Ну и всё-таки о Паучках

Dec 17, 2018 17:16

Человек-паук по своей глубинной сути - герой исключительно про молодость. А в чём смысл молодости? В свежести. У тебя может быть сколько угодно прожитых лет, и пузо пусть вываливается по-над трениками, но если ты не банален, а свеж - ты молод. Последнее время фильмы и о Человеке-Пауке, и о прочих персонажах Marvel, и о супергероях вообще - утратили в большинстве своём свежесть. Их колея проторена, их формулы вызубрены, их художественные приёмы сродни множительной технике. Into the Spider-Verse делает всё по-своему, как сейчас НЕ принято в застоявшемся жанре о парнях и девках в практичных кальсонах, и поэтому сразу же выигрывает симпатии.



Контекстуально фильм полностью укладывается в постмодернизм, не взрывая разум новаторскими откровениями, однако инструментарий, лежащий, казалось бы, на поверхности, он использует совершенно неожиданно и дерзко. Ну вот вроде бы: если уж фильм по комиксам, то почему бы не использовать те художественные преимущества, которые предоставляет форма комикса? Очевидная вещь, но все боятся выходить за рамки привычного. А новые Паучки не испугались и мощно плеснули в нас отточенной стилизацией под первоисточник. Яркие цвета, броские линии, паттерны, имитирующие растровую сетку, бабблы с репликами (дозировано и ненавязчиво, только чтобы подчеркнуть атмосферу конкретных сцен). Очень здорово обыграна операторская расфокусировка в кадре: предметы и планы, находящиеся не в фокусе, не размываются, как обычно, а раздваиваются в разные стороны по CMYK'у, как будто несведение полиграфических плёнок.



Фильм получился страшной красоты. Он сочный, балетный и визуально продуманный в мелочах. Именно таким и должно быть кино про Человека-паука. На него просто приятно смотреть. Единственное художественное решение, которое мне не понравилось, это заниженная частота кадров анимации. Видимо, она тоже должна была работать на создание эффекта ожившего комикса, но в некоторых сценах из-за неё немного рябит в глазах. К счастью далеко не во всех: благодаря бешеной динамике большей части хронометража никакого мельтешения не ощущается.



В постмодернистском ключе Into the Spider-Verse подходит и к дизайну персонажей, используя деконструкцию по Жаку Деррида. Публика в интернетах неоднозначно восприняла изменения в каноне архетипических злодеев, а вот мне все они исключительно по душе. Например, Скорпион - это гротескная технократическая карикатура на тот блеклый образ, что представлен был нам в Spider-man: Homecoming, получившаяся намного ярче. А Фиск, формой тела напоминающий скорее об артхаусных европейских мультфильмах, характером своим тяготеет к эпохальному Фиску из телесериала Сорвиголова. И конечно же Доктор Осьминог, занимающий особое место в моём сердце по понятным причинам, имеет здесь радикальную трактовку, но и она пришлась мне чрезвычайно по вкусу.



Облик положительных героев подвергся в фильме меньшим пертурбациям, однако весь смак в их количестве и грамотном соотношении характеров. Конечно же, по-настоящему сияет здесь Питер Паркер, выступающий в роли наставника юного протагониста Майлза Моралеса. Он усталый, раздобревший, немного вальяжный, немного циничный, с небритой физиономией, но по-прежнему тот самый Спайдер-мен. Я ходил на фильм с сыном и всё никак не мог понять, кто здесь таргет-аудитория - я или он. Вообще это потрясающе. На горизонте маячат двадцатые годы XXI века, а современная молодёжь от пяти до одиннадцати без ума от Человека-паука. И девочки, и мальчики. Поэтому в моих отношениях отец-сын сейчас самое золотое время: я знаю ответы на все вопросы ребёнка и нам интересно друг с другом. Невероятно. Хочется рвать траву, и пролилась слеза.



Ввернуть в фильм аж шесть Человеков-пауков стало идеальным решением. Во-первых, это дало возможность избежать провисаний в повествовании: пусть каждому досталось меньше экранного времени, чем могло бы быть, но всякое появление по делу, а главное - не возникает ощущения, что сценаристу нечего сказать и он просто тянет время; персонажи очень точно вставлены в мозаику фабулы. Во-вторых, это в очередной раз делает картинку фильма намного живее. Помните, как в аниме Ergo Proxy, когда Пино попадает в квазидиснеевский мир и её сопровождают два квазидиснеевских персонажа, нарисованных и анимированных совсем не так, как всё остальное вокруг? Вот и здесь: Нуаровый Человек-паук монохромен и разговаривает байроническими монологами, как персонаж Sin City; Спайдер-хэм по-мультяшному двухмерен, комичен и даже аккуратно играет на территории поросёнка Порки из Looney Tunes. Анимешная Пени Паркер, пилотирующая меху, на мой вкус, немного не дорисована до идеала, но все краеугольные клише нашей любимой луноликой формы мифотворчества в ней уловлены довольно точно. Ну и конечно же Женщина-паук, Спайдер-Гвен, - совершеннейшая красотка и мечта. Мне думается, что про неё стоит написать отдельный текст, ибо мне есть, что сказать по теме профессионально.



И последнее, что касается наших дорогих симулякров, главного орудия постмодерниста. Как вы помните, я часто жаловался на пресыщенность симулякрами и на засилье оных в современном искусстве. Так вот оказывается, вся штука в том, насколько талантливо и деликатно эти симулякры используются. Into the Spider-Verse очень иронично обращается с паучьим наследием: здесь есть и прямые цитаты сцен из фильмов Рэйми и Уэбба, и насмешка над избитостью паучьей origin story, которая у всех уже отскакивает от зубов как Пушкин. Фильм очень трогательно прощается со Стэном Ли, без излишнего пафоса и как-то искренне. И после титров спрятан (в кои-то веки!) по-настоящему смешной гэг, которого стоит дождаться.



Но помимо всего этого здесь есть ещё одна очень интересная пасхалка, на которую, по моим наблюдениям, до сих пор не обратил внимания никто в интернетах, в том числе англоязычных (я, правда, не очень внимательно шерстил, если найдёте, поделитесь, пожалуйста). Возможно вы слышали, что до того, как Сэм Рэйми взялся за экранизацию Спайдер-мена, снимать о похождениях Питера Паркера планировал Дэвид наш Кэмерон. И возможно вы даже читали сценарий планируемой картины. Главным антагонистом там должен был быть Отто Октавиус, который кульминационно открывает портал в параллельное измерение. В сценарии подробно описывается визуализация финального замеса: наша реальность причудливо искажается под воздействием портала, и пространство вокруг - все предметы и вся геометрия - начинает выглядеть как на картинах Дали и Пикассо. Так вот, финальный замес Into the Spider-Verse чертовски точно подходит под это описание! Мало того, что Доктор Осьминог имеет непосредственное отношение к этой сцене, вся она выглядит именно как кислотный трип и шедевр абстракционизма. Не знаю, сознательно ли использовался здесь тот старый сценарий (и использовался ли вообще), но я улыбнулся. И мне было хорошо.



Хорошо, когда жанру всё ещё есть, что показать.

___________________
Ещё про кино:
Ну и всё же о Ломающем интернет Ральфе
Infinity War: П. С. - П. С.
Сермяжная правда Ваканды
Капитан Америка: Троянская война
Я ем грунт!
Big Hero 6

кино, marvel, комиксы

Previous post Next post
Up