«Я дышал синевой»

Jan 25, 2009 14:33

Песни и стихи Владимира Высоцкого исполняет Александр Соломонов

Начну с длинной мемуарной преамбулы.

В начале 1982 года ко мне пришел Володя Шкуратов, который учился в нашей школе классом младше меня, а потом стал студентом факультета экономики Новосибирского государственного университета. У него в руках была огромная стопка текстов, привезенных из Москвы. Это были архивные стихи Высоцкого, стихотворные отклики на его смерть, воспоминания о нем, переводы иностранных статей, копии журнала «Менестрель». Как сейчас помню, больше всего меня поразил некий опус из французской желтой прессы о том, как Высоцкий познакомился с Мариной Влади - он якобы на руках пробрался к окну ее номера в гостинице и повис на карнизе, угрожая броситься, если она его не впустит; дальше все развивалось в таком же гусарском духе - в тот момент мы все это приняли за чистую монету.

Володя попросил меня перепечатать принесенную стопку на машинке, чем я и занимался несколько следующих месяцев. Поскольку объем уменьшался медленно, часть стопки пришлось отдать другим добровольным машинистам и машинисткам. Потом к этим материалам добавлялись новые, появились протоколы обсуждений спектакля Театра на Таганке «Владимир Высоцкий», проза Высоцкого и еще много всего. Одновременно Володя познакомился с моим бывшим одноклассником и другом детства Олегом Елизаровым, у которого имелась большая коллекция магнитофонных записей Высоцкого, собиравшаяся еще с середины 70-х. Используя эти материалы, в апреле 1982 года Шкуратов при поддержке университетского комитета комсомола провел вечер памяти Высоцкого в Мальцевской аудитории НГУ. Зал был забит битком. Потом вечер был повторен в аудитории в переходе, в общежитиях, потом в стройотряде, потом в школах и НИИ Академгородка.

Постепенно получилась своеобразная лекция-концерт, развившаяся затем в целую программу «Владимир Высоцкий: Страницы жизни и творчества» из нескольких тематических вечеров: детство и «городской романс» (блатные песни); «Моя метрика где-то в России хранится» (страна и эпоха); театральные работы; «Гамлет»; сатира и юмор, песни-сказки; военные песни; любовная лирика; путешествия и друзья, тема смерти. Володя рассказывал и читал стихи, Олег Елизаров сидел на магнитофонах (поначалу их требовалось два - с одного звучали песни, на другом он искал в наушниках песню или отрывок из выступления, который должен был идти следующим; отладка и сгон всей программы на одну катушку произошли намного позже), и третий человек показывал слайды через проектор. Этот третий был наиболее легко заменяем, и в какое-то время в «обойму» слайдоператоров вошел я (а кроме того, перепечатывал текст, принимая участие в редактуре и написании некоторых кусков).

С началом перестройки стало возможным возить эту программу по всему Советскому Союзу (по сетям общества «Знание» и общества книголюбов). По своим организационным причинам я не побывал с командой на Кавказе, на Камчатке и Дальнем Востоке и в некоторых отдельных местах. Но мы были в Сибири, Средней Азии, Прибалтике, центральной полосе, многократно в Москве и Питере. Материал для слайдов собрали у всех фотографов страны, когда-либо снимавших Высоцкого. Познакомились с массой замечательных людей, были в Театре на Таганке, дома у Вадима Ивановича Туманова, Всеволода Осиповича Абдулова… О каждой встрече можно написать отдельные мемуары.

Но к концу 80-х о Высоцком уже было опубликовано столько, что интерес к программе стал спадать. В конце 1988-го Шкуратов занялся новым проектом - «Александр Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ». Материал снова собирали всем миром - помогли Елена Цезаревна Чуковская и многие менее именитые люди, даже бывший гэбэшник подсобил фотографиями руководителей Беломорканала и Соловков.

Но в «Высоцком» звучали записи Высоцкого. А здесь? Чтобы сохранить музыкальную (и с ней эмоционально-художественную) составляющую, Володя позвал в программу нового участника - кишиневского барда (по основной специальности - ученого-физика) Александра Исаевича (!) Соломонова. Он играл на гитаре и мощным красивым баритоном пел Галича и лагерные песни.

В 1989-1990 мы показывали «Архипелаг» в Москве, Питере, Риге, Таллинне, Киеве, Харькове, в Крыму… Сейчас не помню всю географию. Самый большой аншлаг был в Харькове, где была продана масса левых билетов.

Мы тесно сдружились с Саней Соломоновым (он старше меня лет на 5) - работая и живя вместе в гостиницах, читали перестроечные публикации, обсуждали историю и политику (ведь это было время открытий и надежд), ходили по экскурсиям и музеям.

Но очень плотный график выступлений и интенсивная самоотдача закончились для Шкуратова гипертоническим кризом после вечера в МАИ в Москве в 1990-м. На этом наша лекционно-концертная деятельность фактически закончилась. В следующие годы Володя Шкуратов занялся организацией гастролей певцов, бардов, актеров, поэтов по России. Помогал Валере Перевозчикову в подготовке книг о Высоцком. Как в старые времена, я даже перепечатывал на своей машинке черновой вариант книги «Правда смертного часа».

Александр Исаевич Соломонов приезжал в новосибирский Академгородок в самом начале 90-х. Распадался Советский Союз, Молдавия становилась «горячей точкой». В середине 90-х он уехал в Германию, в Гамбург. Занимается, насколько мне известно, в основном физикой, но не оставляет и музыку. Выпустил несколько дисков. Приезжает в Москву на сольные и коллективные концерты (в том числе памяти Окуджавы и Галича), но пересечься у нас не получалось.

И вот сегодня, почти двадцать лет спустя, мы встретились на его концерте, посвященном дню рождения Владимира Высоцкого, в клубе бардовской песни «Гнездо глухаря».

В малом зале клуба-кафе 10 столиков, за каждым примерно 5 человек. Несколько человек -друзья-альпинисты из Москвы и Кишинева. Рядом со мной сидели две альпинистки, пришедшие «на Соломонова», и двое мужчин, пришедших «на Высоцкого». Последние двое были впечатлены даже больше, реагировали с большой отдачей.

Замечательный, большой, сложный концерт. Исполнитель не копирует Высоцкого и не старается сделать «по-своему». Он очень близко воспроизводит интонации и акценты Владимира Семеновича, вошедшие в «коллективное бессознательное» нашего поколения, только деликатно обозначивая надрыв, впадать в который сейчас было бы безвкусно и неуместно. Но я смотрел на реакцию молодежи и видел, что их тоже «пробивало».

В первом отделении были песни из разных циклов, второе представляло собой цельную композицию из песен, стихов и фрагментов из прозы («Жизнь без сна») - по составу очень близко к тому, что в нашей программе 80-х называлось «Моя метрика где-то в России хранится…» (Высоцкий о своей эпохе и своей стране).

1 отделение

Тот, кто раньше с нею был
Попурри из блатных песен
Попурри из военных песен
Братские могилы
Песня о Земле (Кто сказал: Все сгорело дотла…)
Веселое горное эхо
Песня о друге
Здесь вам не равнина, здесь климат иной…
Горная лирическая (Ну вот, исчезла дрожь в руках…)
Памяти Михаила Хергиани (Ты идешь по кромке ледника…)
В Ленинграде-городе у 5 углов…
Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу…
Письмо на выставку
Письмо с выставки
Инструкция перед поездкой за рубеж
Речка Вача
Песня про Робина Гуда (Если рыщут за твоею непокорной головой…)
Жил я славно в первой трети… [В нашей программе эта песня тоже была в «Метрике» и шла под «Капричос» Гойи - эффект был неизменно шоковый, настолько точно офорты ложились на текст; на последнем аккорде показывался «Сон разума рождает чудовищ»]

2 отделение. «Я дышал синевой…»

Я из дела ушел, из такого хорошего дела…
Я дышал синевой, белый пар выдыхал… (стихи)
В сон мне - желтые огни…
Оплавляются свечи на старинный паркет… (стихи)
Час зачатья я помню не точно…
Где твои 17 лет?
Я никогда не верил в миражи… (стихи)
Как во смутной волости…
Как засмотрится мне нынче, как задышится…
Мосты сгорели, углубились броды… (стихи)
Правда и Ложь
А мы живем в мертвящей пустоте… (стихи)
Мой Гамлет (стихи)
Кто-то высмотрел плод, что неспел…
Дурацкий сон, как кистенем… (стихи)
Во хмелю слегка лесом правил я…
Мне судьба до последней черты, до креста… (стихи)
Что за дом притих, погружен во мрак…
Упрямо я стремлюсь ко дну… (стихи)
Кони привередливые

25 января в 19-00 этот же концерт будет в Московском центре авторской песни (Большой Овчинниковский пеpеулок, д. 24. стp. 5, м. Hовокузнецкая).

См. также
Под знаком Высоцкого (26.07.2020)

Культурная жизнь, Владимир Высоцкий, Александр Соломонов

Previous post Next post
Up