Что имеем не храним... О чем это я? Ах, да, о кораблях бороздящих просторы Вселенной, т.е. о древностях, которые вроде бы достояние общественности, наша с Вами история, но, по сути, маленькое количество человек понимает, что народ без истории вымрет быстрее, чем могло бы показаться.
Комплекс наскальных рисунков Калбак-Таш находится в непосредственной близости от Чуйского тракта, а точнее просто нависает над ним. Название этого места не совсем точное, т.к. сам бом Калбак-Таш находится в 10 километрах ниже по течению Чуи. А это место на самом деле именуется, как Ялбак-Таш, но переименовывать никто не стал, дабы не сеять смуту.
В 1912 году художники Г. И. Чорос-Гуркин и Д.И. Кузнецов открыли редчайший комплекс петроглифов Калбак-Таш. Петроглифы располагаются прямо вдоль дороги на горизонтальных и вертикальных скалах на протяжении 3 км. При строительстве Чуйского тракта часть галереи была взорвана, но утраченные рисунки остались в записях Чорос-Гуркина и Кузнецова.
2
Сейчас, как говорят специалисты, сохранилось около 5000 (!) рисунков, которые относятся к разным эпохам от VII до I века до нашей эры. Возможно, здесь была одна из древнейших переправ через Чую.
3
Калбак-Таш буквально переводится, как «плоский, расширенный, висячий камень, гора». Здесь встречаются изображения животных, людей и даже рунические надписи. Ни один утес в России не имеет такого количества древних текстов, как здесь. Эти надписи относят к IX - X вв.
4
"Земля - вечное бытие! Облагодетельствуй дом лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй, изгони! Сотвори благодать! Земля -Чернь!" - пример одной из рунических надписей.
Все рисунки выбиты каменными или металлическими орудиями, в основном "точечной" техникой. Петроглифы палеолита - рисунки лошадей, быков и оленей выполнены в стиле точечной техники или граффити. У каждой эпохи свой почерк. Эпохе неолита свойственны крупные изображения оленей, лосей, священных быков, выбитые широкими желобами. В эпоху раннего бронзового века к ним добавились новые образы: фантастические звери, зооморфные персонажи. Изменилась и техника исполнения, желобок становится более узким и менее глубоким.
1)Эпоха неолита (VI-IV тысяч лет до н. э.) - изображения крупных фигур оленей, козлов;
2)Эпоха энеолита-бронзы (III-I тыс. до н. э.) - изображения женщин, колесницы, быки и др.;
3)Скифская эпоха (VIII-III тыс. до н.э.) - изображения охоты на оленей;
4)Древнетюркская эпоха (VII-X тыс. до н. э.) - древнетюркские рунические надписи, изображения охоты.
5
Изображение маралов с кольцами-бубликами на туловищах. В одной алтайской легенде говорится, что священные животные - лошадь и олень - доставляют людям на землю на своей шкуре прикрепленные зародыши домашнего скота.
6
Человек с посохом в руках. Трость имеет на обоих концах развилку. В древности у тюркских родовых старейшин трость являлась символом власти и одновременно символом Мирового дерева. По легенде, главный бог тюрок Тенгри, что бы навести порядок во Вселенной, "прибил" своим посохом небо и образовал Тимер казык, т.е. Полярную звезду.
7
Нижняя часть большого вертикального панно, относящегося к эпохе бронзы. Размер всего панно - 3,5х5 метров. В центре "хвостатые" люди с полукруглыми образованиями на головах. Шесть человек друг за другом идут в сторону восхода солнца. Вторым по счету следует великан с нарисованным на груди квадратом. Возможно, этот квадрат символизировал вместилище души. А с пояса у людей, возможно, свисали пучки конских волос.
8
Верхняя часть панно. Над головой великана виден необычный фантастический зверь с зубастой пастью. Создается впечатление, что зверь подкрадывается к людям. В древнекитайских мифах живет сказочный зверь Цюнци. Этот крылатый тигр, тело которого покрыто иглами, понимал язык людей. Он мог бросится с неба, чтоб схватить человека и съесть.
9
Панно целиком
10
Межгалактический дерижбандель
Редчайшее изображение древнего шамана в ритуальной одежде, украшенной бахромой. С древних времен шаманы использовали конский волос и полоски ткани в качестве своеобразной антенны для общения с духами. И в настоящее время жители Алтая подвязывают в сакральных местах - на перевалах, у целебных источников - ленты.
11
Вид с Калбак-Таша
12
Скалы Калбак-Таша, Чуя и Чуйский тракт
Комплекс Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка «Чуй-Оозы», на территории которого находится еще одно интересное место - урочище Сай-Сугат - место слияния двух самых крупных рек Алтая - Катуни и Чуи. Катунь бирюзово-спокойная и бунтарка мутная Чуя встречаются и текут дальше вместе, не разлучаясь ни на секунду.
Чуй-Оозы место слияния двух самых крупных рек Горного Алтая - Чуи и Катуни. Удивительное зрелище слияния двух рек - бирюзовой Катуни и мутно-серой Чуи. Смотреть можно бесконечно, просто сидеть и смотреть.
Место слияния этих рек находится на территории Природно-хозяйственного парка "Чуй-Оозы", который был образован в 2002 году для сохранения природной среды, особо ценных природных комплексов, объектов; обеспечения условий устойчивого развития исконной среды обитания малочисленных народов; создания условий для туризма и отдыха в природных условиях и поддержания экологического баланса в условиях хозяйственного и рекреационного использования территорий ПХП. Так же проводилась научно-исследовательская работа в целях разработки и внедрения научных методов сохранения природных и историко-этнических комплексов и объектов по программам, согласованным с администрацией района, сельскохозяйственного производственного кооператива «Чуй-Оозы» и Горно-Алтайским ботаническим садом. Несмотря на небольшую площадь - 810 га, на территории парка представлено 10 из 35 основных экосистем Алтая, произрастает более 400 видов цветковых растений, включая редкие и эндемичные виды.
В начале 2011 года Министерство лесного хозяйства приняло решение о ликвидации ПХП "Чуй-Оозы" и упразднении природоохранного статуса территории парка. В правительстве республики утверждают, что парк был ликвидирован по просьбе самих создателей этой охраняемой природной территории.
13
Мутная Чуя и бирюзовая Катунь
Характер Чуи, в отличие от покладистой и не такой буйной Катуни, своенравен и буен, недаром все самые сложнопроходимые пороги находятся именно на этой реке: «Сумрачный» (3 к.с.), «Буревестник» (4 к.с.), «Бегемот» (5 к.с.), «Классический» (3к.с.), «Слаломный» (4 к.с.), «Турбинный» (5 к.с.), «Горизонт» (5 к.с.); на Катуни - «Ильгумень» (4 к.с.). Как видите, что ни порог, то высокая категория сложности.
14
Чуя бежит из степи, чтобы соединить свои воды с Катунью.
Удивительная река эта, Чуя. Начало свое она берет в пустынной выжженной солнцем степи, потом течет по болотистой местности и лишь в Курайской степи ей есть, где развернуться. Скучна и размерена жизнь в степи, а уж на болоте тем более, а Чуя - девушка непоседливая, и как только появляется возможность, проявляется свой буйный нрав, вздымая свои мутно-свинцовые воды бушующими валами высотой до 2,5 метров.
15
16
Обоо обращенные в сторону Катуни
Место слияния Катуни и Чуи пропустить не возможно, оно находится рядом с Чуйским трактом и с небольшого возвышения можно часами наблюдать удивительную интерактивную картину - две мощные реки устроили стрелку среди больших песчаных террас под голубым (или не всегда голубым) вечным небом - три стихии, три огромные силы - воздух, вода, земля. Присесть на минуточку на Землю, вдохнуть полной грудью Воздух, посмотреть на Воду и уходить не захочется. Недаром это место так почитается, считается местом силы, энергетически очень насыщенным.
17
Чуя бежит на встречу с Катунью
18
И вот она - долгожданная стрелка
19
20
Катунь подкрепленная водами Чуи
21
По всей смотровой площадке расставлены небольшие каменные обоо. Ни в коем случае не разрушайте их и не используйте камни уже собранных обоо для сооружения своих. Найдите несколько камней, пусть даже два, и положите их один на другой, мысленно обращаясь к Вечным Стихиям, загадайте желание, пожелайте добра и все хорошее сбудется. Мысли Ваши подхваченные воздухом полетят над рекой и устремятся в вечный огонь Вселенной, а оттуда, умножившись в разы, вернуться и выпадут на Землю благодатным дождем.
22
23
24
Наш путь лежал в село Акташ на пограничную заставу за пропусками в приграничную территорию. В интернетах принято пугать пограничниками и пропусками, которые они якобы выдают с неохотой, а иногда не выдают совсем. Проблем у нас не случилось. Пропуск был заказан заранее, просто нужно было показаться пред светлы очи дежурных погранцов, назвать фамилию руководителя группы, если пропуск был группой, и получить желанную бумажку. Процедура заняла 10 минут с поисками в селе нужного адреса.
(
Оформление пропуска в пограничную зону в Кош-Агачинский р-н)
Дальше была дорога в Джазатор, 140 км за 6 часов, Тархатинский мегалитический комплекс и Чуйская степь и сам Джазатор... Не переключайтесь! ;)
--
2 недели за 3 минуты... - небольшой видеоролик об увиденном за две недели;
"В гости к Уч-Сумер". Мой рассказ про Алтай в РГО - рассказываю об Алтае в Главном штабе Российского Географического общества в Питере (можно посмотреть на меня в живую) :)
"В гости к Уч-Сумер". О маршруте без лирики - маршрут по дням;
"В гости к Уч-Сумер". Ищу то, не знаю что - поиск рунических надписей и наскальных рисунков на холмах (Джалгизтобе, Кургак и Курман) в Чуйской степи;
"В гости к Уч-Сумер". Дорога в Джазатор (Беляши). Только картинки - да, только фотографии, сделанные по дороге в (из) Джазатор (Беляши);
"В гости к Уч-Сумер". Степь, да степь... - степи бывают разные... Уймонская, Курайская, Чуйская, а еще Самаха и Магажа;
"В гости к Уч-Сумер". Беляши - это не только пирожки… - казахское село Джазатор, образование Аргута и как мы на лошадях ходили в горы;
"В гости к Уч-Сумер". Алтайский стоунхендж и дорога в Джазатор. - Тархатинский мегалитический комплекс, Чуйская степь, красивая и трудная дорога в Джазатор;
"В гости к Уч-Сумер". Самый длинный день. - продолжение дня в "настоящем" Алтае - Калбак-Таш и Чуй-Оозы - место встречи Чуи и Катуни;
"В гости к Уч-Сумер". "Настоящий" Алтай. - за перевал Чике-Таман к Катунским террасам и двухцепному "дембельскому" мосту;
"В гости к Уч-Сумер". Хмурый, хмурый день... - несуществующая дорога, Уймоснкая степь гневается, история Чуйского и долина смерти пызырыкских вождей;
"В гости к Уч-Сумер". По сказочному лесу. - долгая дорога обратно, к "Высотнику";
"В гости к Уч-Сумер". Сама Уч-Сумер! - долгожданная встреча с Белухой;
"В гости к Уч-Сумер". Пешка или ход конем. - лучше гор могут быть... вот и я была в горах. Поход на гору БАйда;
"В гости к Уч-Сумер". Ну, и где экстрим? - село Тюнгур, хрюша-улыбака и как мы ходили по бабам после сплава по Катуни;
"В гости к Уч-Сумер". Мне сверху видно все, ты так и знай. - древнейший памятник Сибири - Усть-Канская пещера;
"В гости к Уч-Сумер". Первый блин... - про озеро, которое 100 лет назад имело форму блина, про холмы и необычные обоо;
"В гости к Уч-Сумер." Стартуем. - про подсолнухи и Семинский перевал;
"В гости к Уч-Сумер." Вступление. - краткий фотообзор того, что предстоит;
"В гости к Уч-Сумер." 2 вместо 22 - первые впечатления, август, 2011;
Голова в облаках - в небе над Новосибирском;
Рассказ о нашем путешествии по Алтаю. Лекция в клубе путешественников "Миры". - аудиозапись рассказа в клубе путешественников "Миры" в Москве.
--
Напоминаю, что за моими (и не только моими) отчетами об этом (и не только этом) путешествии можно следить на
Дневник путешествия "В гости к Уч-Сумер" на сайте Турбина.ру