"Вавилон" (2006)
Мультикультурный фильм о том, как семейная пара отправилась путешествовать в Африку, оставив детей на няню-мексиканку, и в этой Африке застряла (а все из-за того, что марокканские мальчики-пастухи немножко поразвлекались), а няне надо срочно уехать на свадьбу к сыну, и пропускать празднество она не намерена. Между африканской и американско-мексиканской линиями периодически еще вклинивается сюжет о глухонемой девочке из Японии, и его связь с остальным фильмом становится очевидна не сразу. Даже после того, как я разобралась, что к чему, мне казалось, что без японской линии уж точно можно было бы обойтись, но потом подумала, что и Япония тут нужна - она оттеняет суть показанного на экране Вавилона (без кавычек). И, кстати, "Вавилон" лучше смотреть с субтитрами: чтобы воспринимать его многоязычность без голоса переводчика.
Композицией, темой глубокой взаимосвязи между самыми разными людьми, которые могут даже не знать друг друга (или отсутствием этой связи), и тем, что в фильме в общем-то все герои являются главными, "Вавилон" напоминает
"Связи нет", а градусом житейского абсурда - неподражаемые
"Дикие истории". Анахронность повествования - очень интересный момент, усиливающий эффект вавилонского хаоса мироздания. Нежелание режиссера расставить все точки над i (пусть только во второстепенных линиях) тоже мне очень понравилось. На фоне разнообразия южноамериканских, азиатских и североафриканских лиц голливудские физиономии Брэда Питта и Кейт Бланшетт кажутся самыми неинтересными и примелькавшимися (и их герои, прямо скажем, не жгут - но и обедни не портят). Все принявшие участие в съемках детишки просто чудесные: как в самых разных ситуациях режиссер успешно добивался от них такой естественности?
В общем, отличный фильм. Общечеловеческий такой. О том, что бабушки всего мира похожи между собой, и деревенские праздники тоже одинаковы (в хорошем смысле), да и вообще все люди братья тоже - вне зависимости от культурных различий, которые в то же время тоже очень важны (капитан Очевидность). О том, как часто люди делают глупости (совершенно не со зла, а просто не подумав или желая добиться своей цели) и о страшных последствиях этих глупостей. О том, что и после этих последствий жизнь продолжается (если вам повезло выжить, конечно). Одним словом, "Вавилон" из всего киномарафона оказался самой созвучной картиной. И надо еще глянуть что-то из фильмографии режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
"Преданный садовник" (2005)
Фильм, оставивший самые неоднозначные впечатления. На внешнем уровне он рассказывает историю о том, как только женившийся сотрудник посольства уехал вместе с женой в Африку, где жена очень скоро погибает (это не спойлер), а потом кино ныряет глубже и оказывается детективом о журналистском расследовании в фармацевтической области и психологической драмой об отношениях героя с женой, коллегами и с самим собой. Что однозначно понравилось, так это метафоричность. Начинается она с самого названия (и для того, чтобы правильно понять его смысл, пришлось искать оригинальное название на английском), а продолжается диалогами с двойным дном, которые после очередного поворота сюжета начинают звучать совсем не так, как звучали пятнадцать минут назад. Ну очень здорово, прямо молодцы все те, кто приложил к этому руку. Финал в сюжетном плане тоже хорош: без клюквы и супергеройства. В эмоциональном плане к этому же финалу я отнеслась странно: вроде понимаю, что он трогательный и не без этой симпатичной метафоричности - а нет, не трогает. Несмотря на важность сама тема (недобросовестность в производстве лекарств) тоже не зацепила: возможно, это профдеформация, но что-нибудь про нарушения в авторском праве или про тяжкую жизнь учителей точно вызвало бы больший отклик. За хитросплетениями сюжета следила с интересом, но без глубокого погружения, потому что я просто не успеваю обрабатывать и осознавать все взаимосвязи в детективных линиях. Лучше всего такие фильмы смотреть, предварительно прочитав о всех деталях в подробном пересказе википедии, но кто же знал, что "Садовник" окажется именно таким.
Фильму 7/10, конечно, но с пометкой "не мое".
"Дуэль братьев. История Adidas и Puma" (2016)
Добротное немецкое кино об истории сначала плодотворного сотрудничества, а потом - непримиримого соперничества двух братьев, сделавших значительный вклад в современную спортивную индустрию. Темой развития бренда (брендов) "Дуэль" напоминает
"Основателя", но мне показалось, что по сравнению с фильмом про Макдональдс здесь больше внимания уделяется внутрисемейным отношениям и меньше - собственно производству, творческим озарениям и сложностям продвижения (хотя и это, конечно, тоже имеется). Снята "Дуэль" очень хорошо; мне кажется, что по манере съемки и по тому, что оказывается в кадре, можно угадать европейское кино - в каждом эпизоде так и чувствуется реальность, основательность и устойчивость зданий с многовековой историей. Добротно воссозданы примерно два десятилетия первой половины двадцатого века, актеры в начале действительно похожи, как братья (я отличала их сначала по наличию/отсутствию следов мордобоя на лице и по обручальному кольцу, но потом у побитого брата лицо зажило, а второй брат тоже женился, и я вконец запуталась), но к середине становится легче: то ли ты привыкаешь и научаешься различать героев и их жен, либо и впрямь они становятся разными (в том числе и по художественному замыслу режиссера).
С точки зрения сюжета "Дуэль" обходится без всяких неожиданностей: байопик об успехе предприятия - он байопик и есть. Интересно было про предвоенную Германию; этой линией "Дуэль" напомнила мне
"Академию смерти". Не очень понравилось, что полярность характеров братьев, которая поначалу показывает, как они дополняют друг друга, потом доводится до абсурда, и один из Дасслеров получается чуть ли не черствым истериком, а другой - нормальным таким надежным парнем, с которым всегда приятно иметь дело. Эпизоды, связанные с окончанием войны, показались какими-то фонящими и выбивающимися из общей атмосферы - возможно, из-за ненатуральности.
В общем, "Дуэль" я посмотрела с удовольствием. Хотя бы в таком виде узнать о зарождении и развитии всемирно известных брендов было любопытно (кстати, вполне вероятно, что предлагаемая фильмом история названия Пумы - клюква), фильму бы дала 7 из 10: это качественный приятный атмосферный фильм. Но, ИМХО, на один раз, потому что при повторном заходе там просто нечего высматривать (ну, помимо природных красот Германии, но для этого необязательно еще раз смотреть именно "Дуэль"; вместо нее можно вернуться к той же "Академии смерти", которую я уже пересматривала - и еще буду, несмотря на осознаваемые недостатки).
Зато я теперь высматриваю на одежде прохожих этикетки Адидаса и Пумы и думаю про всю предысторию вот этой вот курточки или толстовки.
К отзывам на фильмы