Текст содержит спойлеры к финалу Войны бесконечности в последнем абзаце. В последнем! Я вас предупредил.
Если вы задумались, отчего в заголовке написано «П. С. - П. С.», вы, скорее всего, ещё не посмотрели занимательное кино про войну бесконечности. Остальные наверняка уже смекнули и тихонько хихикают себе. Рекомендую к оным присоединиться. Главное достоинство фильма - уверенность в себе. Когда кто-то уверен в себе, такому сразу хочется многое простить. Например, простоту или логическую неувязку. Война бесконечности совершает сразу несколько бодрых поступков, многие из которых отличаются не только смелостью, но и сообразительностью.
Кино совершенно бесстыдно отталкивается своей экспозицией от событий предыдущих фильмов киновселенной Марвел и без зазрения совести оперирует фактами оттуда же. Оно принимает за данность, что зритель знает канон назубок, и нечего разжёвывать ему очевидные вещи. И знаете, я приветствую такой подход. Совсем не потому, что сам видел все фильмы (далеко не все среди них были достаточно достойны и увлекательны). Просто мне чрезвычайно любопытен формат, придуманный Кевином Файги сотоварищи десять лет назад. Пока телесериалы успешно осваивают художественные приёмы (и бюджеты) большого кино, большое кино пробует принципы телесериалов - на макроуровне.
И если когда-то можно было, оттопырив мизинец, побрюзжать, что, дескать, каждый фильм MCU не самодостаточен и индивидуальной эстетической ценности не представляет, а смотреть их скопом - ужасно скучно, то сегодня мне такое ворчание представляется тщетным. Есть особое удовольствие в том, чтобы сводить вместе все эти, в сущности, незатейливые сюжетные линии и фельетонных персонажей. Это как в детстве, когда ты собираешь солдатиков из разных наборов: пиратов, витязей, ливонских рыцарей,
монстриков, весёлых человечков, черепашек-ниндзя - а потом сталкиваешь их в смертельном головокружительном балете. Никакой скуки.
По доброй традиции, этого кадра в фильме нет.
Войну бесконечности смотреть увлекательно именно в таком ключе. Чудовищный переизбыток персонажей на квадратный метр вместо того, чтобы превратить картину в хаотичное месиво, здесь внезапно начинает работать на композицию. Почему супергеройское кино в целом сегодня приедается? Потому что каждый фильм из раза в раз повторяет одну и ту же схему трёх актов, одни и те же ускорения и замедления темпа. Из-за этой предсказуемости смотреть эпизоды с замедлением стало ужасно скучно. Война бесконечности себе такой роскоши позволить не может: в ней слишком много высокооплачиваемых актёров. Поэтому тут всё время что-то происходит, все постоянно заняты балетом и конструктивным выпендрёжем, времени на реплики-филлеры и бессмысленные перебивки просто нет. И опять же есть что-то из детства в наблюдении за тем, как мифологические персонажи начинают мериться самомнением и крутизной. Когда я был маленький, подобный восторг у меня вызывала двадцатая глава Илиады, где боги непосредственно присоединяются к битве и начинают пикироваться. Разумеется, если применять к Войне бесконечности принципы
Рационального Гарри, то логика фильма будет погребена под валом упущенных и непродуманных возможностей. Но критиковать фильм за это не хочется: при таком обилии совершенно невероятных способностей героев, учесть все возможности нереально. Так же, как и в Илиаде. Если подойти к осаде Трои или вот к описанной в двадцатой главе битве богов с инструментарием Рационального Гарри, сразу становится понятно, что город можно было бы захватить гораздо быстрее. Но мы же не говорим, что Гомер слаб воображением! Думается мне, здесь кроется главная привлекательность супергероики: она пробуждает в нас древнее и дремучее, но (редкое сочетание!) бесконечно трогательное представление о том, что силы природы и законы физики обладают эмоциями, спорят друг с другом, обмениваются колкостями, работают плечом к плечу и вообще ведут себя как мыслящие обаятельные остолопы. Как и первые Мстители, нынешние третьи именно об этом.
Только в отличие от всех предыдущих Мстителей, в Войне бесконечности наконец-то завёлся замечательный негодяй. Я всегда категорически считал, что история о добре и зле, где зло - просто буффонада, не может получиться сильной. В том числе и поэтому моим любимым супергероем был и остаётся Бэтмен: его основные антагонисты выразительны, психологичны и бросают реальный вызов герою, как физически, так и интеллектуально. Киновселенной Марвел этого катастрофически не хватало (приятным исключением стал Эго во
вторых Стражах галактики, но впечатление от него смазывалось общей сумбурностью самого фильма и не всегда талантливым юмором). Мотивация Таноса предельно проста, но подана столь же убедительно, сколь убедителен motion capture Джоша Бролина с лиловой челюстью кита. Я не стал бы переоценивать психологическую глубину Таноса, как это делают сейчас многие экзальтированные СМИ, например,
Washington Post, но нельзя отрицать, образ получился эмоционально завершённым. Характер Таноса такой же приятно округлый, как и его череп. В нём действительно закрыты все личностные лакуны, свойственные злодею картонному. Например, самая хрестоматийная дыра любого хрестоматийного злодея: «Что ты будешь делать, когда уничтожишь мир?» - здесь мало того, что артикулируется напрямую, так ещё и получает прямой ответ. Очень простой, но чертовски изящный.
Однако самый главный поступок фильма, это его финал, поэтому, если вы ещё не посмотрели фильм, но собираетесь, бросайте читать прямо сейчас и бегите в кино. Дело даже не в том, что антагонист одерживает абсолютную победу над героями, хотя одно это можно засчитать за game changer и прорыв в жанре. Дело в том, как Танос это делает. По сути Танос - классический архетип обывателя из глубинки. Простой рукастый мужик с патриархальными представлениями о чести и достоинстве, немногословный, басовитый, извращённо, но искренне понимающий любовь, голосующий наверняка за республиканцев и - самое главное! - мечтающий о даче. Именно поэтому его объяснение своей геноцид-авантюры желанием просто посидеть в тишине на крылечке и насладиться рассветом выглядит настолько убедительным: это чрезвычайно жизненная, человеческая мотивация. Поэтому, разодрав наших харизматичных героев в пух и прах, он улетает на дачу, сидит на крылечке и тихо любуется рассветом. Пацан сказал - пацан сделал. Всегда бы так.
___________________
Ещё про кино:
Сермяжная правда Ваканды Капитан Америка: Троянская война Я ем грунт!