Немного о маркетинге и личных мозговых вывихах: произведение Юлии Кузнецовой зацепило меня названием. Кликанье по аннотации и понимание, что я не прочь почитать книжку, было следующим этапом, который не состоялся бы без привлечения внимания именно названием.
Что же такого эдакого в этом названии? Во-первых, чарующая лаконичность. Во-вторых, загадка. Пусть эта загадка раскрывается уже в аннотации, но, глядя на название, невозможно не задаться сразу кучей вопросов: что это за П такое? почему одна буква? почему она заглавная? почему без кавычек? почему "П" - именно дом? что же все это значит? Кстати, вот еще одно произведение с комплектом таких же фишек в названии и даже с тем же количеством букв, только для любителей научной фантастики с социальным уклоном:
Три "Л". Третий цепляющий момент тут будет уже не чарующе-загадочным, а личным, касающимся моей страсти умозрительно коллекционировать разные странные штуки - и в том числе и "дома", то есть литературные произведения, в которых есть слово "дом", стоящее первым:
"Дом, в котором",
"Дом странных детей",
"Дом ста дорог",
"Дом на Манго-Стрит",
"Дом судьи". Есть еще "Дом на краю земли", который я не читала. А вот теперь и "Дом П" в этот списочек добавляется. Вашего полку прибыло, товарищи!
Что касается книжки, то впечатления приятные, но не шапкозакидательные. Ее автор, неизвестная мне доселе Юлия Кузнецова, оказывается, лауреат премии В.П. Крапивина, что не может не располагать в ее пользу (и лауреат других премий, о которых я ни сном ни духом). К тому же, если судить только по "Дому П", премия, на мой взгляд, вполне заслужена - даже несмотря на все недочеты произведения, которое повествует о типичной жизни типичной российской семьи из папы, мамы, двух дочек и бабушки. Они теснятся все вместе в одной квартирке, нервничают на работе, сидят в интернете, ходят в фитнес-клубы, сталкиваются с типичными сложностями в отношениях с родственникими/коллегами/сверстниками, едят приготовленные бабушкой пироги и все такое. Это все такое заканчивается, когда папа решает отправить свою мать в санаторий, являющийся по сути домом престарелых. Чем обусловлено такое решение, вопрос спорный: может, папа исходит из благих намерений, а может, из чистого эгоизма и слабоволия. Впрочем, я не беспристрастна, потому что папа, по-моему, - самый неприятный и мутный персонаж во всей истории. Ближе к концу автор пытается его реабилитировать, но, опять же ИМХО, получается не очень.
Однако главный герой книги - это, конечно, бабушка. Бабушка Женя, потому что помимо нее в Доме П хватает и других бабушек (но и дедушки там тоже есть). Она неунывающая (хотя иногда и плачет в подушку - а кто бы не плакал, будучи вырванным из привычной среды и засунутым в дом П?), авантюрная, неугомонная, одним своим присутствием оживляющая тухленькую атмосферку Дома П - и немножко похожая на безумную бабушку из Бакмана (
"Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения"), что, прямо скажем, в моих устах является отнюдь не комплиментом. Раз уж речь зашла о параллелях с другими произведениями, то я не могла не сравнивать Юлию Кузнецову с Кристиной Нестлингер (не только из-за общей семейной темы, но и из-за огурцов и дракончиков - Sapienti sat), и в этом сравнении я бы назвала Кузнецову перспективным автором, а Нестлингер - мастером детской литературы. В общем, из-за этих сравнений у меня от "Дома П" осталось ощущение некоторой вторичности; однако тот, кто не читал ни Бакмана, ни Нестлингер, вероятно, может быть избавлен от привкуса подражательности. Еще мне казалось, что со временем в повествовании что-то не так: вроде бы только что описывался первый день бабушки в Доме П, и вот она приходит в свою комнату и получает смску от внучки, которая уже две недели идет без бабули в разнос. Может, конечно, это я очень невнимательно читала - известно, что я так умею, - но все-таки... И подобные царапающие моменты встречались не один раз и даже не два.
Впрочем, на этом с критическими замечаниями пора заканчивать, потому что в остальном "Дом П" - очень неплохая детская книжка. Скорее для младших школьников, потому что написана она очень простым (но не примитивным) языком и потому что в ней разъясняются житейские вещи, очевидные для тех, кому больше десяти лет. В "Доме П" много доброго и порой абсурдного юмора (пусть он иногда на взгляд взрослого и немножко нарочитый) - и много тепла. Книга нестандартна тем, что она для детей, но рассказывает о пожилых (а где еще такое можно увидеть? обычно детские книжки - это "детям о детях", и даже если там встречаются бабушки/дедушки, то все равно они на периферии повествования, и уж точно никто не говорит подробно о том, что творится у них в душе). "Дом П" интересно читать и взрослому, потому что Юлии Кузнецовой удалось добиться как минимум двуслойности высказывания, когда за простым, веселым или вполне невинным сообщением прячутся горечь или печаль, доступные только тем, кто может их уловить, - и это, конечно, мне очень понравилось. Думаю, для любителей семейного чтения с последующим обсуждением прочитанного "Дом" - это отличная находка, потому что обсудить тут можно много всего, начиная от бабушкиных переживаний или страхов взрослого человека и заканчивая мотивами самых разных поступков или вопросами семейной гармонии. Ах да, в "Доме" прекрасные иллюстрации Ольги Громовой. А еще мне очень понравилось настроение финала: жизненно - и все-таки тепло. Тепло - и все-таки жизненно. Не Голливуд, кароч. :) И в продолжение темы не-Голливуда: все действие разворачивается в хорошо отображенных современных российских реалиях, и лично я считаю это большим плюсом, потому что это - что же такое, "это" через слово! - разрушает сложившееся (лично у меня) представление, что все хорошие детские книжки - либо про пионеров, либо про австрийских/шведских/английских и прочих детей из уютных коттеджей.
Одним словом, рекомендую "Дом П" как минимум для ознакомления всем любителям детской литературы любого возраста.
ИМХИ по книжкам