"И исполнились дни её родить и вот близнецы в её чреве" (Берешит 25:24). Близнецы - это конечно же Яков и Эйсав, правда не очень понятно зачем нам сообщают о том, что они были в чреве Ривки. А где же им ещё было быть до того как они были рождены?
Как известно, жизненные пути этих двух близнецов были крайне различны. Возможно упоминание о близнецах в чреве можно понимать как напоминание о том, что их похожесть существовала только до рождения - только в чреве, а уже после родов их пути разошлись. Такое объяснение тоже не радует, так как буквально двумя строками выше говорится "И сталкивались дети в её утробе..." (Берешит 25:22). Раши объясняет, что речь идёт о фундаментальной разнице между Эйсавом и Яаковом, которая проявлялась ещё до того, как они родились. Так если они были настолько различны ещё до рождения, зачем говорить о том что они близнецы?
Противоположности обычно используются для того, чтобы подчеркнуть что-то что не заметно с первого взгляда. Контраст привлекает внимание, и позволяет сместить акцент и расставить интонации по новому. Этот приём довольно часто используется в талмуде. Например термины саги нахор - великий свет (Берахот 58-А), и меор эйнаим - свет глаз (Хагига 5-Б) означают слепого человека. Это не просто попытка заменить слово считающееся обидным на что-то более приемлемое, а частный случай общего правила.
Этот принцип взаимодействия противоположностей используется в процессе формирования и развития мира -
в переходе от хаоса к порядку, и от темноты к свету. И этот же принцип можно увидеть в процессе формирования и развития человека. Одна из психоаналитических моделей развития говорит о прохождении человеком последовательного ряда стадий развития, в которых требуется сделать определённый выбор. На определённом этапе это это выбор между доверием и недоверием, в другое время это конфликт между близостью и одиночеством, и так далее.
Каждый человек разрешает эти конфликты выбирая какой-то
баланс между крайностями. Казалось бы подобный выбор встроен в структуру мира, но в случае с Эйсавом и Яаковом выбор находится в совершенно другой плоскости.
Речь конечно же не идёт о создании какого-то блеклого усреднённого варианта, зависающего между двумя полюсами. Намёк на разгадку можно увидеть в именах близнецов. Если с Эйсавом все относительно просто - у него есть одно единственное имя, которое имеет определённый смысл, то ситуация с именем Яакова уникальна. Яаков имеет два имени одновременно: "...Не называться тебе впредь именем Яаков, но Исраэль будет имя твоё..." (Берешит 35:10). В отличие от ситуации с изменением имени его деда Авраама, переход имени от Яаков к имени Исраэль не был постоянным. В одном состоянии он Яаков, а в другом Исраэль.
Рав Пинхас Винстон отмечает что Эйсав с Яковым действительно близнецы братья, но никто не говорит что такая же связь есть между Эйсавом и Исраэлем. Как известно, Эйсав ненавидит Яакова (Сифри, Беалотеха, 59). Имя Яакова - это производное от слова эйкев - пятка, самая нижняя часть тела, наиболее близко находящаяся на земле. Исраэль - это имя указывающее на сверхъестественное величие, тот уровень которого Яаков достигает когда не только
перестаёт держаться за пятки Эйсава, а ведёт его за собой. В такой ситуации Эйсав не то что не ненавидит, но даже помогает своему брату.
По прошествии тысяч лет истории хорошо заметно, что отношения между Яаковом (отцом еврейского народа), Эйсавом (отцом того что принято называть западной цивилизацией) и Ишмаэлем (отцом мусульманского мира) строятся в соответствии с разными принципами. Цадок аКоэн объясняет, что когда при даровании Торы на Синае было сказано наасе веНишма - "
будем делать и понимать" (Шмот 24:7), то произнесённое наасе давало возможность исправить ошибки Эйсава, а произнесённое нишма - ошибки Ишмаэля (При Цадик, Итро).
Если Эйсав - "цивилизация разума" исправляется с помощью наасе- то есть действий, то Ишмаэль - "царство меча" с помощью нишма - то есть понимания того что же мы делаем. Возможно поэтому сейчас, когда делается относительно много, но есть мало понимания того почему, зачем и для чего все это делается, наблюдается относительное спокойствие со стороны западного мира; а в ситуации с мусульманской цивилизацией конфликт проявлен значительно более остро.
Противопоставление между Яаковым и Эйсавом не имеет смысла решать как любую другую пару полярных противоположностей. Обычно выбирается какое-то приемлемое расстояние между двумя полюсами, и это называется решением проблемы. Что-то привычное вроде: на 40% Эйсав и на 60% Яков, или смесь на любителя: 10% Эйсав и 90% Яаков. Но естественное стремление к компромиссу в данном случае не имеет шансов на успех, потому что во взаимоотношениях Яакова и Эйсава невозможно найти баланс. «Когда один поднимается, другой падает» (Раши на Берешит 25:23).
Единственным решением является выход из плоскости этого противостояния. Вместо естественного поиска компромисса требуется нечто совершенно другое - необходимо стать из Яакова Исраэлем,
а вот это уже сделать гораздо сложнее.