Часть вторая: 50 оттенков фиолетового
Настало время, котанцы, завершить наше поверхностное, но искреннее повествование об эволюции чернодраконьего замка в Хероёзах Меча и Магии. Сегодня мы посвятим экранное время новейшей, так сказать, истории и посмотрим, каково чёрным драконам и их сподвижникам приходится в Асхане. Если вдруг по каким-то немыслимой случайности вы пропустили первую, ностальгическую часть настоящей ретроспективы -
бегом навёрстывать упущенное и расширять кругозор, там много вкусного, - и сразу назад!
В прошлый раз мы остановились на том, что создатели чудесного и манящего Энрота и сменившего его Аксеота почили (в финансовом смысле) в бозе, а "геройская" франшиза перешла к рукастому Убисофту.
Последний решил начать серию с нуля, сотворив новый сеттинг, новый облик, новую историю, решительно отбросив старенькую вселенную и наработки предшественников. Таковые наработки, между прочим, имелись - и прежде, чем мы обратимся к свежему, перенасыщенному разномастными драконами лору Асхана, давайте посмотрим, каким мог бы стать замок чёрных драконов в пятых Хероёзах от New World Computing, если бы те не обанкротились.
В неслучившейся игре планировалось шесть фракций, четыре из которых были частично сформулированы и худо-бедно отрендерены: люди-рыцари, похожие пурпурными одеяниями на предшественников из четвёртых Героев; природно-лесной замок, традиционно эльфийский, но с явным звериным уклоном, по-прежнему возглавляемый фениксом; некроманты, без которых нынче никуда; и, конечно же, наши бараны, которых можно лицезреть на картинке чуть выше. При взгляде на подобный лайнап, трудно сказать с уверенностью, стала бы эта фракция наследницей Подземелья-Психушки или всё же Болота-Крепости из третьих Героев, поскольку целиком и полностью она состоит из (наверняка жаждущих мирового господства) рептилоидов. Однако, раз уж венчается лайнап чёрным драконом, сочтём этих ребят за своих.
Можно по-разному воспринимать качество этого несбывшегося дизайна (он, пожалуй, получше того, что мы наблюдали в предыдущей серии, однако всё равно тянет от него чем-то таким плоским и стерильным), но лично меня здесь больше всего смутило то, что ляжет в основу формирования фракций в Убисофтовых Хероёзах: концепция "фракции", как чудесного собрания самых разнообразных мифобиологических видов, объединённых общей темой, превращается в концепцию "расы", когда всю армию (или большую её часть) составляют представители одного народа. Такое дизайнерское решение предпочитают 90% игр стратегических жанров, именно по этому же пути пойдут и Хероёзы Асхана. Но уже в несостоявшихся пятых Хероёзах от NWC, видна эта тенденция: ящерица-рубака, ящерица-лучник, ящерица-кудесник. Даже виверна, гидра и чёрный дракон здесь, так или иначе, сущие ящерицы. И это, чёрт возьми, пугает!
Ну и ладно, такой игре всё равно не сложилось увидеть свет. Зато сложилось убисовтовскому Асхану - миру, в котором всё живое произошло от драконов, и где история попыталась уйти от стереотипов чистого добра и зла, позволив всем действующим силам померцать гранями в смысле морали и симпатии к себе. И вот тут-то начинается бешеная, просто неистовая диалектика. Я уже давно заметил удивительное свойство Убисофта, этого гекатонхейра игровой индустрии: вся его продукция буквально соткана из противоречий. То он выдаёт на-гора будоражащие воображение шедевры, то принимается вытворять такое, что опускаются все доступные руки и прочие члены. От недоумения. Пятые Хероёзы стали во многом квинтэссенцией этой противоречивой натуры Убисофта, а Подземелье в игре - квинтессенцией квинтессенции.
Взяв на вооружение помянутую концепцию "титульных рас", создатели Асханового лора населили Подземелье тёмными эльфами. Теперь бывшая армия Чернокнижника больше чем наполовину состоит из тёмных эльфов, различной профориентации. Ну да ладно. Я всегда очень любил тёмных эльфов. Практически в любой из существующих трактовок. Знаете, все эти милые интеллигентскому сердцу шалости: скользящие тени, закулисные интриги, провокационные скульптуры, матриархат, женское доминирование, латекс... А тут им ещё и выделили, в качестве основного геральдического, фиолетовый цвет. Я обожаю фиолетовый цвет! Казалось бы, всё сделали, как надо: любимая фэнтезийная цивилизация, любимый цвет, да ещё и прекрасно всё сочетается с форматом Подземелья/Чернокнижника из старых, родных Хероёзов. Где же тут подвох, спросите вы? Подвох, котанцы, получился серьёзный.
И поток праведных претензий направить следует не только к издателю, но и к нашим соотечественникам из Нивала. При всей, казалось бы, красоте и стройности мрачных эльфийских воинов и сопутствующих им бестий, совершенно непонятно, почему все они как две капли воды похожи на воинство тёмных же эльфов из вселенной Вархаммера? Нет-нет, речь идёт не о заимствовании каких-то отдельных черт или идей. Совершенно очевидно, что сегодня изобрести велосипед в фэнтезийных жанрах довольно сложно - и многие вещи будут перекликаться между собой, переходя от одного волшебного мира другому. Но как можно просто взять - и скопировать весь дизайн практически один в один?! Хероёзовые Фурии повторяют вархаммерских Ведьм чуть больше, чем полностью - вплоть до причёски, архитектуры сексуализированной брони и набедренной повязки с черепом! А шпионы-арбалетчики? А гидры с характерными пластинами на головах? А матроны с плётками-змеями? А наездники на гигантских ящерах? Ощущение такое же, как когда слышишь из киоска: "Американцы, аха-аха, пришли на танцы, аха-аха" вместо "Hey, midnight dancer, oho-oho, Hey, big romancer, oho-oho"! Единственным исключением, пробудившим ненадолго авторскую фантазию, стали минотавры. Таких в Вархаммере не было, а тем более в составе воинства тёмных эльфов: могучие, но порабощённые гладиаторы-амбидекстры в намордниках и с насадками-гуманизаторами на рогах. В целом, конечно, свежо, да и БДСМ-направленности нового Подземелья созвучно, однако многие отказались принять столь унизительную инкарнацию величественных быкоголовых воинов прошлого.
А ведь у истоков визуального воплощения Асхана стоял ещё и своеобразный французский художник Olivier Ledroit, который придумал интереснейшие эскизы для многих фракций новых Героев. Так, например, тёмные эльфы Асхана в его прочтении получили вовсе не вархаммерский, а скорее венецианский, маскарадный колорит.
И хотя многое в работах Оливье спорно, например, излишняя вычурность и обилие сомнительных в бою деталей, всё же его Подземелье содержало массу мощных дизайнерских идей, которые так и не получили развития ни в пятой серии Хероёзов, ни в идущей следом за ней.
В Хероёзах за номером шесть случилась катастрофа: замок чёрных драконов не вошёл в первоначальный набор фракций игры вообще. Как это вышло и что происходило в то время в кулуарах Убисофта и подневольной ему конторы под названием Чёрная Дыра, так до конца и не ясно: издатели валили всё на разработчиков, а те - симметрично обратно, никто не соблюдал сроков, денег всем не хватало, в итоге Чёрная Дыра обанкротилась, и дополнение Shades of darkness, в котором появлялось, наконец, Подземелье, делали уже новые ребята под названием Виртуоз. Ну, и на том спасибо.
Видимо, Виртуозы решили учесть ошибки и творческую лень предшественников, и постарались сделать замок и армию тёмных эльфов максимально не похожей на Вархаммер, а заодно и вспомнить старые добрые времена третьих Героев. Вернулись знакомые нам созерцатели и мантикоры, минотавры вновь обрели независимость и уверенность в себе, эльфийские девушки вооружились чакрамами, а эльфийские юноши принялись подражать старым добрым бандитам с ножами. Кое-что было унаследовано и от "венецианского" виденья Оливье: так, например, безликий прячет лицо под карнавальной маской, а его крылья, как и у чёрного дракона, похожи на паруса огромной бабочки и несут на себе множество сияющих глаз.
Ну хоть теперь-то всё в порядке с нашим Подземельем? Увы, нет. Если в прошлый раз создателям тёмных эльфов Асхана изменило воображение, то в этот раз им изменил художественный вкус. Я ведь уже говорил, что очень люблю фиолетовый цвет? Так вот: здесь фиолетового цвета так много, что подташнивать от него стало даже меня. В Подземелье шестых Хероёзов, как в стране Мигунов, фиолетово буквально всё: дома, стены, статуи, скалы, пропасти, грибы, вода, тёмные эльфы, одежда тёмных эльфов, их оружие, их магия, их исподнее, их соратники. Как будто кто-то опрокинул на непутёвых детей Малассы громадную чернильницу. Зачем так - совершенно непонятно.
На горизонте сгущаются тени новой игры - седьмых Героев Меча и Магии. Убисофт усердно старается не ударить на этот раз в грязь лицом перед поклонниками серии, и поэтому придумал себе новый способ решения проблем: с большинством спорных вопросов издатели теперь обращаются к аудитории через официальный сайт игры. Какой фракции быть в игре - гномам или эльфам? А если всё же эльфам - кто должен быть в составе лесной армии? С одной стороны, такой финт ушами представляется симпатичным: живая обратная связь и диалог с игроками делает любому разработчику честь. С другой стороны, в свете ошибок прошлого, это смотрится как очередной кризис авторской фантазии. Так или иначе, сегодня уже доподлинно известно, что фракции Подземелья в игре быть, известен даже состав: к нам вернутся медузы, гидры и троглодиты, появятся новички в форме загадочных големоподобных конструкций из тёмной стали. Как всё это будет выглядеть и функционировать на поле брани - пока неясно. Единственный официальный эскиз, которым нас порадовали - это гидра.
Что ж, по крайней мере, она не ядовито-фиолетовая и отдалённо похожа на чудесную гидру из вторых Хероёзов - мимимишную и няняняшную. Посмотрим, что будет дальше. Может быть, чёрным драконам уже никогда не завоевать тех симпатий, что в прежние времена, но всё же определённый кредит доверия к Героям у меня сохраняется. И даже в случае самом печальном, никто не мешает запустить милые сердцу прошлые части и отдаться сочному и душистому пошаговому камланию.
____________
Прошлые выпуски Ликбеза в деталях:
Муглы Бархатная комната Замок чёрных драконов. Часть 1