Обращение к Авраму лех-леха часто переводится как “иди к себе”. И если то место, из которого нужно уйти обозначено чётко: “…иди с земли своей, и с родины твоей, и из дома отца своего…”, то цель похода не определена кроме как через туманное “в землю которую укажу тебе”(Берейшит 12:2).
Бааль аТания говорит что лех-леха -
поход к себе - это не подъём в землю Израиля, а как раз наоборот. Путь в этот мир и путь в этом мире это спуск. Душа спускается в тело и её спуск должен подсветить нижние миры. Скрытое должно быть проявлено так, чтобы в самых "нижних" этажах мироздания можно было бы ощутить самый "тонкий" свет. Интересно, что и с географической точки зрения в Израиле есть самое низкое место на земле. То есть лех-леха это не просто схема маршрута Аврама, а "план" творения вообще и каждой отдельной души в частности.
Аврам - это состояние души на таком уровне, который не поддаётся восприятию, отсюда и идёт это имя "Ав Рам" - возвышенный отец. Отец - это намёк на сфиру хохма (
Аба веИма, то есть папа и мама - это пара сфирот Хохма и Бина). Уровень хохма - это уровень вспышки, когда сознание ещё не может воспринять детали происходящего. Это уровень восприятия, который соответствует источнику (опять таки на иврите слово Ав кроме значения «отец» имеет ещё одно значение - «причина» или «источник»), из которого потом развиваются все мысли, эмоции и действия.
Для того, чтобы скрытое смогло стать проявленным, должны быть созданы разные уровни. "И был вечер и было утро: День Один" (Берейшит 1:5) говорит как раз о процессе создания разных уровней.
Все начинается с "вечера" то есть хаоса и темноты. В первой фазе сотворения мира творение погружено в темноту - был вечер. Эта фаза сменяется "подсвечиванием" - наступает утро. И с приходом утра начинается следующая фаза - "день один". Это состояние, в котором всему творению становится доступно ощущение единства Создателя (Тора Ор, 21).
Интересно, что эта фаза называется День Один, а не первый день. Один - потому что это не единица счета, не часть ряда, в котором обязательно будет два, три и так далее. Цель творения состоит в раскрытии Единства Всевышнего в самых нижних уровнях мироздания. Но это все на общем уровне - уровне всего созданного. Что же происходит с каждой отдельной душой?
Часто мы задаём себе вопрос: а что собственно говоря хочет от нас Всевышний? Сфат Эмет объясняет, что недостаток информации о цели пути: “в землю которую укажу тебе” и даёт ответ на этот вопрос. Часто люди спрашивают: А что же Всевышний от меня хочет, не вообще, а конкретно. В чем именно состоит его воля?
Ответ на этот вопрос парадоксален. Только тогда, когда человек соглашается на любые условия и готов принять любой ответ, то есть в тот момент когда пропадает сам вопрос “а что именно хочет Всевышний “ - только тогда Всевышний “выдаёт свои секреты” - то есть говорит что именно от нас требуется (Сфат Эмет, Лех Леха 5632).