Исаак Маймон - картина из серии "Парижские кафе"
Click to view
Шоколад
Лина Милович - авторские песня и исполнение
Как напиток шоколад ведёт своё происхождение из Южной Америки.
В тропической Америке доколумбовых времён из бобов какао приготовляли холодный напиток, даже отдалённо не напоминающий современне какао и горячий шоколад.
Для приготовления напитка какао-бобы растирали в пасту вместе с зёрнами маиса и перцем чили, потом эту пасту взбивали вместе с водой. Перед употреблением напиток переливали из сосуда в сосуд до появления пены, что особенно ценилось. Этот напиток пили только мужчины знатного происхождения, воины и шаманы.
В 1519-ом году на побережье Мексики высадился знаменитый испанский конкистадор - Фернандо Кортес. На приёме, устроенном в честь гостей, вождь ацтеков Монтесума II угощал испанцев густым напитком из какао-бобов с ванилью, жгучим перцем и специями, который подавали в чашах из чистого золота. Этот напиток ацтеки предположительно называли "чоколатль" - пенная вода.
Фернандо Кортес (1485-1547)
Неизвестный художник
XVII-й век
В 1527-ом году Кортес вернулся в Испанию. Он привёз с собой на родину бобы какао, ваниль и способ приготовления чоколатля. Так началась европейская страница истории шоколада.
Испания оценила напиток из бобов какао по достоинству. Начались регулярные поставки какао из Новой Испании. Употребляли этот напиток не только благородные идальго, но и монахи-иезуиты. Они стали добавлять к тёртым какао-бобам мёд, заменявший в то время сахар, убрали из рецептуры перец чили. Для приятного запаха добавляли ваниль.
Некоторые гурманы предпочитали шоколад с размолотыми лесными орехами и флёрдоранжем, а монахини мексиканского города Оахака разработали оригинальный рецепт шоколада с анисом и корицей. Для лучшей растворимости испанцы напиток нагревали, и оказалось, что в горячем виде он вкуснее.
Следующей страной, полюбившей шоколад, стала Италия. В 1557-ом году савойский герцог Эммануил Филиберт удивлял своих придворных экзотическим напитком, но настоящую известность в Италии шоколад получил лишь полвека спустя.
В 1606-ом году флорентиец Франческо Карлетти в описании своего кругосветного путешествия опубликовал рецепт этого напитка. Итальянцы высоко оценили потребительские свойства продукта и первыми наладили массовое шоколадное производство, заполнив свободную нишу горячего тонизирующего напитка. Кофе тогда в Европе практически не знали, а привозимый из Китая чай считался восточной диковинкой, даже ещё более дорогой, чем какао.
Дама с чашкой шоколада
Статуэтка - фарфор
Италия (середина XX-го века)
Сосуд ацтеков для шоколада
Мексика
Click to view
Сарабанда
Соло на гитаре - Ингви Йоханн Мальмстин (знаменитый шведский гитарист)
Сарабанда - старинный испанский народный танец-соблазнение с использованием кастаньет и весьма откровенными объятиями партнеров. В XVII-XVIII веках облагороженный вариант этого танца распространился в Западной Европе как бальный танец. Танцевали сарабанду в сопровождении гитары или пения с флейтой и арфой. Позднее в переработанном виде этот танец появился во Франции, получив более благородный и величественный характер.
Утверждают, что испанцы держали в секрете способ приготовления шоколада. Но люди, описывающие события прошлого, обычно склонны к преувеличениям.
Я же практически уверена, что существуй тогда интернет, Кортес непременно проболтался бы о рецепте приготовления горячего шоколада в своём фейсбуке или твиттере. На livejournal у него вряд ли хватило бы времени - конкистадоры обычно люди занятые.
Дальнейшая европейская история шоколада связана с Францией. Испанская инфанта Анна Австрийская была страстной любительницей шоколада. В 1615-м году она вышла замуж за французского короля Людовика XIII. С собой во Францию она привезла любимую служанку, которая замечательно готовила горячий шоколад. С лёгкой руки королевы этот напиток завоевал сначала французский двор, а затем и симпатии всего дворянства.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Анны Австрийской (1622-1625)
Нортон Симон музей Филипп де Шампань (1602-1674) Пасадена (Калифорния-США)
Портрет кардинала Ришелье (1635)
Шоколад использовали в медицинских целях. Так лекарь кардинала де Ришелье рекомендовал лечить своему пациенту все хвори горячим шоколадом. То ли хвори были несерьёзными, то ли действительно шоколад помогал в лечении болезней, но знаменитый главный министр Людовика XIII-го и сам уверовал в его лечебные свойства и стал завзятым любителем шоколада, распространяя моду на него своим примером наряду с королевой.
Всем известна история романа Анны Австрийской и герцога Бэкингема и злых козней кардинала герцога де Ришелье в отношении королевы, рассказанная нам Александром Дюма-отцом. Но мало кто знает о сложных личных отношениях между королевой Анной и герцогом де Ришелье, которые предшествовали этому.
Анна Австрийская считалась первой красавицей Франции и великий кардинал как настоящий мужчина проявлял к ней недюженный интерес, о котором королеве донесли её наперстницы. Анна, находившаяся в поиске любви, которая с мужем у неё не сложилась, сказала, что кардинал - мужчина интересный, но такой сухарь, что она с трудом представляет его в роли влюблённого. "Вот если бы он сплясал на балу сарабанду, тогда бы я поверила!" - сказала королева. Дворцовая почта донесла эти слова до ушей кардинала и он, сбросив свою сутану, сплясал таки сарабанду да так, что поразил своим темпераментом весь двор. После этого королева и кардинал несколько раз назначали друг другу свидания наедине (как лиса и журавль), во время которых Анна при приближении к ней кардинала начинала плакать, чем вводила его в страшное замешательство. А дело в том, что королева страдала сложной аллергией ко многим вещам и запахам, среди которых были запах псины, которым пропах Людовик XIII - заядлый охотник и, вероятно, кошачья шерсть, которая была на одежде кардинала, любившего кошек до самозабвения. Не помог даже запах шоколада, который так любили эти исторические персонажи. А ведь счастье было так близко и так возможно. Такая вот первая часть Марлезонского балета.
Click to view
Увертюра к "Балету ночи"
Жан-Батист Люлли (1632-1687)
Королевский шоколадник (Франция, XVIII век)
В 1621-ом году Голландская Вест-Индская компания, которая импортировала какао из Испании через порт Амстердама, стала массово продавать небольшие партии контрабандного какао торговцам других стран. Во время англо-испанской войны 1655-го года испанцы утратили остров Ямайка, где находись крупные плантации шоколадного дерева. Таким образом, сырьевая монополия испанцев была подорвана окончательно. Чашечка горячего шоколада на десерт стала признаком хорошего вкуса в высшем обществе всей Европы, знаком достатка и респектабельности.
Горячий шоколад был достаточно крепким, но англичане на Ямайке стали добавлять в него молоко. Ничего удивительного в этом нет - эти дикие англичане льют молоко куда ни попадя: ухитряются испортить им даже чай. Но в данном случае молоко сыграло добрую роль - шоколад стали давать даже детям, хотя цена шоколада была выше, чем у распространявшегося в те же годы по европейскому континенту чая. Дело в том, что в шоколад было принято добавлять тростниковый сахар, который был дорогим, - импорт как никак!
И всё же Франция полюбила шоколад, пожалуй, больше других стран. Достаточно посмотреть сколько картин написано французскими художниками на темы, связанные с шоколадом.
Франсуа Буше (1703-1770)
Завтрак (1739)
Лувр (Париж - Франция)
You can watch this video on www.livejournal.com
Гавот
Жан-Филипп Рамо (1683-1764)
Партия клавесина - Бландин Ранно
Гавот (от провансальского "gavoto", что означает танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) - французский народный танец-цепочка. В середине XVII-го века вошёл в репертуар придворной и салонной музыки сначала как часть крупных музыкальных форм, а затем и в качестве бального танца.
Антикварный шоколадник (Лимож - Франция)
Жан-Батист Шарпантье старший (1728-1806)
Чашка шоколада, или Семья герцога де Пентьевр (1768)
Версальский дворец (Версаль - Франция)
You can watch this video on www.livejournal.com
Менуэт
Жан-Филипп Рамо (1683-1764)
Партия клавесина - Бландин Ранно
Менуэт (от французского "menu", что значит маленький, незначительный) - старинный французский народный танец, названный так вследствие своих мелких па. Отличается грациозностью танцевальных фигур. С середины XVII-го века широко распространился по всей Европе в качестве бального танца.
Антикварный шоколадник (Лимож - Франция)
Жан-Батист-Андре Готье-Даготи (1740-1786)
Мадам Дюбарри с чашкой шоколада
Версальский дворец (Версаль - Франция)
You can watch this video on www.livejournal.com
Менуэт
Жан-Филипп Рамо (1683-1764)
Мари Жанна графиня Дюбарри - официальная фаворитка короля Франции Людовика XV-го.
Антикварный шоколадник (Лимож - Франция)
Любое художественное произведение, хоть сколько то претендующее на историчность, вынуждено отображать эпоху, которую описывает. В одном из романов известной серии книг французских писателей Анн и Сержа Голон об Анжелике (по мотивам этих романов поставлен пятисерийный франко-итальянский фильм), жившей в эпоху Людовика XIV-го, героиня открывает шоколадное заведение. Позволить себе это мог только тот, у кого был королевский патент на право продажи шоколада, получить который было очень непросто. Заведение это процветало и сделало его хозяйку, которую прозвали мадам Шоколад, баснословно богатой.
Сегодня всего за 2500 рублей вы можете купить почти полукилограмовый шоколадный бюст Анжелики и отомстить ей за красоту и богатство, откусив её красивую головку.
Вдохновиться на сей подвиг вам поможет просмотр соответствующей серии фильма о прекрасной и любвеобильной Анжелике.
Анжелика в гневе (оригинальное название фильма "Великолепная Анжелика") (1965) - второй из пяти фильмов про Анжелику
Экранизация романа "Путь в Версаль" - второй книги из серии романов об Анжелике, написанных Анн и Сержем Голон
В главной роли - Мишель Мерсье
Антикварный шоколадник (Лимож - Франция)
К середине XVIII-го века уже вся Европа по утрам и не только пила шоколад. Это прекрасно иллюстрируют картины замечательного швейцарского художника Жана Этьена Лиотара.
Жан Этьен Лиотар, родился в 1702-ом году в Женеве (Швейцария) и умер в 1789-ом там же. За свои 87 лет он прожил насыщенную событиями жизнь: побывал в Турции, любил восточную одежду и даже носил бороду, которую впоследствии сбрил по настоятельной просьбе своей жены. Художнику довелось работать при многих европейских дворах: в Риме, в Вене, в Париже.
Жан Этьен Лиотар
Автопортрет в красном колпаке
Женевская библиотека
И везде, где бы он ни был, Лиотар рисовал королей и известных и красивых или просто красивых женщин. Но всему миру он известен, в первую очередь, как автор знаменитой "Шоколадницы", украшающей стены Дрезденской картинной галереи.
Жан Этьен Лиотар
Завтрак
Старая Пинакотека (Мюнхен - Германия)
Жан Этьен Лиотар
Дама с шоколадом
Национальная галерея (Лондон - Великобритания)
Жан Этьен Лиотар
Завтрак семьи Лавернь (1754)
Частная коллекция
Антикварный серебряный шоколадник (Франция, конец XIX-го века)
Это всемирно известная картина Лиотара "Шоколадница" ("La Belle Chocoladiere" - прекрасная шоколадница). Картина признана шедевром. Написана она пастелью на пергаменте. Удивительно тонкая работа. Но ничто так не украшает любое явление, произведения искусства исключения не составляют, как легенда, окутывающая его.
У "Шоколадницы" тоже есть своя легенда, верней целая пачка легенд. Наиболее распространённая из которых гласит, что на картине изображена некая Анна Бальтауф (Anna Baltauf), которая, скорей всего, была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Именно при дворе её красоту заметил молодой принц Дитрихштейн. Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней. В качестве свадебного подарка принц заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему в то время в Вене, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел.
А дальше мнения "очевидцев" расходятся: одни утверждают, что в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: "Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку."
Другие утверждают, что с этими словами Анна после венчания обратилась к своему мужу, что было по достоинству оценено присутствующими аристократами, которые за эту фразу простили девушке её низкое происхождение. Лично мне эта версия нравится больше всего, вне зависимости от её подлинности.
Есть даже версия, что барышня была сколь красива, столь же хитра, и именно хитростью и при помощи советов своей матери-интриганки, такой, как мачеха в фильме про Золушку, она и охомутала принца.
Жан Этьен Лиотар
Шоколадница (1744-45)
пастель, пергамент
Дрезденская картинная галерея (Дрезден - Германия)
А есть самая вероятная, на мой взгляд, версия о том, что на портрете никакая не Анна Бальтауф, других портретов которой не сохранилось. И вообще неизвестно была ли Анна шоколадницей, а Лиотар нарисовал просто красивую девушку с шоколадом в чашке. Нарисовал изумительно хорошо, что и способствовало появлению всех этих легенд.
Единственное, что не подлежит сомнению, так это то, что на подносе у девушки стоят чашка с блюдцем, сделанные на первой в Европе фарфоровой фабрике, находящейся в саксонском городе Мейсене.
You can watch this video on www.livejournal.com
Музыка фейерверка - Менуэт
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Антикварный шоколадник (Пруссия, марка RS)
В благодарность художнику Лиотару за то, что он изобразил изделия мейсенского фарфора на своей картине, в 1843-ем году в Мейсене изготовили статуэтку - фарфоровую копию прекрасной "Шоколадницы".
Копия уже статуэтки выпуска 1920-ого года стоит в Дрезденском музее. А в магазинах можно купить современные копии большого и малого размеров, которые стоят 6700 и 3700 евро соответственно.
Кроме того в Баварии и в Тюрингии в 1900 - 1920-х годах прошлого века выпускали замечательных "Шоколадниц" - кукол-половинок (Half Dolls). Их ещё называют чайными куклами. Им можно сшить платья или юбки самостоятельно, как подскажет фантазия. Использовались эти куклы для украшения игольниц, пудрениц, в качестве грелок на чайники и просто как коллекционые экземпляры. Кстати, стоят эти антикварные куклы порядка 1500-2000 евро.
You can watch this video on www.livejournal.com
Аллегро (в современной обработке)
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Исполняет - ансамбль "Rondo Veneziano"
Антикварный колокольчик для вызова (Германия)
В Венгрии, в Будапеште, на площади Вёрёшмарти (Vörösmarthy) находится легендарный в своей стране кондитерский Дом "Гурме Самош" (SZAMOS GOURMET PALACE). Считается, что лучшие фирменные сладости можно купить именно там.
Дом "Гурме Самош" это одновременно кафе, шоколадный магазинчик и школа шоколатье. Славится это заведение своими изделиями из марципана, делать которые, по легенде (а как же без легенды?!), основатель этого заведения некто Младен Савитч (судя по имени, по происхождению он не венгр, а, скорей всего, хорват) научился у заезжего датского кондитера. Этому искусству Младен выучил всю свою семью, так и началась история этого кондитерского дома.
Но нам это заведение для сладкоежек интересно тем, что у входа гостей встречает девушка с подносом в руках, несущая горячий шоколад. Это точная копия красивой барышни с картины "Шоколадница" Жана-Этьена Лиотара. Сделана эта фигура в полный рост, причём целиком из марципана. Сладкая барышня и в прямом, и в переносном смыслах этого слова. Так что её можно было бы и укусить. Хотя, вряд ли хозяева это одобрят - барышня ведь недешёвая: 70 кг марципана и 800 часов работы! Кроме того, срок годности марципана уже давно вышел да и пылью она припала от времени. Нет, уж лучше Анжелика - она хоть свежая и в коробке.
Марципан - смесь миндаля и сахарной пудры (или сахарного сиропа), измельчённая до консистенции муки.
Антикварный шоколадник (Австрия, марка MZ, 1900-е годы)
Коль скоро "Шоколадница" Лиотара стала своеобразной рекламой мейсенского фарфора, то стоит вспомнить об изделиях этой замечательной марки.
В 1707-ом году в немецком городе Мейсене (Майсене), в Саксонии, аптекарь и алхимик Беттгер сумел раскрыть секрет получения фарфоровой массы, а также разработал процесс обжига керамики и глазури. На тот момент этим секретом владели только китайцы, так что фарфор ценился на вес золота.
В 1710-ом году была открыта первая в Европе фарфоровая Мануфактура в городе Мейсене, где уже почти 300 лет производят одни из самых лучших фарфоровых изделий Европы.
Два скрещенных меча синего цвета (фирменный знак фарфора из Мейсена) - один из самых престижных логотипов среди поклонников настоящего фарфора. Мейсенский фарфор высоко ценится во всем мире с момента его появления.
Утренний шоколад
Статуэтка (Мейсен, XX-й век)
Деятельность Мейсенской мануфактуры специалисты разделяют на 3 этапа:
период становления (основное изучение фарфора, создание новых красок - это время алхимика Беттгера) - до 1722-го года;
"живописный" период (изготовление раскрашенной посуды и декоративных ваз - время художника Херольда) - с 1722-го до 1733-й года;
"скульптурный" период (изготовление сначала крупных, а затем мелких фигурок - время скульптора Кендлера) - с 1735-го по 1760-й годы.
"Живописный" период характеризуется яркими красками и большим количеством китайских мотивов на посуде. Изначально фарфор воспринимали как восточную красоту. К эскизам этого времени относят "золотых китайцев", "красных с золотом драконов и петухов" и различные рисунки цветов, экзотических птиц, львов, сцен из китайской жизни.
Во время "скульптурного" периода фарфор стал уже не столь экзотическим материалом, поэтому в конце 1720-х - начале 1730-х годов художники Кирхнер и Кендлер создали целую серию фигур святых и животных большого размера. Однако при обжиге больших фарфоровых масс материал оседал, трескался, поэтому проект пришлось закрыть и перейти на малую скульптуру. Особо известные эскизы того времени были позже скопированы и другими фарфоровыми заводами: серии "итальянские комедианты", "обезьянья капелла", придворные дамы и кавалеры, ремесленники, уличные торговцы, крестьяне, солдаты, мифологические персонажи, птицы и животные, сложные аллегорические композиции и пасторали.
В третьей четверти XVIII-го века популярность начали завоевывать статуэтки дышащих здоровьем немецких детей, представленных в образе древнегреческих богов, аллегорий времен года, садовников и виноградарей.
Сегодня, выбирая антикварный мейсенский фарфор, вы в любом случае купите копию. Разница в цене одинаковых копий обусловлена только тем, выполнена ли копия в XIX-ом веке или в XX-ом. Тем не менее встречаются и подлинные образцы, которые сделаны в XVIII-ом веке. Такие, к примеру, как эти шоколадник и чашка для шоколада, расписанные художником Кристианом Фридрихом Херолдом, приблизительно 1735-го года выпуска:
Антикварный фарфор из Мейсена
Танцующая пара
Статуэтка (Мейсен, XX-й век)
You can watch this video on www.livejournal.com
Менуэт из Дивертисмента ре мажор
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Мейсенский фарфор украшают всевозможными цветочными букетами, орнаментами, изображением музыкальных инструментом, птиц, зверей и рыб. И всё же среди огромного разнообразия рисунков лично мне особенно интересны городские пейзажи и самые известные красные мейсенские розы, которые можно встретить на всевозможных изделиях мейсенских мастеров.
Вот и наши старые знакомицы - куклы-половинки тоже украшены фирменными мейсенскими розами. Явно прослеживается связь с куклами-шоколадницами: тот же поднос, та же косынка, заправленная в фартук, но посуда на подносах у этих кукол чайная.
Антикварный шоколадник (Саксония, Мейсен, 1755)
Кобальтовый шоколадник с изображением "La Belle Chocolatiere" Лиотара с одной стороны
и цветочного букета с другой (ручная роспись)
Австрия (XIX век)
Click to view
Поль Мориа - Менуэт
Оркестр Поля Мориа
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА