КУ. КИ. Конспект. Приобретение 4: Индивидуальная эволюция

Oct 30, 2008 14:27

- приобретение, для меня особо ценное, так как разъясняет положения недопонятого у Берна и РАУ.
(к началу)

Я хочу обсудить эволюцию сознания от самых низких до самых высоких стадий, духовных или трансперсональных. Это стадии развития нашего внутреннего «Я», движущегося к высшей идентичности. От подсознательного к самосознанию и сверхсознанию - внутреннее раскрытие Духа, путь сознания, полет одинокого к Единому. Но позвольте мне сначала обратить ваше внимание на то, что теперь мы обсуждаем только верхний левый сектор... не обращаем внимания на великие течения культуры (нижний левый) или социальные структуры (нижний правый), хотя эти секторы также очень важны. Что хорошего выйдет из приспособления нашего «Я» к культуре, которая больна? Повредите один из секторов, и патологические процессы начнутся во всех четырех. Сейчас мы временно оставим без внимания все это.

В любую эпоху некоторые люди по уровню развития находятся выше среднего показателя, некоторые ниже. Нижний левый сектор - средний уровень. В каждом обществе есть, можно сказать, средний уровень, вокруг которого организованы этика культуры, нормы, правила и основные институты, и этот средний уровень обеспечивает основу для единства культуры и социальную интеграцию в рамках этого общества. Этот средний уровень культуры действует на индивидуальное сознание как магнит. Если вы ниже среднего уровня, то он подтягивает вас вверх. Если вы пробуете выйти на уровень выше, он будет сдерживать вас. Культурный средний уровень действует как сдерживающий и стабилизирующий фактор развития.

Одна из упрощенных карт... Начнем с лестницы, или с концентрических кругов. Эти девять уровней - основные структуры сознания:

чувства и восприятие (сенсорно-физический),
импульсы и образы (образно-эмоциональный),
символы и понятия (представляющий разум),
жесткие правила (разум правила/роли, или «коноп», сокращение для «конкретно-операционный»),
формально-рефлексивный, или формально-оперативный («формоп»),
и визуально-логический (интегральный),
экстрасенсорная,
тонкая,
причинная
и недуальная - бумага, на которой нарисована диаграмма, - «самая высокая» стадия, которая не является стадией вообще, - пустое Основание всего развития.
Они представляют собой некоторые из главных вех в развитии сознания. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим.
Метафора лестницы показывает, что основные компоненты сознания сменяют друг друга посредством дискретных стадий, и если вы разрушите более низкую ступень, все более высокие ступени будут вам недоступны. В чем эта метафора действительно терпит неудачу, так это в том, что каждая более высокая стадия не находится выше предыдущей, скорее охватывает ее.
И необходим человек, который будет подниматься по этой лестнице. Это наше «Я». Иногда его называют личностью (объективно, или на «это»-языке; с субъективной точки зрения, это - человек, «Я», самоощущение). «Я», человек, имеет особенности и способности, которые нельзя найти на самой лестнице. Но личность отождествляется со ступеньками, и это порождает различные типы идентичности, до тех пор, пока «я» не доходит до конца лестницы и...

В книге «Трансформации сознания» я перечисляю особенности личности: идентификация, организация, воля или внимание, защита, метаболизм и навигация.
«Навигация» связана с четырьмя движущими силами холона, а именно, организация и взаимодействие, самопреодоление и самораспад. На каждой ступени есть эти основные возможности выбора пути. Слишком большая или слишком маленькая доля любой из этих сил - и процесс развития личности приобретет черты патологии.
В: Значит, на любой стадии могут возникать отклонения?
КУ: Да, «я» может подниматься вверх по лестнице расширяющегося сознания, но если на некоторой стадии развития что-то идет не так, какие-то аспекты личности могут оказаться поврежденными, «остаться позади». «Я» может потерять руку или ногу на любой стадии, и следствием этого будет патология, характерная для уровня, на котором произошла потеря: психоз, паранойя, невроз, экзистенциальный или духовный кризис.

Понятие точки опоры описывает важный процесс дифференцирования и интеграции, который постоянно происходит в развитии человека. ТО - просто важный этап на дороге вашего развития. То, как личность человека справится с этапами, в каждом случае определяет его последующую судьбу.
Каждая ТО имеет структуру
1, «я» развивается или подходит к новому уровню понимания, отождествляется с этим уровнем, становится «единым» с этим уровнем.
2, личность начинает выходить за пределы стадии, отличаться от нее, деидентифицироваться с ней, превосходить ее.
3, она отождествляется с новыми и более высокими уровнями и центрами в себе. Новая ступень опирается на предыдущие, поэтому они должны быть включены в общий процесс развития, и эта интеграция, или включение, - третья и заключительная фаза каждой конкретной ТО.
Легко запомнить 1-2-3: отождествление, выход за пределы, интеграция; или соединение, разделение, включение; или понимание, преодоление, объединение.

На каждой ступени существуют различные представления о мире, различные взгляды на свое «я» и на других, иными словами, различные мировоззрения. Мир выглядит по-разному - и является разным! - на каждой ступени развития, нет заданного наперед мира, который мы монологически отражаем!
На каждой ступени мы получаем новый тип самоидентификации, новые потребности нашего «я» и новую моральную позицию.

Пример: Сознание правила/роли -
способность, которая начинает развиваться у детей около семи лет. Эта способность заключается в умении формировать в уме сложные правила и принимать на себя социальные роли. Ребенок начинает понимать, что он не только тело с импульсами и желаниями, но и социальное существо, член коллектива. «Я» на этом уровне представляет собой сознание правила/роли. Это его центральная самоидентичность. В этом для него заключается основной смысл. У него возникает ощущение соответствия этим правилам и ролям, поэтому на данном этапе...
* самоидентификация - конформист
* главная потребность «я» - потребность в принадлежности к группе
* моральная позиция «я» состоит просто в поиске одобрения со стороны других
Надеюсь, вы понимаете, что мы имеем дело с очень большим упрощением, это всего лишь общая идея.
Если развитие продолжается, «я» преодолеет представления, и вновь попытается расширить свое понимание. Чтобы сделать это, оно должно перестать идентифицироваться с текущей стадией, преодолеть ее - этот шаг соответствует фазе 2 ТО - и затем начать процесс отождествления со следующей, более высокой ступенью - фаза 3, обретение новой ТО, и процесс повторяется. До тех пор, конечно, пока развитие не начнет останавливаться.

...«я» человека будет приблизительно на 50% находиться на одном уровне, на 15% - на уровне выше данного и на 25% на уровень ниже. Более того, существуют всевозможные регрессы, спирали, пиковый опыт, и так далее. Это похоже на то, что мы говорили о культуре: средний уровень, центр тяжести...
Некоторые аспекты человека, который взбирается по лестнице, могут застрять на более низких ступеньках, отделяются от основной части и продолжают существовать на этих более низких стадиях.
Это подавление в самом общем смысле. В качестве примера возьмем уровни морали.
Низшие, ранние стадии морального развития являются эгоцентрическими, самовлюбленными, «ориентированными только на себя». «Я» склонно к импульсивности и гедонизму. Это доконвенциональные стадии Колберга.
Средние стадии называются конвенциональными, потому что обладают высоким уровнем конформизма - являются продуктом соглашения.
Более высокие стадии называются постконвенциональными, они начинают выходить за рамки обычной, конформистской, морали, вместо этого стремятся к универсальному плюрализму и защите индивидуальных прав.
Еще выше находятся «пост-постконвенциональные», или духовные, стадии.
Если на ранних стадиях есть какая-то постоянная и серьезная травма, скажем, на доконвенциональной стадии, то будет происходить следующее.
Когда центр тяжести «я» находится на этой доконвенциональной, импульсивной стадии, некоторые аспекты этого импульсивного «я» могут отторгаться или остаться на этих стадиях. Если разрыв будет серьезным, саморазвитие со скрежетом остановится. Но чаще «я» будет, хромая, идти дальше, сохраняя в себе разрыв. Личность будет продолжать развиваться, «я» будет подниматься на основные ступени, расширять свои возможности понимания, оставаясь раненым, поврежденным. У него может быть уже много ран...
Отколотые части не растут, не развиваются. У них остается моральное мировоззрение стадии 1, так как в примере именно там произошло разделение. Отколотые части остаются нарциссическими, эгоцентрическими, полностью ушедшими в себя и в целом склонными к импульсивному поведению, основанному на немедленном удовлетворении желаний. Они продолжают интерпретировать мир в пределах тех категорий, которые доступны им. И если большая часть «я» продолжает движение вперед, эта небольшая отколотая часть остается позади и может являться причиной последующих неврозов или психозов.

Люди могут получить так называемый пиковый опыт почти на любой стадии своего роста. Основные структуры сознания, от самых низких до самых высоких - возможности, которые заложены в каждом человеке. Вы можете достигать более высоких измерений в различных условиях. Это могут быть моменты восторга, сексуальной страсти, стресса, сказочных мечтаний; сознания, находящегося под действием психотропных веществ; даже психотические нервные срывы.
Скажем, человек находится на стадии морального развития 3 Колберга. И у него был интенсивный духовный опыт, созерцание определенных явлений тонкого уровня, сильный внутренний свет. Это может глубоко изменить жизнь человека. Возможно, это приведет к внутреннему преображению, или новому этапу развития сознания. То есть, если вы протестируете этого человека на его уровень развития морали, вы можете обнаружить, что он, на самом деле, перешел с уровня морали 3 на уровень морали 4. Больше некуда! Стадии невозможно стороной или пропустить, как невозможно перейти от атома к клеткам, минуя молекулы. Так что человек на третьей моральной стадии, имеющий глубокий духовный опыт, может иметь мотивы для перехода на следующую стадию, в данном случае, на стадию 4, но не может сразу перейти от уровня 3 до уровня 7.

Одна из проблем трансперсональной психологии заключалась в том, что она сосредоточивала свое внимание на пиковом опыте. У вас было эго, которое было очень плохим, и было что-то, что не эго, которое было очень хорошим. Часто считалось, что это не принадлежащее к области эго является Богом. Поэтому у вас в распоряжении была модель преобразования от рационального и докучливого эго прямо к свободному, космическому сознанию Бога. Теперь мы знаем, что многие из не связанных с эго состояний... это доэгоистические, дорациональные, доличностные кошмары. Таким образом, многие из теорий, рекомендующих вам стремиться к не-эго, в действительности рекомендуют вам регресс. Обычная ошибка: до-эго перепутано с пост-эго, потому что оба не-эго.

Значит, пиковый опыт... Можно увидеть лишь проблеск новых измерений...
Есть еще одна проблема, которая еще более опасна. Лестница может вести выше, чем человек готов на нее подняться.

Человек может иметь доступ к пятому уровню рациональности и все еще находиться на первой моральной стадии. Таковы яркие нацисты. Лестница ведет гораздо выше, и человек, по-прежнему привязанный к более низким стадиям, может с нее просто сорваться (или спуститься по собственному желанию). Одно дело наслаждаться видом более высоких уровней, и совсем другое дело действительно жить там!

То же самое может случиться с духовными опытами.

Многие американцы не считают привлекательной идею стадий, мы в Америке не любим гипотезы о наличии степеней глубины. Мы - живое воплощение поверхности. Мысль о том, что кто-то где-то более высокоразвит или более глубок, чем я, просто невыносима. Мы предпочитаем «духовность», которая принимает человека, независимо от того, насколько мы посредственны, и дает нам процесс «с одним шагом», который доставляет нас прямо Богу немедленно, как в микроволновой печи. Картограф изучает новую карту, и это считается духовным преобразованием. В мире поверхности вам необходим Бог поверхности. Поэтому многие парадигмы поверхности не требуют подлинного преобразования, только изучение этой новой парадигмы, своего рода посещение универсального магазина. И вы будете настойчиво отрицать, что есть какие-то более высокие стадии!

В качестве грубого примера предположим, что «я» при рождении имеет 100 единиц способности к совершенствованию. И на раннем этапе развития от него отделилась маленькая капля на моральной стадии номер один, скажем, размером в 10 единиц. Оно достигает ТО2 с 90 единицами способности. От «я» остается уже только 90%, 10% его способностей застревают на первой стадии. Это небольшое количество энергии, 10% потенциала используются на то, чтобы заставить весь организм действовать согласно архаичным желаниям, импульсам и интерпретациям...
Ко времени, когда «я» достигает взрослого возраста, оно, возможно, уже потеряло 40% потенциала и обрело большое количество маленьких, спрятанных глубоко внутри личностей. Эти фрагменты личности остаются на том уровне развития, которое они имели, когда были подавлены. Поэтому внутри вас живет очень много маленьких варваров, бегающих где-то у основания лестницы и требующих, чтобы их кормили, ласкали, грели, и они становятся очень противными, если их не покормить. Они начинают кричать и вопить, кусаться и царапаться, и, так как ваше сознание даже не знает, что они там есть, вы интерпретируете это внутреннее волнение как депрессию, навязчивые идеи, беспокойство, иные признаки невроза, что совершенно неправильно.

Если вы не будете дружить с Фрейдом, вам будет тяжелее добраться к Будде. Смысл в том, что при помощи «глубинной психологии» мы можем повторно войти в контакт с холонами нижних уровней и открыть их сознанию, после чего будет высвобожден их энергетический потенциал, они будут освобождены, интегрированы в постоянно продолжающийся процесс развития сознания. «Я» перестанет отдавать свои силы на движение в обратную сторону.

Младенец при рождении является в основном сенсорно-двигательным организмом, холоном, в структуре которого есть клетки, молекулы, атомы. Эти подхолоны он уже превзошел и включил в себя. Но он не обладает языком, логикой... Он в основном отождествляется с сенсорно-физическим измерением, или стадией 1...
Фаза 1 ТО1 - «я» в сплавленном состоянии с сенсорно-двигательным миром, как внутренним, так и внешним.
В: Это первичное состояние неразделимости лишено дуальности субъекта и объекта?
КУ: Оно ниже этой дуальности. Романтики любят видеть в этом первичном состоянии своего рода прообраз космического сознания, мистического единства... Но это состояние сплавленности не преодолевает противоречие между субъектом и объектом; оно просто не может провести различие между ними. Это первичный нарциссизм, в котором физический мир поглощается аутичным сознанием, весь младенец - это рот, весь мир - пища. Эти отношения целиком физические. В этом состоянии еще нет ничего духовного.

Что-то может пойти не так, как надо, на любой из подфаз... Если несчастный случай произошел, патология создает повреждение в сознании, которое будет затем искажать все последующее развитие человека. Теперь в подсознании есть какие-то вещи, которые «Я» начинает скрывать от себя, начинает лгать себе.
Подавление в основном заключается в сокрытии того, что на самом деле находится в сознании. В любом случае у человека формируется личное бессознательное. И это бессознательное частично является местом, в котором сосредоточена ложь.
Маленькие «я»... - тяжесть прошлого, которое должно было быть прожито сознательно. Вместо этого оно оказывается упрятанным в подсознание, защищенным ложью, и начинает терроризировать сознание.
Если «я» терпит неудачу на этой стадии, оно не может сказать, где заканчивается тело и начинается стул. У него появляется так называемый адуализм, одна из главных характеристик психоза. Исследования указывают, что многие патологии - психозы, шизофрения, серьезные эмоциональные расстройства - происходят от проблем, связанных с самой первой ТО.

Если «я» удалось относительно хорошо пройти ТО1, младенец выходит к ТО2, эмоционально-образной.
Поскольку младенец закончил с ТО1, он установил реалистичные границы своего физического «я», но еще не провел границы эмоционального «я», его эмоциональное «я» отождествляется с теми, кто находится вокруг, особенно с матерью (фаза отождествления ТО2). «Я» младенца относится к миру как к продолжению себя. Этот тип жесткого нарциссизма, который на данной стадии является нормой, а не патологией, не означает, что младенец эгоистично думает только о себе, напротив, он неспособен к размышлениям о себе, не может отделить себя от эмоционального мира, поэтому думает, что то, что чувствует он сам, чувствует и мир вокруг него... Ребенок играет в прятки, закрывая глаза ладонями: он думает, что если он вас не видит, то и вы не можете видеть его; его точка зрения для него является единственной существующей.
«Я» на этой стадии - естественно-импульсивное. Оно находится в единстве со всем жизненно-эмоциональным измерением бытия, внутренним и внешним. Личность является биоцентрической или экоцентрической, она сплавлена с биосферой снаружи и внутри. И именно потому, что «я» слито с природой, биологией, импульсами, жизненно-эмоциональной сферой, оно не может подняться над вышеупомянутым единством и увидеть, что его точка зрения - не единственная существующая.

В возрасте приблизительно 15-24 месяцев эмоциональное «я» начинает отделять себя от окружающей среды (переход от фазы отождествления в среднюю фазу дифференцирования). Младенец начинает осознавать, что он является отдельным существом, живущем в отдельном от него мире. В ТО2 пробуждается отдельное «я», со всеми радостями и всем ужасом и страданием, которые из этого следуют.
...большое количество трудов написано про это отделение и «потерю» предыдущего эмоционального единства, как будто дуб в чем-то является ужасным нарушением изначальной гармонии желудя. То, что «я» не знает о страдании, еще не означает, что оно обладает внутренним духовным счастьем.
...Они путают отождествление со свободой. Сплавленность - это заключение; вы полностью во власти всего, что не успели преодолеть.
Конечно, этот трансцендентальный рост очень сложен, болезнен. Окружающий мир - жестокое место. Мир явлений, или мир сансары, является местом отчуждения. И когда младенец узнает об этом, он очень сильно страдает. Это болезненно, но это взывает к нашему пробуждению. В ТО2 включается осознание болезни сансары. Факта, что как отдельное чувствующее и эмоциональное существо, вы не имеете никакой защиты от стрел своенравной фортуны. Скоро вам придется жить в мире боли, страдания и кошмаров, и у вас есть два, и только два, выбора: отступить к предшествующей стадии единства, в которой еще не было никакого понимания этого отчуждения - это будет смерть или психическое заболевание - или продолжить рост и развитие, пока это отчуждение не будет преодолено в духовном пробуждении.

Если все идет относительно хорошо, «я» больше не отождествляет себя исключительно с эмоциональным уровнем. Оно начинает преодолевать этот уровень и отождествляться с сознательным или концептуальным «я», которое является началом ТО3 и представляющего сознания.
Образы начинают появляться приблизительно в возрасте 7 месяцев... Символы доминируют в сознании в возрасте примерно от 2 до 4 лет. После этого периода начинают появляться понятия. Если простой символ представляет единственный объект, понятие представляет целый класс. Слово «собака» представляет всех собак, а не только Фидо. Понятия доминируют в сознании в период с 4 до 7 лет. Конечно, все это основные структуры, как только они появляются в сознании, они остаются в нем как основные способности, всегда доступные.
Но только после появления понятий начинает появляться особенное сознательное, или концептуальное, «я». Когда «я» начинает отождествляться с этим концептуальным разумом, мы приходим к ТО3. «Я» теперь представляет собой не только связку впечатлений, импульсов и эмоций, оно является также совокупностью символов и понятий. Оно входит в лингвистический мир, ноосферу, и это, мягко говоря, все меняет. Оно прошло от физиосферы в ТО1 через биосферу ТО2, и теперь оно входит в ноосферу с ТО3.

Новое «я» существует в ноосфере, ноосфера может подавлять биосферу. На индивидуальном уровне это проявляется как невроз; на коллективном - как экологический кризис.
Лингвистический мир - новое жизненное пространство. Здесь «я» может думать о прошлом и планировать будущее; может начать управлять функциями своего тела; может начать представлять себе в сознании вещи, которые не ощущаются органами чувств. Так как оно может представлять будущее, оно может страдать от беспокойства. Так как оно может думать о прошлом, оно может чувствовать вину и сожаление. Ноосфера превосходит биосферу, и она может не только преодолевать и включать, она может подавлять, искажать и отрицать.

Часто невроз рассматривается в качестве защитного механизма. Защитные механизмы, когда они работают в естественном, обычном режиме, напоминают психологическую иммунную систему. Они помогают поддерживать целостность и стабильность границ «я». Но, как это всегда случается, хорошего может быть слишком много. Защитные механизмы могут стать аутоиммунным расстройством - «я» начинает нападать на себя и самоуничтожаться.

Мировоззрение - образ Космоса, полученный при взгляде на него с какой-то ступени развития сознания. Когда вы обладаете доступом только к восприятиям и импульсам, как для вас выглядит Космос? Мы называем это мировоззрение архаичным. Когда к нашим способностям добавляются изображения и символы, Космос уже выглядит иначе. Магия. Когда добавляются правила и роли, он представляет собой мифический мир. Когда появляется формально-операциональное сознание, вы начинаете видеть рациональный мир. И так далее.

Когда развитие переходит к ТО3, ребенок начинает понимать, что не может упорядочить мир вокруг себя средствами магии. Он прячется за подушкой, но другие его находят! Что-то здесь не так. Магия больше не помогает. «Я» не может магически управлять миром вокруг себя в соответствии со своими фантазиями. Но оно думает, что, возможно, кто-то другой может это делать, поэтому на сцену выходит пантеон богов, фей и демонов, каждый из них может нарушать законы природы. Ребенок просит своих родителей превратить этот отвратительный шпинат в конфету. В это время ребенок развивает достаточно сложное мифологическое мировоззрение, в котором присутствует множество различных стихийных сил, управляющих миром, и каждая из них обращает внимание на эго ребенка.

ТО4 - примерно то, что Пиаже назвал конкретно-операциональным сознанием, которое появляется в возрасте 6-7 лет и доминирует в сознании примерно до возраста 11-14 лет. «Конкретно-операциональное сознание» звучит сухо, но у него очень богатые, мощные возможности. Оно обладает способностью формировать правила и сознательно принимать роли. Это очень важно - ребенок, наконец, учится принимать на себя роль другого.

Архиважной битвой во Вселенной всегда была борьба развития против эгоцентризма. Движущая сила эволюции, направленная на увеличение глубины, - сила, которая стремится преодолеть эгоцентризм, найти более широкие и глубокие единства, создать более мощные союзы. Молекула преодолевает эгоцентризм атома. Клетка - эгоцентризм молекулы. И никогда эта тенденция не была более очевидной, чем в человеческом развитии.

Примерно в возрасте 11-15 лет у людей нашей культуры... Формально-операциональное сознание может производить операции над самими мыслями. Оно не только думает о мире, оно может думать о мышлении. Это означает, что человек может начать строить в воображении различные возможные миры. «Что если...» - человек попадает в дикий мир истинного мечтателя. Ему открываются всевозможные виды идеалистических возможностей, сознание позволяет ему мечтать о вещах, которых еще нет, рисовать будущие миры идеальных возможностей, а также работать над тем, чтобы изменить мир согласно этим мечтам! Юность - самое счастливое время и не только из-за сексуального развития, но и потому, что оку сознания открываются возможные миры. Это «эпоха разума и революций», эпоха дерзновенных проектов, предшествующих открытиям. Кроме того, размышление о своих мыслях означает возможность появления подлинного самоанализа.
В ТО4 вы начинаете с отождествления с конвенциональными ролями и правилами, вы еще слиты с ними как истинный конформист. Затем вы начинаете отличаться от них, преодолевать их, получаете немного больше свободы и движетесь к следующей более высокой стадии, после чего все еще должны будете интегрировать в свой внутренний мир эти социальные роли - вы можете быть отцом...
Но в целом вы уже отошли, дифференцировались от полного отождествления со своими социоцентрическими ролями, и можете начать более тщательно исследовать адекватность или уместность вашей социоцентрической и этноцентрической точки зрения, которую раньше не могли и подвергнуть сомнению.

ТО5 - еще одно уменьшение доли нарциссизма. Новое децентрирование, новое преодоление. Вы хотите знать, что правильно и справедливо не только для вас и похожих на вас, а для всех народов. Вы занимаете постконвенциональную, глобальную или космополитическую позицию. «Я» еще раз подвергается децентрации: моя группа - не единственная группа во Вселенной, мое племя - не единственное, мой Бог - не единственный, моя идеология - не единственная. Я перешел от эгоцентрической к этноцентрической позиции, включив свое эго в группу; теперь перехожу к космополитической, включая свою группу в мир.
Это очень трудный этап преобразования! Но когда он удается (что вообще-то происходит довольно редко: чем больше глубина, тем меньше пространство)... первый раз за всю историю развития сознания мы приходим к глобальному мировоззрению. Какое же длинное путешествие! Какая ухабистая дорога, но эта дорога - драгоценная тропа к глобальному пониманию.
Это необратимое изменение. Как только вы увидите мир с глобальной точки зрения, вы уже не сможете смотреть на него иначе. Вы никогда не сможете вернуться назад. Дух в первый раз за всю эволюцию посмотрел на мир вашими глазами и увидел глобальный мир, мир полностью децентрированный от меня и моего, мир, который требует заботы, участия и сострадания. Этот Дух, однако, проявляется только в голосах тех людей, кто имеет храбрость жить в этом космополитическом пространстве и защищать его от посягательств людей с мелочными целями и интересами.

Как только вы приходите к космополитическим взглядам, как только вы начинаете тщательно исследовать свою культуру и получаете возможность дистанцироваться от ее социоцентрических или этноцентрических предубеждений, когда вы делаете это, тогда кем вы становитесь? Кто вы без всех старых и удобных ролей? Как вы можете представить свою собственную личность? Чего вы хотите от жизни? Кем вы хотите быть? Кто вы такой? Эриксон назвал это «личностным кризисом», и оно, возможно, является главной «патологией», или «болезнью» этой ТО. Многие мультикультуралисты являются жертвами этого личностного кризиса. Так как их официальная позиция состоит в том, что элитаризм плох, а их подлинное «я» является элитарным, они должны лгать себе по поводу своего подлинного «я».

Это приводит нас к последней «ортодоксальной» стадии, самой высокой стадии, которую традиционные исследователи склонны признавать реальной.
ТО6 - визуальная, или сетевая, логика - особый тип синтезирующего и объединяющего понимания.
Формально-операциональное сознание может синтезировать и объединять события многими способами, но оно все еще обладает своего рода дихотомической логикой или-или. Но интегральные возможности визуальной логики могут складывать части в целое и видеть всю сеть взаимодействий. Когда она используется в объективном пространстве или на правой стороне Космоса, она создает общую объективную теорию систем. Но когда она является основанием подлинного внутреннего преобразования (которое не может быть полностью описано в терминах логики теории систем и является очень редким!), она создает подлинно целостную индивидуальность.
Когда средний уровень «я» отождествляется с визуальной логикой, когда человек полностью живет на этом уровне, мы получаем целостную личность, «я», которое действительно может жить в глобальном мире, а не просто говорить о нем.

«Я» на данном уровне знает о разуме и о теле из своего опыта. Наблюдающее «я» получает возможность знать о них как об объектах понимания. Это уже не только разум, который созерцает мир; это наблюдающее «я», которое созерцает и разум. Именно потому, что наблюдающее «я» начинает преодолевать разум и тело, оно начинает объединять разум и тело. Получается «кентавр». На данном этапе человек действительно самостоятелен. У него больше нет слепой веры в конвенциональные роли и правила общества. Он больше не этноцентричен и не социоцентричен, он на пути к космополитичному пространству.
В: Эту стадию также можно отнести к космополитичным?
КУ: Все уровни, которые находятся выше формально-операционального сознания, являются космополитичными, глобальными, - они основаны на постконвенциональных ценностях и универсальном подходе.

...Визуальная логика объединяет все возможные перспективы, это - отсутствие перспективы. Когда вы начинаете принимать во внимание все возможные мнения, ваша собственная точка зрения растворяется в других, вы теряете свою перспективу, вы теряете свои ориентиры. И поэтому вы можете очень быстро потеряться в этом новом аперспективном сознании визуальной логики, ведь теперь все точки зрения становятся относительными, зависящими друг от друга, пропадает всякое абсолютное, пропадает то место, в котором ваш разум может остановиться и сказать: «Я нашел свой дом».
Но тот факт, что все мнения являются относительными, не означает, что вообще никакая точка зрения не имеет преимуществ над другими. То, что все перспективы относительны, не говорит о том, что некоторые из них не могут быть всегда относительно лучше, чем другие!
Мультикультуралисты иногда достигают этого уровня визуальной логики, и обычно немедленно впадают в безумие отсутствия перспективы, невозможности принять определенное мировоззрение, определить смысл жизни. Потом они передают это отсутствие перспективы прилежным, ничего не подозревающим студентам.

«Я» на стадии кентавра больше не покупается на обычные и конвенциональные утешения, как говорил Кьеркегор, больше не может успокоить себя тривиальным. Появление этого более подлинного или экзистенциального «я» - основная задача ТО6.
Ограниченное «я» должно умереть - магия его не спасет, мифические боги оказываются бессильными, рациональная наука не в состоянии сохранить его прежним, и столкновение с этим неприятным фактом является частью его подлинного становления. Эта тема была одним из постоянных поводов для размышления Хайдеггера. Осознание своей смертности и ограниченности является одним из этапов поиска подлинного «бытия-в-мире».

Экзистенциалисты прекрасно проанализировали это подлинное «я»... и проанализировали общепринятую ложь и упрощенную веру, которые мешают проявлению этой подлинности. Мы лжем себе по поводу своей смертности и ограниченности, создавая символы бессмертия, - тщетные попытки победить время и сделать свое существование вечным на каких-то мифических небесах, в некотором рациональном проекте, в великих художественных произведениях, через которые мы выражаем свою неспособность встретиться лицом к лицу со смертью. Мы лжем себе по поводу ответственности за свой собственный выбор, предпочитая видеть себя пассивной жертвой внешних обстоятельств. Мы обманываем себя, говоря о богатстве настоящего времени, в то время как на самом деле просто проецируем свое внимание на прошлую вину или несбывшиеся желания. Мы лжем себе по поводу своей фундаментальной ответственности, скрываясь в стадном мировоззрении. Вместо подлинного или действительного «я» мы живем в ложном «я», создавая все новые проекты обманов, чтобы скрыться от отвратительной правды существования.
Этот тип подлинно экзистенциального сознания важен не только сам по себе, он важен и как предпосылка для вхождения в трансперсональное пространство, не обремененное мифами, магическими ожиданиями, эгоцентрическими и этноцентрическими маниями величия.
В работах экзистенциальных авторов - Сартра, Камю - настолько мрачная атмосфера! Это классическое состояние экзистенциального страха, отчаяния, тоски, опасения чувства заброшенности... - ведь вы потеряли все свои утешительные мифы и иллюзии! Так как экзистенциалисты не осознают, что существует еще более высокий уровень сознания, они застревают на экзистенциальном мировоззрении, которое ограничивает их восприятие в пределах данного горизонта.
Вся суть экзистенциального кризиса в том, что вы еще не на трансперсональном уровне, но и больше не связаны с личностным. Личная область начала терять свой привлекательный аромат, начала становиться бессмысленной, поэтому больше нет причин улыбаться. Это озабоченность значением, растущей нехваткой смысла жизни является главной патологией ТО6, темой экзистенциальной терапии.

Продолжение (наконец, с комментариями) следует
Previous post Next post
Up