут противоречия). Люди должны быть одновременно защищены и обладать свободами. "Третье и Четвертое Могущества равно ценят удобство и благополучие; Четвертое и Пятое не желают связывать себя многими обязательствами и весьма любят Свободу". Если в Третьем Могуществе жертвуют свободой ради удовольствия - "пожертвовав немногим, в безопасности потакать своим желаниям и наслаждаться любыми радостями", то Четвёртые, во-первых, не видят тут повода для жертвы, а во-вторых, не согласны с определением "немногого". Что значит, "пожертвовать немногим"? Как писал
myrngwaur в
разговоре с Могултаем, "с моей точки зрения в общественно-политическом плане хуже тирании может быть только непосредственно смерть. Я предпочту тиранию всеобщей войне и разрушению, но я предпочту тирании абсолютно все остальное".
Рассказчик при этом обвиняет их в лицемерии и не способности отличать ложь от правды. "Вынуждены прибегать ко Лжи чаще, чем это пристало бы честному человеку, и так привыкают к ней, что перестают отличать ее от Правды, особенно если это им на руку... Четвёртое... осуждается за слабодушное Лицемерие". Но из этого можно сделать вывод, что люди, с которыми он общался в Четвёртом Могуществе, верили в свои слова, это он им сам не верил. Надо учитывать, что рассказчик - человек 17 века, который пытается разобраться в концепциях 20 и 21-го. "Неправда! Такой большой человек никогда не поместится в такой маленький телевизор!" "Бледнолицый говорит, что железная лодка будет плавать. Бледнолицый лжёт".
При всём их желании построить общество "по уму", оно у них не по уму совсем, и нехорошее, только они сами отказываются это признавать: "не в силах ни устроиться таким образом, ни признать себя побежденными".
Но с другой стороны, если для кого-то общество Четвёртого Могущества и будет работать, со всяким там верховенством закона, разделением властей, независимым судом, плюрализмом и свободой прессы, то как раз для тех, кто туда попал. Мы взяли население развитых стран и убрали оттуда всех представителей Пятого и Второго, кто остался?
"Последние люди" по Ницше, законопослушные, склонные к компромиссам, совестливые.
Конечно, в Четвёртом Могуществе будет бардак, потому что при демократии всегда бардак (политические кризисы, публичные споры, общественные протесты, etc.). Полная противоположность того, что в 17 веке связывали с идеями "господства Разума" и "естественного права", где необходимо было создать "регулярное государство" и настроить его, как "часовой механизм".
А если рассказчик говоит о том, что их идея прогресса не работает, то это тоже смешно, потому что она, очевидно, работает. У них есть ружья. Самолёт-то, может, и из соломы, да только он полетел. Мир "Пяти Адских Могуществ" вообще самый сильный аргумент в пользу глобального Запада, потому что Запад всегда обвиняли в том, что его превосходство построено на колониализме, на неправедно нажитых богатствах. Но в аду все начинали в равных условиях, одновременно и с нуля. И Четвёртое всё равно стало самым богатым. Их принципы настолько эффективнее, получается.
Я просто хочу как-то выразить эту иронию. У нас гигантская VR-MMO с полным погружением, где есть пять сторон. Поменять их после начала игры уже нельзя. Выбирать предлагается между доблестными, идейными, развратными, отмороженными - и чуваками, у которых есть ресурсы и огнестрел. Какие основания есть у современного городского жителя, чтобы не предпочесть эту фракцию? Самый высокий уровень жизни, очевидно, у них ("неисчерпаемые богатства" + технологическое развитие + население из развитых стран). Внутренний режим - мягкий и демократичный. Верят в разум и прогресс. Миролюбивы, предпочитают решать вопросы дипломатией, но у них самые крутые пушки. В случае чего, будут отправлять врагов на респаун с безопасной дистанции.
Минусы: придётся работать в одной команде с американцами, канадцами, голландцами и всякими там прочими шведами. Такая боль!
Да, в Третьем можно целоваться в дёсны с древними персами и хеттами, стать персональным рабом-наложником Ксеркса или возлечь на ложе с самим Юлием Цезарем в расцвете лет. Ну серьёзно? Гомосексуалистом можно быть и в Четвёртом, но в Четвёртом есть электричество.
Рассказчик в Третьем, симпатизирует Третьему, Третьи протагонисты, поэтому считается, что текст настолько суггестивно заряжен, что люди автоматически хотят в Третье. Откуда это? Вот уж воистину, ещё одна из любимых тем Могултая, неспособность людей понимать смысл написанного, видеть разницу между формой и содержанием и отделять текст от субъективного рассказчика.
Наконец, с точки зрения Четвёртого Могущества, они все стали жертвой какого-то эксперимента Сверхразума. Просто потому, что западная фантастика уже не раз поднимала этот вопрос, от переноса Земли в другой мир (
"Missile Gap" Стросса) и вплоть до буквального воскрешения мёртвых (
"Мир Реки" Фармера). То есть ад - это какая-нибудь сфера Дайсона или виртуальная симуляция, или что угодно. И нужно подробно изучить свойства этой новой реальности, чтобы понять, как она устроена, какие тут физические законы, и как их можно использовать. Чтобы, в конечном счёте, выбраться отсюда! Потому что Четвёртое Могущество, очевидно, не собирается всю вечность работать хомячком в колесе. Должен быть какой-то выход, им же был обещан хэппи-энд. "Ничего, если мы нащупаем лазейку, мы и вас, дураков, с собой заберём".