(начало здесь) КУ: ...мы можем выделить преобладающие в различные эпохи человеческого развития «мировоззрения». Эти стадии, эти мировоззрения, можно в итоге назвать как архаическое, магическое, мифическое, рациональное и экзистенциальное.
В: Которым вы также ставите в соответствие основные стадии технологического и экономического развития?
КУ: Да, вот они: доисторическая, садоводческая, аграрная, индустриальная и информационная.
В: В каждой из этих стадий вы выделяете тип экономического производства, мировоззрения, уровень технологии, морально-этические нормы, юридические кодексы, типы религии...
КУ: И здесь мы также начинаем обращать внимание на статус мужчин и женщин в каждой из этих стадий.
В обществах доисторической эпохи (т.н. обществах охоты и собирательства) роли мужчин и женщин были четко очерчены и резко разделены. Мужчины в основном занимались охотой, а женщины сбором плодов и воспитанием детей. 97 процентов времени доисторической эпохи люди следовали этим довольно жестким принципам. Но так как у людей было мало имущества, колесо еще не было изобретено, не существовало никакого особого акцента на ценности сферы мужского и женского. Мужская работа была мужской работой, а женская работа была женской, и они никогда не должны были пересекаться.
Но с началом фамилизации мужчины возникает одна-единственная, огромная, постоянная и кошмарная задача, которую пытаются решить все последующие цивилизации: приручение тестостерона. Умри или убей - этот принцип теперь на службе семейного человека.
В племенах доисторической эпохи средняя продолжительность жизни, согласно Ленски, была примерно двадцать два с половиной года.
Садоводство
Роющая палка или простая мотыга довольно легко могут использоваться беременной женщиной, и, таким образом, матери, как и отцы, были способны выполнять работу в саду. Что они и делали.
Средняя продолжительность жизни, согласно исследованию Ленского, была приблизительно двадцать пять лет, что также довольно естественно.
...каждая стадия развития в конечном счете сталкивается со своими собственными внутренними ограничениями, которые могут действовать как спусковые механизмы для силы самопреодоления. Внутренние ограничения создают своего рода замешательство или даже хаос, и система или ломается (самораспад), или превосходит этот хаос, развиваясь к более высокой ступени порядка (самопреодоление) - так называемый порядок из хаоса.
Аграрная культура
Если роющей палкой может легко пользоваться беременная женщина, плугом на животной тяге она пользоваться уже не может. Другими словами, у женщин существует волюционная предрасположенность к тому, чтобы не пахать. Таким образом, с введением плуга начали происходить массовые изменения в культуре. Патриархат был сознательным соглашением мужчин и женщин, сделанным перед лицом довольно суровых обстоятельств.
Излишек производства освободил мужчин, и под руководством «убийственной» части тестостерона они начали строить первые большие военные Империи.
...В этих больших аграрных культурах впервые зародилось постоянное духовное творчество, творчество, которое уже определяло местонахождение Духа не просто «там», в биосфере (волшебство, доисторическая эпоха и ранняя садоводческая культура), и не просто «там», в мифическом рае (мифология, поздняя садоводческая и ранняя аграрная культура), а скорее в «здесь». В пространстве глубокой субъективности, в пространстве внутреннего понимания, в пространстве размышления и созерцания.
Индустриальная эпоха
Индустриализация, несмотря на все ее ужасы и кошмарные побочные эффекты, была, прежде всего, технологией производства пропитания не при помощи человеческих мышц, воздействующих на природу, а при помощи машины. Пока аграрным обществам требовалась физическая рабочая сила людей для производства продуктов питания (вспахивание), эти общества неизбежно считали высшей ценностью мужскую физическую силу и мобильность. Ни в одном из известных аграрных обществ нет ничего даже отдаленно напоминающего права женщин. Но в течение столетия, прошедшего после начала эпохи индустриализации, которая сняла приоритет мужской физической силы, так как появились двигатели и механизмы, впервые в истории появилось крупномасштабное женское движение. «Защита прав женщин» Мэри Уоллстонкрафт была написана в 1792-м, и это первый полностью феминистский трактат в истории.
Изначальная причина любого экологического кризиса, как мы уже говорили, - простое невежество.
Фундаментальная парадигма Просвещения известна как парадигма представления. Ее основная идея в том, что с одной стороны находитесь вы сами, или субъект, а с другой - эмпирический или чувственно-воспринимаемый мир, и истинное знание состоит в том, чтобы делать карты эмпирического мира, единственной и просто «данной» нам реальности. Если карта точна, правильно представляет мир или соответствует эмпирической реальности, то знание является «истиной». Структура мира, то есть то, состоял ли он из атомов или являлся целостным, совершенно не имеет значения. То, с чем они все были совершенно согласны, - это сама парадигма картографии.
Главное ограничение, основная проблема карты: она не учитывает влияние картографа. Тот факт, который все игнорировали, состоял в том, что картограф мог сам привнести нечто в картину! На различных стадиях своей собственной истории, своего роста и развития картограф будет делать совершенно различные карты.
То, что мировоззрения развиваются, что ни мир, ни «я» не даются нам заранее, является главным открытием постмодернизма. Перед лицом этого открытия «не предзаданности» теоретик может выбрать один из двух путей через эту новую и запутанную территорию постмодерна, где ничто не является определенным.
Первый, и вероятно самый обычный, - путь крайнего конструктивизма, то есть сильная версия «не предзаданности». Так как мировоззрения не являются заданными наперед, вы можете утверждать, что они все произвольны. Они просто «построены», или сконструированы, социальными культурами.Если позицию конструктивизма продолжить слишком далеко, она победит сама себя. Она утверждает, что все мировоззрения произвольны, все истины относительны и просто обусловлены культурой, нет никаких универсальных истин. Но та же самая позиция утверждает, что является универсально истинной.
Другой, более умеренный подход - умеренный конструктивизм, и самая распространенная его версия сегодня связана с развитием или эволюцией. Этот подход признает, что мир и мировоззрение не полностью задаются наперед, а скорее развиваются в ходе истории. Так что он просто исследует подлинную историю и развитие этих мировоззрений, но не как серию совершенно произвольных витков прогресса, а скорее как эволюцию, или образ, проявляющийся в развитии, который частично управляет самим направлением собственного развития.
В: Как именно постмодернистские подходы преодолевают так называемый картезианский дуализм?
КУ: Парадигма представления была, конечно же, дуалистической: субъект, занимающийся картографией, не был частью мира, который наносился на карту. Большинство подходов «новой парадигмы» все еще попадается в ЭТУ дуалистическую западню, потому что это - очень, очень тонкая западня. Они просто думают, что, создавая более точную карту, они смогут решить проблему. Но, как справедливо указывал Гегель, это вообще не решит подлинную проблему, но просто сделает ее менее очевидной. Гегель считал, что мы должны воспринимать мысль не просто как отражение действительности, но как внутреннее движение этой самой действительности. Нет карты с одной стороны и территории с другой. Скорее карта является проявлением территории, которую субъект пробует нанести на карту.
В Дзэне есть высказывание: «То Дао, которому можно не следовать, - не истинное Дао». Другими словами, наше знание, до некоторой степени, действительно связано с исправлением неточных карт; но, кроме того, на гораздо более глубоком уровне, существует Дао, Путь, Течение Космоса, от которого мы никогда не сможем отойти. И часть нашей работы заключается в том, чтобы найти этот более глубокий Поток, это Дао, и выразить его, объяснить его и почувствовать блаженство осознания.
Новое мировоззрение преодолевает и включает в себя предыдущее. Поскольку возникают и развиваются более высокие стадии сознания, они включают в себя основные компоненты более раннего мировоззрения, затем добавляют к ним свое собственное новое и более сложное восприятие. Поскольку они являются более содержательными, они более адекватны. Поэтому более ранние мировоззрения не являются совершенно неправильными, а новые мировоззрения полностью правильными. Более раннее мировоззрение было в состоянии справиться с трудностями, но новое еще более адекватно.
Решение прежней проблемы и создание новой - это возникает одновременно, хотя новые проблемы обычно всплывают на поверхность, только когда мировоззрение приближается к периоду упадка. Это неожиданность и это кошмар всех мировоззрений.
В нескольких словах, чтобы преодолеть и включить в себя современность, или «рациональную индустриализацию», необходимо (первое) быть открытыми для новых видов сознания, оперирующими понятиями, выходящими за рамки обычной рациональности, и (второе) включиться в новые технико-экономические структуры, выходящие за рамки индустриализации.
Рациональность и промышленность, доведенные сегодня до предела, стали раковыми опухолями в государстве, их безудержный рост имеет крайне отрицательные последствия. Они выходят за рамки своего назначения и превращаются в различные властные иерархии того или другого рода.
...если вы рассмотрите работы различных теоретиков «новой парадигмы», от холистов до экофеминистов, глубинных экологов и систематиков, вы увидите, что все они предлагают различные типы холархий, иерархий. И даже антииерархия экологических философов предполагает свою собственную иерархию... Ортодоксальные исследователи точно так же предлагают свои иерархии. Мы можем увидеть иерархии в науке о морали, в развитии эго, в развитии познания, в потребностях человека, в защитных механизмах... Также можно найти холархии развития во всем, от марксизма до структурализма, лингвистики, компьютерного программирования - список просто бесконечен. Другими словами, понимаем мы это или нет, большинство из предложенных карт мира, фактически, являются холархиями...
Поэтому однажды я просто начал составлять список этих холархий: традиционных и новой эпохи, восточных и западных, древних, современных и постсовременных - всего, от теории систем до Великой Цепи Бытия, от буддистских виджнан до Пиаже, Маркса, Колберга, Веданты, Левингера, Мэслоу, Ленски, Каббалы и так далее. И чем больше я смотрел на холархии, тем больше понимал, что существует, на самом деле, четыре разных типа холархий, четыре совсем разных последовательностей холонов. И как только я разделил все эти холархии на четыре группы, они сразу же оказались там на месте, стало очевидно, что каждая холархия в каждой группе действительно относилась к одной и той же территории, но, так сказать, существует четыре различных типа территории.
В: Эти четыре территории, эти четыре различных типа последовательностей холонов вы и называете четырьмя секторами?
КУ: Да... Эти четыре сектора, четыре типа холархий имеют дело с внутренней и внешней стороной холона, а также с его индивидуальными и коллективными формами, и это дает нам четыре сектора. Все четыре типа холархий имеют дело с подлинными свойствами реального холона, именно поэтому эти четыре типа холархий так настойчиво проявляются на различных картах реальности по всему миру. Мне кажется, что это характеризует самые основные свойства, это - четыре угла Космоса.
Таблица 5-3. Внутреннее и внешнее на индивидуальном уровне:
ВЕРХНИЙ ЛЕВЫЙ (внутреннее)ВЕРХНИЙ ПРАВЫЙ (внешнее)
электростатическое взаимодействиеатомы
раздражениеклетки (генетические)
беспокойствометаболические организмы (например, растения)
зачаточное восприятиепротонейронные организмы (например, кишечнополостные)
ощущениенейронные организмы (например, кольчатые черви)
ощущение/импульсхордовые (рыбы/амфибии)
импульс/эмоцияспинной мозг (рептилии)
эмоция/образлимфатическая система (древние млекопитающие)
символкора головного мозга (приматы)
понятиесложная кора головного мозга (люди)
Если вы сначала посмотрите на колонку справа, вы можете видеть типичные холархии, представленные в любом стандартном учебнике биологии. Каждый уровень превосходит и включает в себя своего предшественника. Каждый уровень включает основные характеристики предыдущего уровня, а затем добавляет свои собственные отличительные и определяющие особенности, свой собственный облик. Каждый из этих уровней следует двадцати принципам, и так далее. Но обратите внимание на то, что все они являются внешними описаниями, то есть так эти холоны выглядят снаружи, в объективной и эмпирической реальности.
Но... Эти эмоции и связанное с ними понимание есть то, что холон лимфатической системы ощущает изнутри, своей внутренней частью. И объективные научные описания не очень сильно интересуются этим внутренним сознанием, потому что к этому внутреннему пространству нельзя получить доступ объективными, эмпирическими методами. Можно только ощущать эти чувства изнутри. Когда вы испытываете, например, какую-то сильную радость, вы, даже если занимаетесь физиологией мозга, не говорите себе самому: «Ух ты, какой лимфатический день». Вы скорее описываете эти чувства в личных, эмоциональных терминах, в субъективных терминах: я чувствую себя замечательно, прекрасно быть живым, и так далее.
Итак, в левой колонке вы можете видеть список основных типов субъективного, или внутреннего, понимания, которым соответствуют различные объективные, или внешние, формы, перечисленные в правой колонке. Раздражение - способность активного ответа на стимулы со стороны внешней среды, начинается с клеток. Восприятие появляется у нейронных организмов, а способность ощущения появляется у хордовых организмов. Импульсы возникают с появлением спинного мозга, а основные эмоции - с возникновением лимфатической системы, и так далее. Это те же холархии, но субъективные, или внутренние, холархии.
Каждый уровень также превосходит и включает в себя своего предшественника, каждый функционирует в соответствии с двадцатью принципами, и так далее. И эта холархия слева, как и правая, построена на основе многочисленных свидетельств, доступных всем, которые мы можем обсуждать, если вы захотите.
Итак, это была верхняя половина диаграммы, индивидуальное. Еще есть нижняя половина, коллективное. Индивидуальные холоны существуют только в сообществах холонов подобной глубины. Поэтому мы должны просмотреть обе колонки на рисунке 5-3 и найти типы коллективных холонов, которые всегда связаны с индивидуальными холонами.
И эта коллективная сторона также имеет внутреннюю и внешнюю поверхности, как и нижние левый и правый секторы.
В: Вы называете их «культурным» и «социальным».
КУ: Да, культура имеет отношение ко всем внутренним смыслам, ценностям и верованиям, которые мы все разделяем в рамках сообществ, будь то племенное, национальное или мировое сообщество. А социум связан со всем внешним, материальным, с установленными формами общества, начиная с его технико-экономической основы и заканчивая архитектурой, письменностью, размером населения, и это лишь немногое. Итак, в очень широком смысле, культурное относится к разделяемому всеми коллективному мировоззрению, а социальное - к материальному базису этого мировоззрения (конечно, сейчас я говорю только о том, как внутреннее и внешнее проявляются в холоне человека).
Холон отвечает и может ответить только на те стимулы, которые находятся внутри его жизненного пространства, его мировоззрения. Все остальное для него не существует. С людьми то же самое. К тому времени, когда эволюция достигает уровня коры головного мозга, или человеческого мозга, в котором есть внутреннее отражение изображений, символов и понятий, жизненное пространство начинает формулироваться при помощи довольно сложных познавательных структур. Эти жизненные пространства включают в себя основные компоненты предыдущих «мировоззрений», такие как клеточную раздражительность, инстинкты рептилий, эмоции древних млекопитающих, но к ним добавляются новые компоненты, способные создавать новые мировоззрения.
В: Истина нас освободит. Но вы предполагаете, что в каждом секторе своя истина!
КУ: Да, но это хорошие новости.
Рисунок 6-1. Некоторые ученые и мыслители, работы которых развивают представления о каждом секторе:
Индивидуальный путь, внутреннее: Фрейд, Юнг, Пиаже, Ауробиндо, Плотин, Гаутама Будда
Индивидуальный путь, внешнее: Скиннер, Уотсон, Локк, Эмпиризм, Бихевиоризм, Физика, биология, неврология и т. д.
Коллективный путь, внутреннее: Кун, Дильтей, Гебсер, Вебер, Гадамер
Коллективный путь, внешнее: Теория систем, Парсонс, Конт, Маркс, Ленски
Продолжение следует