Итак, в первой части мы попытались показать, что святые отцы Церкви, раскрывая понятие «обожение» верующего человека, или по-другому говоря, раскрывая понятие «стяжание благодати Духа Святого» верующим человеком, имели в виду несколько иное понимание этого, нежели наши «истинноправославные» друзья, которым, как я думаю, быть в согласии с отцами Церкви мешает разработанная ими «схема».
Во второй же части была предпринята попытка представления этой «схемы», суть которой заключается в принятии (скорее всего - в непреднамеренном и несознательном) учения религиозного энтузиаста Кальвина, который учил, что от дел человека (как полностью попавшего во власть лукавого, и потерявшего полностью свою духовную свободу воли) ничего не зависит - ни его обращение, ни его покаяние, ни его уверование, ни его добрые дела, которые должны следовать за покаянием, верой, и крещением.
Также, Кальвин учил, что исходя из этого получается, что одни люди (особоизбранные) превечно безусловно предопределены ко спасению, а все другие, - безусловно к вечной погибели…
Но, возникает закономерный вопрос: а каким же образом у наших «истинноправославных» друзей оказалась в применение эта кальвинистская «схема»?
Я думаю (а если не совсем прав, - пусть меня поправят), что это произошло по двум основным взаимосвязанным причинам:
1. Неумеренное, некритичное увлечение исследованиями, так называемых западных «патрологов»;
2. Чисто психологическая причина.
Известно, что в свое время католические и протестантские богословы (исследователи, «патрологи»), в противостоянии друг другу своими «учениями», «схемами», и так далее, стали всё чаще и чаще обращаться к святоотеческому наследию Церкви, чтобы из писаний святых отцов извлекать обоснования своих еретических учений и «схем».
В результате к настоящему времени на неправославном Западе образовались целые солидные школы, направления, и традиции по исследованиям творений святых отцов Церкви.
Вот этими исследованиями и стали пользоваться, иногда, как мне кажется, без оглядки и некритично, некоторые наши исследователи («патрологи»).
Например, из исследований Янсенс и Абрамовски принимается их оригинальное открытие (cм.:
c), что оказывается по свт. Кириллу Александрийскому «"единая природа Бога Слова воплощенная" включает в себя не только индивидуальное человечество Иисуса, но и всю полноту обоженного человечества - всех спасенных и спасаемых, то есть всю Церковь»
То есть, по Янсенс и Абрамовски получается, что все ипостаси (личности) спасенных человеков еще до их рождения и появления на свет были уже включены в «человечество» Иисуса.
Понятно, для чего это понадобилось западным «патрологам» Янсенс и Абрамовски, - для подтверждения кальвинистской «схемы» безусловного предопределения ко спасению «особоизбранных», которое ни в чем не зависит от них самих, и от их дел, и от их свободной воли, потому что они уже, как ипостаси (личности) включены в Церковь еще до своего рождения.
Но не этому нас учат нас святые отцы Православной Церкви.
Например, преп. Иоанн Дамаскин, суммировавший вероучение отцов говорит:
«Не по ипостаси мы - одно и то же [что и Спаситель] (ибо сначала существуем ипостасно и потом [только] вступаем [с Ним] в единение), но по соединению с Телом и Кровью» (Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения).
То есть, сначала мы рождаемся с нашей общей падшей человеческой природой как ипостаси (личности), а затем уже по своей свободной воли, если сами захотим, и без всякого принуждения, входим покаянием, верою, и Крещением в Церковь Христову, где уже приобщаемся Его Телу и Крови, и стяжаем в свою ипостась благодать Духа Святого…
Да…, это понятно, но, для чего же тогда эта кальвинистская «схема» понадобилась нашим «истинноправославным» друзьям? Я думаю, что это как раз и можно объяснить психологической причиной. Никто не задавался вопросом, почему в православной России существует такое явление, как русский баптист, или русский кальвинист, вообщем, - русский протестант? Не нонсенс ли это? Понять это можно, побывав на собраниях, например, русских баптистов. Этих людей, разных по возрасту, по профессии, и по приходу в баптизм объединяет одно (определенные черты характера) - горделивая уверенность, что они уже спасены в своей вере, и от того у них прямо-таки сквозит нескрываемая самоправедность, тщеславие, снисходительное пренебрежение к нам - заблудшим бедным православным.
То есть эти люди (русские протестанты), как бы находясь в христианстве, в тоже время могут спокойно справлять свои неисцеленные страсти - горделивости, тщеславия, праведного гнева на неверных, и так далее…
Не это ли объединяет и наших «истинноправославных» друзей? Заменив в кальвинской «схеме» - спасение только верой, на свою «схему» - обожение только вероучением, и по-своему переработав кальвинскую «формулу» - вера=спасение, на свою «формулу» - вероучение=спасение=обожение, они, мелочно придираясь ко всегда существующим болезням «больных», которых и объединяет Церковь для «излечения», решили создать свои отдельные от Церкви собрания для «особоизбранных», «особопосвященных», и «особоистинных»…
Я, как сам в свое время прошедший все эти искушения и испытания, очень надеюсь, что многие мои «истинноправославные» друзья, - действительно незаурядные и сильные личности (а потому и еше больше искушаемые лукавым), - со временем с Божией помощью одумаются, смирятся, покаются, и вернуться в Церковь, где, как я думаю, их встретят с большой радостью.
см. ч.1; ч.2; ч.4:
grgy.livejournal.com/15186.html grgy.livejournal.com/15463.html grgy.livejournal.com/356545.html