2. Сутра о науке

Feb 02, 2002 02:00


2.1. Устройство Мира - законы мироздания - и все, что с ним происходит, было и будет, - предмет интереса различных условно очерченных "областей знания", обычно называемых науками.
Подробнее:
Условное очерчивание, изучение, рассмотрение и т.п. - все это процессы, происходящие "в Мире" (точнее - с Миром), и они также оказываются предметом интереса новых и новых "областей знания".

2.2. Устройство Мира и миров, а также их взаимодействие - предметы интереса различных областей знания. По мере накопления знаний и опыта возникает необходимость в обособлении "новых" областей знания - как в плане специализации, так и для рассмотрения самих знаний.
Подробнее:
Примеры специализации: так из философии когда-то выделилась физика, из физики оптика и т.п.
Примеры метазнаний: информатика, занимающаяся представлениями знания; лингвистика, изучающая языки - формы представления информации; литературоведение, занимающееся текстами, представляющими некоторую, в высшей степени загадочную, информацию...
Метазнания - та же специализация, возникающая по мере того, как те или иные знания становятся частью реальности.

2.3. Непосредственно устройство Мира - законы мироздания - предмет интереса физики и выделяемых в ней, из нее, рядом с ней частных областей знания - химии, оптики, биологии и т.п. Устройство упомянутых выше миров - предмет интереса психологии и сопредельных с ней областей знания.
Взаимодействие между мирами - предмет интереса самых разных областей знания - например - теологии, эпистемологии, педагогики, эзотерики, экономики...
Подробнее:
До возникновения физики, психологии и других наук всем этим занималась философия.

2.4. Интересы современной философии - взаимоотношение между Миром и мирами, место этого взаимоотношения в Мире и в мирах, а также история философии и философские тексты.
Подробнее:
В отличие от литературы и литературоведения, в случае философии для всех видов деятельности обычно используется одно название. Ср.: литератор может оказаться писателем, журналистом, литературным критиком. Примерно то же с философом.

2.5. Познавая воспринимаемый мир, мы выделяем в нем объекты - некоторые проявления мира, наблюдаемые неоднократно или, на наш взгляд, сходные. У наблюдаемых объектов нет точных границ в пространстве и во времени, не может быть однозначных определений.
Подробнее:
Так, нельзя сказать однозначно, является ли вставная челюсть частью человека, как соотносится мертвый человек с недавно еще жившим, человек ли персонаж "Превращения" Кафки. Не менее любопытно порассуждать о размерах и времени жизни циклона.

2.6. Для согласования своих миров люди используют языки (миры, созданные для общения). Каждый элемент такого языка - обозначение, ярлык для в чем-то сходных (и для чего-то неразличимых) объектов согласуемых миров.
Подробнее:
Элементы различных языков - слово, жест, цвет, последовательность сигналов...

2.7. Объекты и языки существуют не только для людей, но и для других живых существ.
Подробнее:
На громкий звук животные реагируют как на сигнал опасности, хотя звук безопасен; пчела использует для передачи информации язык "танца"; пение птиц, мычание коров... - для обмена информацией животные применяют различные сигналы.

2.8. Для все более глубокого и "прочного" согласования своих миров человечество создает науки, очерчивая границы рассматриваемых ими вопросов и выдвигая теории - модели общего пользования.
Подробнее:
Агрономия была наукой задолго до того, как появилась наука агрономия :)
Приглядевшись к приемам и приметам из арсенала делетантов, корни и аналоги их "знаний", как правило, можно обнаружить в устаревших представлениях науки, вытесненных за ее пределы в процессе эволюции.

2.9. Научный подход предполагает аккумуляцию знаний (научных положений), скрепляемых друг с другом логикой. Признание некоторых положений предполагает и признание всего, что из них логически следует.
Подробнее:
Логическое следствие нередко путают с "причинным" следствием.
Бокал разбит - следствие того, что он упал. Но из того, что бокал упал, не следует, что он непременно разбился. Падение - логическое следствие из того, что он разбит, а не наоборот. "Ты его, наверное, уронил - сам бы он не разбился!" - логичное логическое заключение.

2.10. Надежное опровержение одного научного положения автоматически означает сомнительность всего, из чего это положение следует и всего, что из него следует. Такая "презумпция виновности" обеспечивает научному подходу репутацию строгости и объективности.
Подробнее:
Сомнительность всего и ошибочность чего-то, но не ошибочность всего. Ревизия может установить,
а) что опровергнутое положение базировалось на нескольких идеях, одна из которых оказалось ошибочной;
б) что следствия из опровергнутого положения можно вывести и из других положений, не опровергнутых.

2.11. Использование логики сводит "научное знание" к "базовым знаниям", считающимся на некотором уровне абстракции "само собой разумеющимися", то есть аксиомами.
Подробнее:
В задачи фундаментальной науки, среди прочего, входят
а) попытки сведения аксиом к еще более фундаментальным и
б) попытки избавления от псевдообоснованных положений, циклически вытекающих друг из друга (на такие, казалось бы, обоснованные положения могут опираться сложные логические построения).

2.12. Аксиомы - не только "текущий" базис научного знания, но и "текучий". Объявление одной аксиомы неистинной влечет за собой лавину необходимых корректив.
Подробнее:
Крах геоцентрической системы мира - пример замены одной аксиомы. Стоило математикам усомниться в одной аксиоме Евклида, как появилась целая геометрия, отличающаяся от школьной и не менее логичная, потом еще одна... Текучесть базиса не обязательно разрушительна. Так, евклидова геометрия не рухнула и даже не грозит обвалиться, а мирно сосуществует с альтернативными.

2.13. Для выбора одной из предлагаемых систем аксиом (для предпочтения ее другим) в науке принято пользоваться принципом экономии мышления ("бритвой Оккама"): создавать наиболее простые из возможных теорий, "лишних сущностей не измышляя".
Подробнее:
Не все однозначно с лишними сущностями... Богослову и Атеисту трудно договориться, какое из объяснений Мира проще: не до конца понятный акт Творения или не до конца понятный Большой Взрыв. А Оккама я еще на чистую воду выведу, как того Буридана :)

2.14. Бритва Оккама - не "безопасная бритва". Отрезая одни объяснения и оставляя жить другие, она применяется в научном познании наравне с аксиомами, таковой не являясь.
Подробнее:
Бритвой, как жребием, пользуются от безысходности. Но если слепота жребия многим очевидна и при случае подчеркивается, то об изъянах бритвы распространяться не принято. А она не только слепа, но и льстива, оставляя в живых идеи, более участникам зачистки понятные (не обязательно понятые), и убеждая участников в их понятливости, компетентности и невинности в убийстве.

2.15. Один из общепризнанных базовых фрагментов большинства наук - математика со стройной системой определений, аксиом и выводов.
Подробнее:
"Естественность" математики неочевидна. Естественность простейшей ее части - арифметики натуральных чисел - обосновывают наличием в окружающем математиков мире различимых предметов, количество которых якобы однозначно и бесспорно. Но стоит попытаться сосчитать деревья в парке или людей в городе, как становится ясно, что строгий результат возможен лишь в особых случаях, в искусственно созданных, "неестественных" условиях (Какой высоты побеги считать деревьями? Считать ли засохшие? ... В каком порядке обходить палаты роддома и реанимации? ...).

2.16. Математика - совершенное средство для работы с моделями и метамоделями. Она - язык, без которого точные модели не могут существовать и использоваться.
Подробнее:
Рассмотрим две очень похожие задачи с одинаковым вопросом: сколько осталось яблок, если за три дня мы съели 3,5 кг яблок?
1. Папа купил мешок, в котором находились кульки с яблоками, всего 9,5 кг яблок.
2. Папа купил сад, в котором находились деревья с яблоками, всего 909,5 кг яблок.
Если в первом случае применение арифметики (операции вычитания) сомнений вроде бы не вызывает, то во втором случае проверка может выявить расхождения между реальностью и вычисленным. Да и условие задачи - число 909,5 - особого доверия не внушает... Может быть, простой моделью с вычитанием здесь не обойтись? Решаются ли обе задачи в рамках одной модели?
В каких случаях какие модели применимы? Решение этого вопроса не имеет отношение ни к арифметике, ни к мешководству. Метамодель - модель о моделях.

2.17. Применение метамоделей философы называют диалектическим подходом.
Подробнее:
Так называемые "законы диалектики" ничего не говорят о свойствах исследуемых миров и объектов. И вообще, как выяснилось, уже не существуют (http://community.livejournal.com/ru_philosophy/440802.html). Что не отменяет преимуществ "диалектического подхода" к рассмотрению миров и объектов, освобождающего от веры в незыблемое соответствие действительности каким-либо моделям.

2.18. Наука отвечает или, по меньшей мере, пытается отвечать за все, находящееся в ее компетенции, но не может отвечать за рамки своей компетенции и, тем более, за находящееся вне этих рамок.
Подробнее:
Первая часть этой сентенции тривиальна и тавтологична. Как и вторая, с которой нередко не соглашаются.

2.19. В деятельности, которая выше была названа наукой, можно выделить две области - "тотальные науки" и "частные науки".
Подробнее:
Каждая из них имеет "чисто научное" ядро (отвечающее за построение моделей Мира, свойства которых называют законами природы) и "прикладную сферу" (применение моделей для изменения миров независимо от того, интересуются ли их обладатели моделями).

2.20. Тотальная наука ставит перед собой задачу объяснить предполагаемое ею устройство Мира так, чтобы это объяснение было целесообразно используемо в индивидуальных мирах. При этом особенности этих миров вынужденно игнорируются.
Подробнее:
Так, психология (ее тотально-научная часть) занимается не индивидуальными особенностями отдельных миров, а общей теорией миров, сводя их разнообразие в классы темпераментов, характеров, латентностей и т.п.

2.21. Частные науки строят свои модели Мира на основании феноменов, зарегистрированных в отдельных мирах, не претендуя на непротиворечивость и обоснованность моделей.
Подробнее:
То, что здесь названо "частной наукой" более известно под другими именами. Это и "псевдонаука" (термин введен представителями науки тотали-, т.е. тотальной, считающими ее единственно возможной), и "искусство" (в смысле "искусность": искусство врачевания, искусство вождения и т.п.).

2.22. Различие между тотальной и частной науками можно диагностировать критерием воспроизводимости результатов. Тотальная наука гарантирует такое воспроизведение во всех "референтных мирах". Частная наука ничего не гарантирует, зато применима (с некоторой долей успешности) там, где тотальная наука оказывается бессильной.
Подробнее:
Несколько примеров, вероятно, не вполне корректных, в связи с чем буду рад поправкам и другим примерам.
* Тотальная наука утверждает, что точное решение уравнений пятой степени в общем случае невозможно. Программист пишет программу, за конечное время вычисляющую решение любого уравнения пятой степени с любой требуемой точностью.
* Тотальная наука не знает, избавит ли применения лекарства Х больного У от простуды. Врач прописывает лекарство Х, считая что избавит.
* "Движенья нет, сказал мудрец брадатый, ..." и т.п.

2.23. Для частичного обоснования своих моделей частные науки пользуются результатами науки тотальной.
Подробнее:
Чай, не в лесу живем! Зато для объяснения моделей тотальной науки популяризаторы иногда пользуются моделями частных наук и даже не наук вовсе :)

2.24. Частные науки, передоверяющие проверку собственных гипотез и теорий тотальной науке, называются "прикладными науками" (при той или иной тотальной науке), прочие - "оккультными науками", "мистикой" и т.п.
Подробнее:
Так, тотальная академическая наука признает докторов инженерных и медицинских наук, но не докторов черной и белой магии.

2.25. Теории оккультных и тотальных наук могут противоречить друг другу, а могут быть независимыми. Вопрос о том, кто прав и кто неправ (не путать с претензиями на равноправие), правомерен в первом случае и не имеет смысла во втором.
Подробнее:
Когда физик бичует с трибуны уфологов, аргументируя свою позицию очевидной бредовостью их рассказов, он демонстрируют свою несостоятельность как ученого (вот был бы он хотя бы не физиком, а психиатром!:).
Когда на выставке достижений уфологов рассказывается об экспонате, в котором были обнаружены элементы, не входящие в таблицу Менделеева, вопрос об уфологии сводится к вопросу о художественной правде.

2.26. Где-то на границе между мистикой и тотальной наукой расположилась теория вероятностей.
Подробнее:
Она, как тотальная наука, гарантирует конкретные результаты, но не в том мире, в котором применяется. Ее результаты вполне проверяемы, причем, чем масштабнее проверка, тем ближе результаты к изучаемым моделям (еще одно соотношение неопределенностей?).
Пассажир тревожится: разобьется самолет или нет? Ответ, оказывается, может дать только теория вероятностей. Она, правда, не говорит ни да, ни нет, но, за неимением ничего другого, ответ засчитывается.

2.27. Как уже говорилось, знания могут сделать своего обладателя могущественным и, значит, опасным. Неудивительно, что распространение и получение каких-то знаний (само знание или знание о знании) оказываются для кого-то "нежелательными". Обладателю такого знания приходится иметь дело с этические или организационными проблемами.
Подробнее:
Тотальная наука объявляет такое знание секретным, оккультная - эзотерическим. Человек, соприкоснувшись с таким знанием, вынужден принимать ответственные решения (это касается уже не науки, а отношений с обществом и с собой - глав 4 и 6).

2.28. Наука граничит с практикой и тайной. Это касается как ее внешних, так и внутренних границ.
Подробнее:
Границы в этом случае - не "множествао точек", а, скорее, зоны роста, зоны углубления и расширения, где наука неотличима от искуства (занимаясь тайнами) и искусности (занимаясь практикой).

2.29. Обобщения наблюдений и выводов/предсказаний в науках называют законами, "законами природы". Для компактной формулировки таких законов принято пользоваться моделями, на которые законы эти, как правило, распространяться не могут.
Подробнее:
Математическим и физическим моделям предшествовало множество других, донаучных, простейшие из них - понятия - впоследствии прижились в языке как существительные, прилагательные, глаголы...

2.30. Науки имеют дело с "природой", как они называют фрагменты представлений о наблюдаемых и предполагаемых явлениях, оставляя коллегам явления "другой природы". Процессы, протекающие в согласии с "законами природы", называют естественными, а ссылку на композицию законов разной природы заменяют удобными метафорами "природа хочет", "Вселенная стремится", "эволюции нужно" и т.п.
Подробнее:
Когда говорят "природа хочет" (что близко, но не тождественно, выражению верующих "Бог хочет"), обычно имеют в виду сложную совокупность "законов", в детали которых в данный момент не хотят или не в состоянии вдаваться.
Природа хочет, чтобы мы боролись друг с другом, дабы не ослабнуть и не выродиться. А мы, поборовшись, хотим спокойно наслаждаться плодами победы. Природа хочет, чтобы тяжелые предметы перемещались вниз. Поэтому класть гантели на край шкафа нецелесообразно.

2.31. В любой науке можно выделить два вида деятельности: наблюдения и обобщение. Похожесть известных законов и процессов в системах разной природы позволяет предположить, что и другие законы/процессы должны иметь своих "двойников"... Это - приглашение к поиску и повод для спекулятивных теорий.
Подробнее:
Предложенные теории - гипотезы, которые могут стать теориями, если будут обнаружены причины сходства и могут стать лжетеориями, если вместо причин обнаруживаются прохиндеи-философы (зачастую в лице самих бывших ученых), формулирующие недостающие законы и объявляющие их наднаучными.

2.32. Объединяя частные науки, тотальная наука строит все более точные и подробные "карты Мира", удобные для решения множества старых и новых задач.
Подробнее:
Текущее издание "Атласа Мира", в котором можно найти карты разного разрешения разных плоскостей (т.е. разные модели) - современная научная картина Мира, типично применяемая для мысленных экспериментов и для разного рода прогнозирования.

2.33. Постоянное увеличение объема "Атласа Мира" создает иллюзию движения к Истине, неистинную, по меньшей мере, по двум причинам:
* Не зная, где находится (и находится ли) единая Истина, нельзя утверждать, что к ней приблизился.
* Что бы ни было предложено вместо Истины в качестве "объективного" ориентира, измерить расстояние до него невозможно.
Подробнее:
Углубляя наши знания о Мире, наука "расширяет горизонты познания". Ориентиром, приближение к которому можно зафиксировать, можно выбрать конкретные субъективные цели человека или человечества, лежащие в каком-то из миров, но не в Мире (см. часть 1). "Позитивистов", насколько я понимаю, в качестве програсса устраивает своевременное перекраивание лозунгов.

2.34. В свете п.2.32, вопрос "о познаваемости мира" нуждается в уточнении (что же понимает под познанием и познаваемостью его задающий) и в зависимости от уточнения имеет вполне определенный ответ.
Подробнее:
Для известных мне интерпретаций познаваемости ответ отрицателен, что дает повод недовольным философам задавать его снова и снова, объявляя нерешенным и философским.

2.35. Научные теории существуют только вместе с языками, на которых они сформулированы. Для работы с моделями (построение, расширение, проверка совместимости и т.п.) необходим формальный (однозначно определенный) язык. Он, конечно, существует, это - развивающаяся вместе с моделями математика в самом широком смысле слова, включающая в себя не только арифметику и геометрию.
Подробнее:
Формальный язык - не только цифры и плюсы-минусы, но и, например, иерархические классификации животных и растений, когда в качестве элементов выступают неделимые знаки - латинские термины вроде homo sapiens.

2.36. За научность и науку легко принять наукообразность.
Подробнее:
Так, имея N наблюдений множества величин, наблюдатель может построить систему связывающих эти величины уравнений и утверждать, что N совпадений - достаточное основание для ожидания (N+1)-го совпадения.

2.37. На базе популярных наукообразных утверждений можно создавать вполне пригодные для множества целей "карты Мира", вследствие чего отличить по результатам псевдонауку от науки невозможно.
Подробнее:
Из любого противоречия между некоторой частной и тоталитарной науками следует, что одна из них "псевдо", но не следует, какая именно. Впрочем, для принятия решения имеется достаточно ненаучных, но вполне прагматичных критериев. Кстати, правило "исключения подтверждают правила" многими не понимаемо, а дураками любимо. Одним оно позволяет не считаться с известными правилами, другим - называть правилами все, что им заблагорассудится.

2. ...

0 * Сутра о мирах * Сутра о науке * Сутра о жизни * Сутра об обществе * Сутра об искусстве * Сутра о вере * 7.

сутра

Previous post Next post
Up