В «садах» я успел посмотреть практически всё. В какой-то момент мальчик отвалился - мы его усадили на травке с Покемонами, а сами пошли дальше. Ещё через какое-то время жара сморила и Анюту - я оставил её в тени, а сам побежал дальше, изредка отчитываясь об увиденном (в польском павильоне показывают кино в помещении с кондиционером!)
Вкратце из понравившегося / запомнившегося. Русский павильон показывал Гришу Брускина - я уже
писал, что не вижу особой разницы между его проектами, для меня всё это - вариации на одну ту же тему. В этот раз просто более актуальные реалии:
В русском же павильоне была Recycle Group с интересным проектом - статуи, увязшие в камне (у меня при этом ощущение увязших в телефонах людей, но я уже не помню, была ли такой идея авторов, или это я додумал), отдельно предлагалось скачать приложение для смартфона и посмотреть на статуи через увеличенную реальность:
Японский павильон шикарный. В него сделали два входа: один стандартный, а другой - через пол. Там поставили лестницу и сделали отверстие, через которое можно было просунуть только голову. Просунув, ты оказывался посредине сцены с миниатюрными строениями:
В самом павильоне висели симметрично отражённые здания. Неожиданно возникает очень странный эффект - вроде бы ты и узнаёшь форму, но удваивание и симметрия создаёт ей какой-то другой смысл:
Там же - столик с другим смыслом «
бумажной архитектуры» - возможно, тот же автор, которого мы
видели в Иокогаме:
Канадский павильон меня
поразил 3 года назад, а в этот раз оказалось, что стен у него нет вообще. Посередине здания запустили огромный фонтан, дети ждали каждого его «извержения» как в каком-то аква-парке, им было непонятно, почему туда нельзя было зайти:
(на предыдущей фотографии в кадр попало прекрасное платье!)
Вокруг павильона сдеали несколько маленьких фонтанчиков, тоже случайных, и с прохладной водой. Наш мальчик дорвался до развлечения, ушёл мокрый насквозь:
Немецкий павильон в этом году получил главный приз, но там нужно было бы смотреть перформанс, а мы на него не попали (и во второй свой приезд я снова не попал). Судя по описанию, это действительно было прекрасно - на фотографии видно, что помещение разделили стеклянными перегородками на доступное посетителям - и на то, где могли находится артисты (и собаки). То есть, они было рядом с тобой, над тобой, под тобой, повсюду. В сети есть какие-то фотографии и видео, но моё воображение рисует сильнее :-)
В британском павильоне мы уже собрались было уходить, как наткнулись на приятную девушку, работавшую на Биеннале. Ей откровенно хотелось поделиться с кем-нибудь информацией об авторе, о произведении - а нам было приятно послушать. Это тоже вид arte povera, искусство «из говна и палок», отсылающее к детским игрушкам (которые тоже зачастую примерно так и мастерились) сменой масштаба. Рядом с гигантскими скульптурами ты чувствуешь себя ребёнком, которому подарили юлу с него размером:
Французский павильон перестроили в студию звукозаписи. Резкие углы, откровенный кубизм:
И какие-то немыслимые музыкальные инструменты (в том числе и на базе всё ещё популярных тогда спиннеров), с которыми тут же возились музыканты - пытались что-то доделать, что-то сыграть. Вроде как там и концерты какие-то давали, но этого мы тоже не застали:
Скандинавский павильон играл с книгами. И в очередной раз мне понравилось, меня не задело варварское отношение к книге - видимо, от одного детского травматизма я избавился.
(я уже рассказывал, как мне в детстве подарили книжку с кросвордами? она вступила в явное противоречие с абсолютным запретом рисовать в книгах, и я перерисовывал каждый кросворд на отдельный лист бумаги, прежде чем решать его)
Американский павильон - на этом месте наш мальчик начал откровенно уставать, но всё ещё держится молодцом:
Израильский павильон прекрасный. Они обыграли легенду об
Иисусе Навине, остановившем Солнце, плавно перейдя к остановке времени. Что может лучше всего иллюстрировать остановившееся время? Застывший предмет, который мы не можем себе представить в состоянии покоя. Например, только что стартовавшая ракета (в павильоне она стартовала горизонтально, фотография как бы с места старта):
Там же на фходе слегка наклонная решётка с маленькими камушками - смысл непонятен (они, конечно, красиво собираются внизу...), но наш мальчик на какое-то время проснулся:
Австрийский павильон нужно однозначно оставлять детям на закуску. На входе стоит (вы не поверите!) ГАЗель:
Ну и сам павильон набит всякой смешной чепухой. Кемпинг-кар с нужнейшими отверстиями в разных местах, почему-то не предусмотренными в стандартной комплектации (спины и ноги посетителей павильона):
И просто приятные световые картины между «бесконечных» зеркал:
Центральный павильон (в нём куратор представляет какой-то свой проект, приглашая художников из разных стран поработать на какую-то определённую тему).
Тему в первый раз я вообще не понял, зацепила только работа Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит». Во второй проход мне экскурсовод рассказывала о теме художника / времени / работы. Как и в любой интеллектуальной работе, сложно понять, когда человек работает, когда отдыхает, когда балду пинает. Для меня в этой работе был очевидным ещё и слой СССР с его статьёй УК о тунеядстве:
Из того, что понравилось, но нельзя снять на фотоаппарат - Египетский павильон. Показывали фильм сразу на 5 экранах. Сюжет даже не важен, важно техническое исполнение - параллельно идёт 5 картинок. В простом случае - это просто разные ракурсы одной и той же сцены, если не буквальный повтор картинки. А в некоторых местах - как у Гринуэя, взгляды на разные события, связанные друг с другом, кадр в кадре. Очень интересно, получится ли что-то из этого.
В Arsenale решили не идти, для одного дня нам показалось достаточно. Но в поисках мороженого наткнулись на отдельно стоящую выставку Азербайджана - страны, не успевшие в своё время построить себе павильон Биеннале снимают каждый раз себе помещение на время выставки. Азербайджанцы сделали несколько красивых геометрических скульптур, сложенных из традиционных музыкальных инструментов: