Под катом - мой первый снимок формата 8х10 и кое-какие технические рассуждения по данному поводу.[... +1 (и много текста) ...]
Натюрморт с геометрическими фигурами и бутылками (смотреть лучше на черном) Deardorff V8 8x10, Wollensak Vesta Portrait Lens 8x10 Petzval 14"/f5, Delta 100 Professional 8x10, Ilford ID-11 stock, Epson V700
Сразу отмечу, что это пока лишь скан большеформатного ч/б негатива, доведенный до вИдения того, что бы я хотел получить в итоге при аналаговой, т.е. мокрой печати. Пока же в Фотошопе я только расставил световые акценты и тонировал изображение "под сепию", т.е. не сделал ничего сверх того, что обычно делаю в темноте домашней фотолаборатории. Не судите строго, здесь имеются огрехи, да и композиция спорная, но это не суть - пока мне важно было оценить рисунок объектива и понять способен-ли я успешно решать такие сопутствующие любой БФ-съемке технические задачи, как:
Заправка листовой пленки в кассеты в темноте
Исчисление результирующей экспозиции
Правильная последовательность действий при съемке
Подготовка химреактивов в количествах достаточных для проявки в глубоких баках
Расскажу понемногу о каждом из этих пунктов в отдельности:
Первая заправка прошла относительно успешно, но листом пленки 4х5 мне, все-же, пришлось пожертвовать, поскольку я позорно упустил из виду то обстоятельство, что нижняя стенка кассеты откидная и в темноте никак не мог уразуметь почему же пленочный лист не желает вставляться в кассету полностью? :)
Исчисление правильной экспозиции стало самой "мозгозатратной" частью всего эксперимента, поскольку пришлось учитывать сразу три поправки - на фильтр, на раздвижение мехов и на эффект Шварцшильда (aka эффект невзаимозаменяемости или reciprocity failure). Что заставило вернуться к основам и еще раз внимательно проработать главу о методах внесения коррекций к экспозиции при работе с большим форматом. Там есть ряд интересных моментов, о которых мы редко задумываемся при работе с узкими форматами. Было приятно осознавать, что мне сразу удалось правильно рассчитать экспозицию с первых же своих кадров в большом формате. Еще интереснее было наблюдать подтверждение верности доселе абстрактных формул из учебника, которые, оказывается, действительно справедливы и работают!
Непосредственно при съемке особых проблем не возникло - только и нужно было, что методично соблюдать всю последовательность действий и не спешить. В контролируемых студийных условиях это несложно.
В таких количествах реактивы мне готовить ранее не доводилось: объем каждого проявочного бака - около 7.5 литров, что непросто развести, залить, хранить и как минимум, требует набора емкостей, соответствующего размера. С растворами вышел неприятный момент, когда в баке с проявителем обнаружилась течь, которую пришлось спешно заделывать эпоксидкой.
Первая проявка прошла нервно. Перед тем как подступиться к негативу 8х10 я, конечно, проявил уже целых шесть негативов 4х5 и все равно волновался. К работе в темноте нужно еще приноравливаться и тем не менее, все прошло удачно. В этот раз даже извлечение в темноте пленки из кассет, с последующей заправкой в проявочные рамки Kodak не вызвало особых трудностей.
Если ранее все свои пленки я промывал питьевой водой из артезианской скважины из парка неподалеку, то с переходом на проявку в глубоких баках стало ясно, что в таких объемах запастись этой водой мне не удастся. Поэтому первую промывку провел водой из крана, что дало хороший результат - на негативе не видно пятен, размывов, точек и т.п. постпроявочных дефектов. Нигде, также, не обнаружил и собственных отпечатков, за что переживал при заправке пленки в кассеты.
Оба задника 4х5 и 8х10 отработали прекрасно, но особенно приятно было работать с изображением на матовом стекле 8х10. Видоискатели камер нельзя и близко сравнить с великолепием того, что видит БФ-фотограф на стекле такого размера! Любопытно, что вся красота моего объектива проявляется именно с задником 8х10, поскольку меньший задник просто выхватывает центральную, наименее красивую часть изображения, беспощадно отсекая краевое боке. С другой стороны, общую оценку композиции и экспозиции удобно и экономно проводить именно по негативам 4х5.
Рассказ о выборе между ND-фильтрами систем Lee и Cokin достоин отдельного поста. В предыдущем выпуске БФ-новостей я уже писал почему, собственно, мне оказались нужны эти фильтры. Скажу пока лишь что, как вы уже поняли, я выбрал Cokin X-Pro и во многом из-за наличия у этой системы универсального адаптерного кольца. Фактически, то было единственно возможное решение из-за нестандартного размера внешней резьбы моего объектива. Вторым фактором оказался сравнительный анализ диаметров внешних оптических элементов большеформатных объективов основных производителей - Nikon, Fuji, Schneider и Rodenstock. Анализ показал, что фильтры Lee (100x100мм) не смогут закрыть основную массу наиболее интересных объективов немецких производителей.
Сканировать негативы 4х5 и 8х10 сканером Epson V700 оказалось чрезвычайно удобно! Работая с меньшими форматами я не всегда разделял восторга иных коллег от пленки Ilford Delta 100 Pro. Теперь же мне явилась вся красота этой замечательной фотопленки. О Ильфорд, Великий и Ужасный, прошу тебя, продолжай выпускать Дельту в листовых форматах ныне и присно и во веки веков, аминь! С непривычки негативы размером 8х10 дюймов поражают. Но такой размер позволяет проводить сканирование с масштабированием всего в 150-400% (кадры формата 120 мне приходилось сканировать с увеличением до 1000%). Скан при таком небольшом увеличении получается гладким, чистым, без зерна и с богатыми тональными переходами. Единственное над чем нужно еще здесь поработать - это смастерить специальный адаптер для сканирования негативов 8х10. Пока я вынужден класть негатив прямо на стекло сканера, что привносит некоторые искажения из-за легкой кривизны листа пленки.
Перенося вчера к себе в дневник эти записи я мысленно возвращался в август 2012 года, когда мною только задумывался переход в большой формат. Теперь можно с уверенностью сказать, что он совершился. Нужно только не сбавлять набранных темпов и снимать, снимать, снимать...
И начать осваивать контактную печать, на счет которой у меня уже имеется парочка интересных задумок!