1.1. Мир, фрагментами которого мы являемся, устроен и функционирует по некоторым правилам, которые - законы мироздания - действуют одинаково и неизменно во всех его точках, как бы те ни были разнесены в пространстве и во времени.
Подробнее:
Написанное не столь уж тривиально хотя бы потому, что имеет нетривиальные следствия. Так, если чьи-то утверждения о мире противоречат друг другу, то либо кто-то из утверждающих не прав, либо кто-то из них говорит не о том Мире (буду писать его с прописной буквы, чтобы не путать с другими мирами).
"Разные" законы в разных точках возможны, но не иначе как различные проекции универсальных законов на контекст рассмотрения.
1.2. Мир, о котором сказано выше - это не тот мир (точнее, не те миры), где живут отдельные люди.
Подробнее:
Жить где-то означает, что есть нечто, являющееся жильем, и нечто, являющееся жильцом. Если бы Мир был чьим-то жильем, то получилось бы, что он и жилец могут быть (по меньшей мере, мысленно) отделены друг от друга, в результате чего жилец оказался бы вне того, неотделимым фрагментом чего он является.
1.3. Каждый из нас живет в своем уникальном мире и о свойствах других подобных миров может только узнавать от кого-то или догадываться.
Подробнее:
Не недооценивать объективность субъективного мировосприятия:
Если один человек живет в мире, где человек человеку враг, а другой - в мире, где люди добры, они не могут жить одинаково. Первый вынужден защищаться, принимая превентивные меры, ищет и находит подвох в действиях партнеров, а второй вынужден спасаться, принимая оперативные меры, оказавшись обманутым.
Один живет в мире, подконтрольном Богу, другой - в мире, где Бога нет: в этих мирах одни и те же поступки приводят к разным последствиям, а достижение одних и тех же целей требует различных действий...
1.4. Подобные миры существуют вокруг не только людей, но и, например, групп людей.
Подробнее:
Так, в разных компаниях принято пользоваться разной лексикой, что не мешает одному человеку оказываться то в одной, то в другой. Такая лексика - не обязательно из миров людей, составляющих группу. Так, например, ни один из медиков, использующих латынь, до попадания в группу латынью не пользовался.
1.5. Говоря о Мире в целом, мы можем обсуждать лишь различные его модели, вольно или невольно абстрагируясь, по меньшей мере, от аспектов, о существовании которых не подозреваем.
Подробнее:
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, теория струн, вечная борьба добра и зла, диамат - примеры таких моделей. Чье-либо мировоззрение - еще одна. Модели можно обсуждать, сравнивать, приводить в соответствие друг с другом. Но это уже в п.2...
1.6. Говоря о Мире (или о любом из миров) в деталях, мы обсуждаем некоторые объекты, "вписывающиеся" в соответствующие модели Мира (миров).
Подробнее:
Свойства объектов и отношения между объектами - такие же объекты обсуждения.
1.7. Модели Мира и их составные части - объекты (из) миров тех, кто их обсуждает.
Подробнее:
Модель и объект - не обязательно нечто, автору ясное. Так, можно говорить об организации труда в Аду и о торсионных полях, даже не будучи уверенным в существовании Ада и полей.
1.8. Вокруг человека (личности) образуется множество миров.
Подробнее:
Так, в одном мире я час назад приехал на работу, во втором - в мире моего вчерашнего сна - ездил на трамваях по незнакомому городу. Второй, созданный моей фантазией, - больше чем набор видений: я в нем чувствовал, принимал решения, общался, действовал... Еще один такой мир - мое представление мира из читаемого сейчас романа.
1.9. Миры, возникающие вокруг одного человека, могут быть обособленными друг от друга, могут логически противоречить друг другу.
Подробнее:
В мире с Тремя Мушкетерами не может действовать Баба Яга, а в мире одного из снов я застрелил Сталина, который в другом мире умер до моего рождения.
1.10. Как правило, взрослый человек различает среди своих миров "настоящие" (один или больше) и миры фантазий, "ненастоящие".
Подробнее:
Так, мир с Тремя Мушкетерами я считаю "ненастоящим", а мир с ЖЖ - настоящим.
1.11. Сопоставляя свои суждения о мирах, люди могут согласовывать свои миры друг с другом.
Подробнее:
Обучая, гуру пополняет "настоящий мир" ученика сведениями из своего "настоящего мира",
а рассказывая ребенку, кто такой Дед Мороз, - его "настоящий" из своего "ненастоящего".
Христианин, объясняя атеисту Бога, - один из его "ненастоящих" из своего "настоящего".
Обсуждая славные дела хоббитов, собеседники согласовывают свои "ненастоящие" миры.
1.12. Решением задачи построения модели (иерархии моделей) Мира, которая была бы приемлема (в меру индивидуального понимания) всеми, занимается наука.
Подробнее:
Точнее - философия и науки (см. §2). Под всеми понимается некоторая цивилизация: "земная цивилизация" или, например, "западная цивилизация", "арабский мир", "христианский мир"... Решением вопроса о существовании (возможности) такой модели занимается философия соответствующей цивилизации, а существующей моделью - просвещение.
Сомневающимся в наличии такой модели (включающей в себя вращающиеся вокруг Солнца Землю и планеты, континенты и океаны Земли, наличие на Земле растений, животных, государств, людей и машин...): это не ко мне.
1.13. Наличие общепринятой Модели (иерархии моделей) не гарантирует, что и все согласующиеся с нею модели общеприняты.
Подробнее:
Так, модель Большого взрыва хорошо согласуется с двумя трудносогласуемыми моделями: в одной причины взрыва кроются в свойствах пространства, в другой взрыв произошел по воле Божьей.
1.14. Познание мира личностью, рост ее сознания - процесс построения/освоения (включения в свой настоящий мир) ею все более совершенных моделей. Мировоззрение - представление о Мире - представление личности о том, как согласуются ее модели Мира.
Подробнее:
Мировоззрение может быть противоречивым, это не смертельно: у нескольких моих знакомых вера в законы физики и в телекинез безболезненно сосуществуют.
1.15. Совершенство модели принято ошибочно отождествлять с истинностью, но это "cовершенство" - не более, чем удобство.
Подробнее:
Говоря языком информатики (которая не только о компьютерах), модели Мира - интерфейсы, через которые миры взаимодействуют с Миром. Благодаря такому интерфейсу человек не только получает из Мира информацию, но и воздействует на Мир, изменяя его.
1.16. Совершенная модель делает использующего ее человека могущественным, потому и другим качество этой модели небезразлично, при случае они готовы эту модель подкорректировать в свою пользу.
Подробнее:
Отсюда (не только отсюда:) - обучение, нравоучения, споры и, как защитная реакция, твердые убеждения.
1.17. Группа, не владеющая более или менее совершенной моделью, беспомощна, поэтому группы, взрослея, обзаводятся моделями и совершенствуют их.
Подробнее:
По-моему, науке и философии должно быть проще понять, как знания приобретаются и используются группами, прежде чем объяснять интеллектуальную деятельность человека или искусственного интеллекта.
1.18. В отличие от аналитических моделей, "действующие модели" Мира, претендующие на математическую точность, обречены оставаться несовершенными: существующие модели не точны, а любые измерения, призванные их уточнить, производятся над объектами не Мира, а существующих моделей.
Подробнее:
Причины "непознаваемости" Мира - не его предполагаемая бесконечность. По меньшей мере, мне не встречалось убедительных обоснований ни непознаваемости бесконечности, ни "бесконечномерности" проявлений Мира.
1.19. Произведение, созданное художником и попавшее в чей-то мир, - это новое "окно" в мире-жилище зрителя.
Подробнее:
Если это окно во внешней стене, то оно удваивает известный мир, открывая вид на еще один, а окно "в другую комнату" позволяет увидеть что-то в новом ракурсе и, возможно, лучше понять.
Вам никогда не переселиться в мир музыки Бетховена, фантазий Дали или Роулинг (я надеюсь на квалификацию окрестных психиатров), но эти миры можно увидеть, можно рискнуть впустить их реалии в свой.
1.20. Говоря о Мире и мирах, наверное, стоит определиться, существуют ли они.
Подробнее:
Из того, что что-то обсуждается и изучается, вовсе не следует, что оно существует вне этих обсуждений. Так, математика изучает квадратные уравнения, нигде кроме самой математики не существующие (но вместе с математикой успешно используемые). Если этого достаточно, то все в порядке и с мирами, и с Дедами Морозами, и со ВСЕМ остальным. Но, веря, что мои теории описывают что-то реальное, находящееся и за их/меня пределами, я вынужден это как-то обосновать.
1.21. Из двух возможных аксиом "объективный Мир существует" и "объективный Мир не существует" (то есть, это - модель ученых, "коммунисты придумали" или еще как-то), мне проще (ничего кроме критерия удобства у меня нет) пока остановиться на первой. Ею я неявно (а теперь и явно) пользуюсь.
Подробнее:
Насколько выбор одной из этих аксиом существенен, собираюсь проанализировать в конце части 7, рассмотрев сделанные выводы в предположении, что ничего объективного не существует.
Построения, базирующиеся на утверждении о несуществовании Мира, известны как из истории философии, так и из парадоксов современной физики, потому не так абсурдны, как это может показаться. Но последовательное принятие соответствующей аксиомы приводит к сложной системе взаимозависимых определений "что такое я", "что такое действительность", "существует ли читаемый вами текст" и т.п., что не отвечает целям и форме этой Сутры.
1.22. С мирами дело обстоит проще. В предположении о существовании Мира их существование доказывается математически, а в предположении, что Мир не существует, их существование приходится постулировать, чтобы было хоть что-нибудь, о чем имеет смысл говорить.
Подробнее:
Предположив, что существует единственный Мир и ничего больше, мы оказываемся в положении, давно известном в теории множеств.
Утверждая, что все сущее находится в этом Мире, это утверждение нужно распространить и на идеальные объекты, такие как идеи, науки, процессы... - иначе придется признать, что они находятся где-то в другом месте.
Среди объектов есть такие, которые содержат в себе другие объекты (например, Земля находится в Солнечной системе, теория множеств в математике, астрология в Мире). Есть и такие, которые содержат сами себя (например, список всех книг моей библиотеки содержит себя первым пунктом). Очевидно, что существуют и объекты, себя в себе не содержащие, например, список моих CD. Обозначим множество всех таких Хороших объектов буквой Х.
А теперь глубоко вздохнем и посмотрим: содержит ли множество Х себя?
Если содержит, то это не Хорошее множество. Но в таком случае оно не должно быть в Х.
Если не содержит, то это Хорошее множество. Но в таком случае оно должно быть в Х!
Из полученного тупика я вижу единственный выход: измышляемые нами объекты существуют не в Мире!
Велик соблазн предположить, что кроме Мира существует, скажем, Мир Идей. Но приведенные выше рассуждения применимы и к нему... А вот с нашими индивидуальными мирами - проблем никаких!
1.23. Человек, живущий в своем мире, с этим миром взаимодействует, т.е. он и мир воздействуют друг на друга, изменяют друг друга.
Подробнее:
Обычно присутствует вся мыслимая гамма взаимодействий: как взаимное совершенствование, так и взаимное разрушение (что такое совершенствование и разрушение - вопрос еще тот!). При этом взаимодействии человек
- что-то потребляет,
- чем-то за это расплачивается
- и использует мир как точку опоры.
1.24. Используя свой мир как точку опоры, конкретный человек "движется" относительно этого мира.
Подробнее:
Ощущения от этого движения человек оценивает как свое психическое состояние. Ключевые параметры такой оценки - скорость, стабильность, направление движения, а также представления о следующей точке опоры.
1.25. Не находя или не используя точки опоры, человек вынужденно прекращает движение вперед, "останавливается", в то время как движение его мира продолжается. Такая остановка - движение назад, деградация.
Подробнее:
Продолжение движения мира обусловлено как инерцией, так и влиянием на него со стороны других миров. Здесь не рассматриваются фатальные случаи остановки и разрушения мира, что в жизни отдельного человека происходит, как правило, только раз.
1.26. Взрослый человек, как правило, контролирует (мониторит) ключевые аспекты эволюции своего мира и, по возможности, управляет некоторыми из них.
Подробнее:
Выбравшись из цейтнота, оправившись от болезни или проспавшись после тяжелого праздника, можно заметить повышенную непредсказуемость событий - запущенность неуправляемого развития мира. Если это вызывает негативные эмоции (например, страх), состояние человека нуждается в коррекции. Распознавание таких состояний и принимаемые меры будут рассмотрены в части 6. Негативные эмоции по отношению к миру имеют иную природу, нежели негативные эмоции по отношению к конкретным объектам мира, пусть даже неизвестным.
1.27. Сказанное выше об отдельно взятом человеке в полной мере относится и к группе людей.
Подробнее:
"Взрослость", эмоции и состояния групп будут рассмотрены в части 4.
1.28. Мир отдельной личности бесконечно огромен и постоянно меняется. Он отнюдь не ограничен ее знаниями, воспоминаниями и представлениями. Он - то, что люди, не знающие о многообразии миров, считают Миром. Взять его развитие полностью под контроль - вырожденная, утопическая задача.
Подробнее:
Например, в моем мире присутствуют неизвестный мне результат вчерашнего футбольного матча "моей" команды и результаты остальных матчей лиги, неизвестные мне события на всех континентах и в далеких галактиках, о существовании которых я никогда не узнаю.
Властелину мира - если бы кто-то смог взять свой мир под контроль - нечего с ним делать. Это - разновидность смерти. Насколько я понимаю, именно это называют нирваной.
1.29. Эффективность взаимодействия с миром решающим образом зависит от качества интерфейсов - каналов связи, передающих информацию и воздействия.
Подробнее:
Упрощенно мир можно рассматривать как некоторый сложный объект. Очевидно, что получая ложное представление о движении объекта, управлять им сложно, вплоть до невозможного. То же касается некорректно функционирующих или отсутствующих органов управления. В случае с миром информационные каналы связи - наши органы чувств и "самочувствия", а воздействия на мир осуществляются посредством механических движений (например, рук или голосовых связок) и движений мысли (например, поняв правила игры, мы чувствуем себя иначе, чем до этого).
1.30. События в мире, не связанные с его конкретными объектами, позволяют судить о качестве работы интерфейсов и могут сигнализировать о необходимости их профилактики или ремонта.
Подробнее:
К таким событиям можно отнести сны, невезение, совпадения; как средства профилактики далее будут предложены скепсис, самоирония, самоуважение; ремонт же, как правило, следует доверять честным профессионалам, но лучше, чтобы до этого дело не доходило.
1.31. Неотъемлемый аспект общения - воздействие на чужие миры. Поэтому имеют смысл как опасения по поводу безопасности своего мира, так и этические оценки действий по отношению к другим мирам.
Подробнее:
Воздействие на чужие миры называют воспитанием, обучением, инициацией, манипуляцией, лечением...
1.32. Человек не может не создавать, не изменять свой мир. Это непрекращающееся даже во сне строительство не предполагает обязательной целенаправленной деятельности: мир растет "почти сам".
Подробнее:
Получая новую информацию, теряя имевшуюся ранее, видя и забывая сны и произведения художников... каждый человек постоянно оказывается в мире, отличном от того, в котором он был мгновение назад; облик мира меняют крупные события, мельком услышанные фразы, неожиданно сделанные выводы...
1.33. Индивидуальность миров и значительные различия между ними обусловлены рядом факторов, в т. ч.
- разницей в полученной информации,
- разницей в биологических механизмах и приобретенных навыках обработки и хранения информации.
Подробнее:
Не являясь очевидцем события, человек получает чьи-то его интерпретации как "факты". Собственно, и являясь очевидцами, люди видят разные детали происходящего, с разной степенью четкости и достоверности. Кроме того, из-за разной вовлеченности в происходящее, разницы в знаниях и интересах, они запоминают и воспроизводят совершенно разное. Что запомнят негр и китаец, обогнав двух негров, говорящих по-китайски? Как перескажут эпизод с настройкой Линукса хакер и деревенская бабулька?
1.34. Взаимодействуя со (своим) миром, взрослый человек оценивает его, как оценивает другие объекты.
Подробнее:
Мир может оцениваться-ощущаться как (в основном) удобный, (в основном) враждебный, (в основном) приятный... имеющий отдельно оцениваемые положительные и отрицательные свойства, подлежащий изучению, совершенствованию, уничтожению...
1.35. На основании оценок мира (косвенных, через оценку каких-то его проявлений, или прямых) и оценок своих возможностей принимаются решения, что делать.
Подробнее:
Не отдавая себе отчета в том, что каждое действие (в том числе каждая мысль) влияет на мир, изменяет его, трудно рассчитывать на ожидаемые результаты. Так и автомобилем эффективнее управлять, мысля о маршруте к заправке, повороте направо или об изменении скорости, нежели мысля о повороте руля на сколько-то градусов или о ритме нажимания педалей.
1.36. Каждое действие человека, вплоть до движения мысли, изменяет его мир, становясь единицей ушедшего времени, поэтому предвидя (из опыта или поверив чужому опыту) те или иные изменения, на развитие мира можно влиять осознанно и целенаправленно.
Подробнее:
Крайности - апатия и жесткое управление, а между ними - спектр стратегий (темпераментов, характеров, "отклонений") и разнообразные тактики.
1.37. Описывая мир, для собственных нужд или для общения, взрослый человек дает обозначения наблюдаемым феноменам, называя их объектами. Конструируя модели, он называет объектами элементы моделей. Аналогично он поступает и в случаях неявного моделирования, почти не сомневаясь, что речь идет об "объективном", то есть о видимом или лишь по каким-то причинам не увиденном.
Подробнее:
Так наряду с несколькими конкретными камнями и деревьями в перечень объектов мира попадают какие-то камни и камень вообще, полная Луна и ущербный месяц, ветер, день, прилагательное красный, глагол есть, бог огня, духи леса и Дед Мороз.
1.38. Говоря о некотором объекте мира, легко забыть об условности его пространственно-временных границ. Как правило, это не важно, но не в случае обобщения суждений об объектах на весь мир.
Подробнее:
Воспользовавшись аналогией с физикой, можно сказать, что все объекты имеют двойственную природу, проявляя в разных случаях то материальность, то идеальность.
Перекрасив или заменив поржавевший корпус компьютера, N не утверждает, что у него дома появился другой компьютер. Не утверждает он этого, и заменив сгоревший блок питания на запасной, старый монитор на плоский, сдохшую мышь оптической, залитую чаем клавиатуру новой. Это, казалось бы, объясняется тем, что главное, за что компьютера дома держат, его процессор, память и программное обеспечение ("душа":), остались неизменными. Но вот, поплакав по загнувшемуся жесткому диску с ценными статьями, N покупает два новых, заодно инсталлирует новый Windows, после чего заменяет устаревшую материнскую плату... От старого компьютера осталось только отношение к нему N, несколько изменившееся: он говорит, что после стольких апгрейдов старый комп барахлит и неэстетично выглядит, подошло время покупать новый.
1.39. Человек как тип живых существ, конкретная особь, Я, группа (биологический вид или конкретная) - такие же объекты мира, как Солнце, "Война и мир", экземпляр "Войны и мира" и 4-й реактор Чернобыля.
Подробнее:
Такие же - значит "не вполне материальные" и "не вполне идеальные". При этом среди них можно выделить существенные для этой и последующих глав специфические объекты - миры, личности, идеи, произведения искусства, прочие.
1.40. Присутствуя одновременно в множестве миров, объект может проявлять различные, специфические для каждого мира, свойства. Такая неопределенность объекта фатально затрудняет его обсуждение представителями разных миров.
Подробнее:
Для преодоления этой трудности интеллект (обладатели интеллекта) находят различные выходы, например:
- можно говорить о разных объектах, представляющих некий мифический пра-объект, вероятно, Мира;
- можно считать свойствами объекта то, что наблюдается в мирах всех участников договоренности;
- можно согласовать простую искусственную модель (не имеющую свойств, кроме обсуждаемых) и в ее рамках обсуждать модельные объекты, надеясь, что выявленные закономерности касаются реальных объектов в реальных мирах.
Можно все или почти все - см. также:
Сутра о науке,
Сутра о жизни,
Сутра об обществе,
Сутра об искусстве,
Сутра о вере, 7.