Кадзуо Исигуро, "Остаток дня"

Dec 26, 2020 17:14

С Исигуро у меня был отрицательный опыт: его антиутопически-фантастическое "Не отпускай меня" не то чтобы мне не понравилось, хотя в отзыве я пишу именно в таких формулировках, а скорее спустя время не осталось никаких впечатлений о книжке... просто помню, что было скучно, и все. Но тут у меня случился заскок на тему "британское и желательно довоенное", начавшийся с "Сыновей и любовников", продолжившийся "Ребеккой"... и тут на глаза попалась аннотация "Остатка дня", главный герой которого - дворецкий, подводящий итоги своей профессиональной жизни. О, мне это надо, подумала я и, решив дать Исигуро еще один шанс, приступила к чтению истории о том, как дворецкий едет в отпуск, совмещая приятное с полезным и с профессиональными же целями желая навестить экономку, с которой они вместе работали в расцвет его карьеры.

Примерно первую треть мне казалось, что Исигуро не хочет воспользоваться предоставленным ему шансом: путешествующий дворецкий Стивенс то и дело пускался то в путевые заметки, то в воспоминания, то в теоретические рассуждения о смысле его профессиональной жизни, выражаясь округло и длинно, иногда - с типично британским комическим эффектом, который не мог не радовать... но я никак не могла взять в толк, к чему все это, - это, которое к тому же местами забавно, но в целом нудновато. А потом вдруг вкурила, и в истории разом обнаружились и интрига, и объем, и глубина, и прочтения, выходящие за рамки сюжета.

Впрочем, вкурила я не так уж и внезапно, а на одном из самых сильных эпизодов романа: когда во время важного международного приема больной отец Стивенса лежит в своей комнатенке, и ему так плохо, что приехавший доктор наказывает немедленно вызывать его еще раз в случае малейшего ухудшения, а Стивенс разносит напитки, не имеет возможности заглянуть к отцу, но, как ему кажется, держит лицо и неплохо справляется. Ключевое тут - "как ему кажется". Вообще весь роман - это история, рассказанная ненадежным рассказчиком, и в этом ее прелесть.

А еще это очень грустная история о служении идеалам, о разочаровании, о преданности, о страхе взглянуть в глаза действительности, о страхе перед отношениями с людьми. Об ответственности за свою жизнь. О сотворении кумира. О невозможности признать свои ошибки. И о блестящем профессионализме, конечно. О человеческой цельности. О человеческой ограниченности. О родине. О красоте. Возможно, я ее перечитаю. Но не скоро. Сейчас мне кажется, что это одна из самых печальных книг, которые я когда-либо читала.

А написана она очень хорошо. Великолепно с точки зрения языка: каждое предложение, каждая формулировка работают на создание образа Стивенса, который, останавливаясь в придорожных гостиницах, автоматически оценивает зал на предмет того, сколько человек в нем можно разместить. Как-то мне попадалась какая-то полулингвистическая статья на тему, что русская культура - это культура искренности, в которой режут правду-матку, а британская - культура такта, в которой вместо "он дурак" скажут "он производит впечатление человека, который...". "Остаток дня" весь пронизан этой культурой такта: пикировки между дворецким и экономкой восхитительны, вообще все отношения между людьми описаны восхитительно (в том числе и потому, что то, что описано, и то, что происходит на самом деле, - не всегда одно и то же). Филологический кайф. Очень здорово так же и то, что автор умудряется создавать интригу на ровном месте: что же имела в виду в письме экономка? встретится ли с ней герой? каков будет итог их встречи? что за событие в гостинице так расстроило героя? С точки зрения повествования в разных планах роман тоже сбалансирован и не дает скучать - с того момента, как ты поймал ритм. Пожалуй, самым слабым мне показался финальный эпизод с незнакомцем на скамейке. Не знаю, почему. Ощущение, будто это один из самых прямолинейных моментов и будто к нему Исигуро уже выдохся, а мысли свои донести все равно хотел, вот и зарядил ту самую правду-матку, выбившись из стиля всей книги.
Впрочем, могу ошибаться.

Роман, оказывается, был экранизирован. В роли Стивенса - Энтони Хопкинс. Смотреть не хочу, но в том, что Хопкинс блистал, не сомневаюсь.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up