Лакокрасочный бурлеск Второго Выпуска

May 18, 2017 16:39

Краеугольная беда Второго Выпуска Стражей в существовании первого фильма. И в его - первого фильма - великолепии. Диснеевские продюсеры сильны в математике и любят play safe. Первые Стражи Галактики были экспериментом: визуальным, концептуальным, сценарным - и никто туда чрезмерных надежд не вкладывал. Но фильм не только удался и притащил горсть монет в хулиганских ладошках. Он обнаружил эстетическую тенденцию, тренд, который работает: лакокрасочный бурлеск плюс ностальгическая атрибутика нашего детства. Упускать очевидное преступно. Запах золотого дна у большого математика провоцирует импульс однозначный: сесть на коня - и поехать.




И поехали! Стивен Стрэндж разбирается в Pink Floyd с безупречной точностью, а психоделические миры, через которые доктор хирургии путешествует, перенасыщены цветом и фракталами. Как, между прочим, и обложки альбомов тех же Pink Floyd. Трейлер грядущего Thor: Ragnarok брызжет разноцветными инопланетянами, безудержным весельем и диско-шрифтами девяностых. К счастью, такая формула - далеко не самый последний образец для подражания. Я, например, очень люблю яркие краски и ностальгические фетиши. Вся соль в дозировке и чувстве момента. Первые Стражи обладали потрясающим чувством момента. Винтажная музыка и пасхальные сюрпризы были разложены виртуозно. Незатейливые шутки использовались в нужную секунду, подчёркивая ситуацию и контекст. А когда не было нужно - не использовались. Поэтому почти всегда было смешно. Грань между изяществом и вульгарностью нащупывалась безукоризненно, например, при упоминании Квиллом картин Поллока в ультрафиолете.



Второй Выпуск демонстрирует принцип «всё, что вы так любите, только побольше, побольше!» И здесь начинаются проблемы. Облили слезьми умиления малыша Грута, танцующего под The Jackson 5 в эпилоге первого фильма? Вот вам экспозиция про малыша Грута на десять минут, посвящённая умилению и танцам! Пришёлся по душе искромётный юмор на грани фола? Вот вам пулемётная очередь острот о какахах, сосцах и прочих предметах молодёжного вожделения! Мало? Вот вам непрерывная череда гэгов по поводу и без, и чтобы праздник не кончался!



Вообще шутки - самое слабое место фильма. И дело даже не в избыточной их сортирности (хотя порой маэстро Ганн забывается, и наружу лезут уши его Movie 43). Я прочитал Гаргантюа и Пантагрюэля в восемь лет и к туалетному юмору умею отнестись с любовью. Вопрос в уместности. Зачастую попытка схохмить того или иного героя Второго Выпуска совершенно не вяжется с происходящими в данный момент событиями. Словно в написании диалогов сценаристы руководствовались не поворотами сюжета, а изначально заданными биографиями персонажей. Ракета ершист, раним и пытается отталкивать близких людей? Отлично - пущай он невпопад ёрничает, отпускает замечания, никак не мотивированные текущей ситуацией. Дракс грубый, искренний и туповатый? Пусть ему другие герои «бросают мяч», чтобы он мог обнажить свою широкую душу! Как, по сюжету не время «бросать мяч» и развязывать юморной стендап? Да плевать! Больше шуток!



Аналогичным образом развёртываются и душевные излияния. Если в первых Стражах такие сцены всегда вытекали из происходящего (момент в баре на Руднике Забвения, например) и никогда не «пережимали», то здесь они выглядят независимыми, как в Элен и ребята, эпизодами, вставленными в промежутках основного повествования. Герои просто разбиваются на парочки, уединяются и - да, изливают душу.



Наверное, мой сердобольный читатель может подумать, что фильм плох. Это не так. Вы же помните: за редким исключением, я стараюсь не уделять внимания неудачным произведениям мифотворчества. Второй Выпуск очень хорош. Например, внезапно, сюжетом. Традиционно в развлекательном кинематографе сценарию достаётся меньше всего старания и таланта. Что прискорбно, ведь он - сердцевина всего. Здесь же, если отбросить ситкомовские перебивки, повествование имеет логику (насколько это возможно в рамках визуальных законов вселенной) и продуманную, пусть и простую, фабулу, не дающую трёхчастной структуре фильма развалиться. Да ещё совершенно немыслимая для Марвела на больших экранах вещь: солидный злодей с внятной мотивацией.



Разумеется, вторые Стражи сильны картинкой. Она не просто привлекательна для глаза - ещё бы фильм об американской мифологии не радовал сетчатку, где это видано! - и не просто нарастила количественные объёмы. Вновь отовсюду выскакивают тёплые пасхалки и теребят настойчиво ребёнка в сердце. Золочёные операторы космических беспилотников - представители расы безупречных - ведут себя как завсегдатаи зала аркадных автоматов; Сталлоне, как в лучшие времена, мужественно тянет уголки губ вниз; Рассел щедро разбрызгивает вокруг харизму; макияж алиенов вновь воскрешает чудесные дизайны восьмидесятых - линеек солдатиков Hasbro и мультсериалов по ним. А ещё навигатор Квилла - это модифицированный Mattel Electronic Football, портативная игра 1977 года выпуска.



И конечно же тут есть замечательный Йонду. Приятно синий, небритый, точно продублированный, бесконечно сентиментальный. Песня Father & Son Кэта Стивенса - главная музыка Йонду - подобрана идеально. И у него есть моменты по-настоящему трогательные, за уши не притянутые. Жаль, что не все. [Spoiler (click to open)]И жаль, что больше его мы не увидим. Его лебединая песня здесь аналогична кульминации Грута в конце первого фильма. С той лишь разницей, что окончательна и бесповоротна.



Наверное, Второму Выпуску было бы сложно оправдать все мои ожидания: таковых я приготовил слишком уж много. Но, в любом случае, получилось. Да, нужно было деликатнее: где-то чуть глубже, где-то чуть точнее, где-то чуть остроумнее. Однако всё ещё это кино много изумительней той массы, которой индустрия грёз каждый день предлагает нам отвлечься от скуки.



___________________
Ещё про кино:
Об изгнании призрака из доспехов
«Молодой папа»: конец постмодерна
Про «Ла-Ла Ленд»
И всё же о чудесном рогалике

кино, marvel

Previous post Next post
Up