Пока я думал, как начать вторую часть своей записи об обожении верующих, пришло мне сообщение от одного моего друга - тоже, приверженца мнения об обожении человека через веру, без всяких дел верующего, то есть о стяжании благодати Духа Святого как бы без самого стяжания…
Мой друг мне приводит всем известные слова святого Апостола Павла: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9),
и восклицает, что вот, мол, оно обоснование нашего мнения-то… (см:
*).
Но, тут, как я думаю, - и сказал об этом своему другу, - не стоит нам уподобляться кальвинистам, баптистам, и прочим учащим, что спасение происходит только верою, и сие нисколько не зависит от человека, и что есть безусловное предопределение ко спасению для «истинных», а для других (всех остальных неистинных) - безусловное предопределение к погибели.
Не стоит, также, брать во всеоружие это учение Кальвина, переработанное нашими «истинноправославными» друзьями, в котором заменили понятие «спасение через веру» и безусловное предопределение ко спасению «истинных» на понятие «обожение через веру» и безусловное предопределение к обожению «истинных» (также, см.:
c).
Ну, а Божественные слова святого Апостола Павла, - «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9), - говорят нам о том, что благодать Духа Святого (как начаток обожения), именно, дается нам даром при Святом Крещении, без дел наших (через покаяние и уверование в Спасителя), как залог спасения, чтобы, уже имея в себе этот дар и силу благодати Духа, мы смогли уже и свои силы приложить, чтобы не только удержать в себе дарованный нам залог ко спасению, но и преумножить этот дар благодати Божией через дела покаяния и веры. А эти дела покаяния и веры и есть те средства для стяжания благодати Духа Святого (обожения - как синергии Бога и человека), о которых говорил преп. Серафим Саровский (см.: первую часть).
Об этих делах веры учит и святой Апостол Иаков в своем послании: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:17-26).
Да, эти дела покаяния и веры в Спасителя Христа Бога Нашего благодатию Духа Святого, дарованного нам при Святом Крещении, позволяют нам еще здесь на земле (каждому в отпущенную ему меру) стяжевать, преумножать, и усваивать (обожение как синергия Бога и человека) себе (в своей ипостаси, личности) как вторую природу благодать Духа Святого, которая и перейдет в вечность как собственность в ипостаси человека (бог по благодати), и раскроется и преумножится, как Богу будет угодно, уже и в «страдательном» (неизменном после воскресения тел, и не зависящим от нас) состоянии во всей полноте в Царствии Небесном!
см. ч.1; ч3; ч.4:
grgy.livejournal.com/15186.html grgy.livejournal.com/15794.html grgy.livejournal.com/356545.html