Джордж Фридман про "китайское экономическое чудо" - не совсем китайское и совсем не чудесное.

Oct 06, 2021 22:32

На фоне сегодняшних финансово-политических перетурбаций в Китае, интернет принес новую интересную статью Джорджа Фридмана (к сожалению, текст я получил по закрытой рассылке, поэтому оригиналом поделиться не могу). Кто такой Джордж Фридма, думается, много говорить не надо, но для тех, кто не слышал, рекомендую погуглить "Stratfor" - когда-то этот ( Read more... )

экономика, геополитика, история, глобализм, США, политика

Leave a comment

Comments 171

f5e5f0f2e5e1e5 October 7 2021, 06:31:55 UTC
интересная статья.
ради шутки погадать - следующими могут стать украина или иран - 10 лет есть время и войнушку учинить . индия мне кажется достаточно сильна чтобы говорить о "разрухе". даже за 10 лет сложно управиться

Reply


navimann October 7 2021, 06:39:07 UTC
Не, началось все намного раньше. Просто стоимость грузоперевозок упала и стало выгоным возить товары для массовых потребителей. А так Китай и ранее был поставщиком товаров на известную часть мира. Сначала, когда перевозки были дорогие и длительные, товаров для роскоши (шелк, фарфор и прочее), потом появлись клипперы и начался массовый экспорт товаров для среднего класса (чай. к примеру)... а потом всякой шняги. Циклов у китая того же много на самом деле.

Reply

igor734 October 7 2021, 06:46:33 UTC

Сомневаюсь, что экспорт занимал значительную долю в экономике тогдашнего Китая. Страны-то в те времена по большей части были аграрный, в основном с натуральным хозяйством. Экспортной супердержавой возможно стало быть как раз при массовом товарном производстве, когда разделение труда, в том числе глобальное, стало намного сильнее

Reply

navimann October 7 2021, 06:53:47 UTC
Да, так как транспортировка была дорогой и неэффективной, большинство товара потреблялось близко к месту производства. Но круг экспортных товаров расширялся с совершенствованием транспорта. Тот же чай - сельхозка чистая. Шелк - тоже корнями из сельхозки.

Но в части международной торговли (а изначально да. это были дорогие предметы роскоши) китай таки занимал видное место и в первом тыщелетии и во втором. Во второй половыны второго тысячелетия круг экспортных товаров расширялся. Тем более в китае городов с миллионным населением было не один и там не сидели сложа руки.
Но таки да, большинство по всему миру - сельхозка была. абы прокормиться. Но Китай одно время прокармливался чуть не лучше всех и мог содержать города-миллионники. Та же Римская империя могла содержать только один такой город. А в Европах когда появился потом первый город-миллионик?

Reply

igor734 October 7 2021, 06:56:39 UTC

Ну, это так, но все же речь-то про другие циклы, которые стали возможны только с преобладанием массового товарного производства.

Reply


aintlion October 7 2021, 06:40:01 UTC
Я могу привести еще один пример - Германия. С 1920 по примерно 1935.Сроки иные, но механизм близкий.

Reply

igor734 October 7 2021, 06:42:07 UTC

Они тогда, вроде, не особо на экспорт работали?

Reply

navimann October 7 2021, 07:03:20 UTC
Им долги приходилось отдавать. Без экспорта вряд ли.

Reply

gena_t October 7 2021, 07:06:09 UTC
Я подозреваю, что до мировой войны экспорт у них был гораздо больше.

Reply


affidavid October 7 2021, 07:11:58 UTC
Это натягивание совы даже не на глобус, а воздушный шар, по крайней мере в истории про США. Фридман вообще фантазер, но тут уже переходит всякие границы.

Reply

john_archer October 7 2021, 09:42:36 UTC
А другой Фридман, пророк Милтона? 🤭

Reply

rodoro October 7 2021, 10:10:19 UTC
Да, от недостатка фантазии маэстро никогда не страдал и продолжает радовать почтеннейшую публику прогнозами и предсказаниями ))))))

Reply


jm8844 October 7 2021, 09:27:23 UTC
Очень интересный взгляд. Вполне возможно, что это начало теории экономических колебаний. Можно будет даже писать уравнения .

Reply


Leave a comment

Up