Дмитрий Наркисович, между прочим!
У Дмитрия Наркисовича М.-С., который подписывался в своих произведениях как Баш-Курт, Д., Д. М., Д. Н., Д. Н. М., М-ин., Оник., С-к, С-ряк, Седой, Сибиряк, Томский Е., - ъ; N., Рассказов, я, разумеется, в глубоко школьном возрасте читала "Серую шейку", но, боюсь, это была разовая акция, а поскольку мультик смотрела не раз, то Серая шейка живёт у меня в голове как мультипликационный персонаж. Впрочем, увидев сейчас в той же Вики 1893 год как время создания рассказа, я ещё раз ею заинтересовалась.
Но своим сознательным знакомством с автором считаю только прочитанные "Приваловские миллионы", которые когда-то довольно давно привлекли меня аннотацией, были залиты в читалку и забыты там. А тут я ходила кругами, партиями перечитывая читанное и перечитанное и не зная, за что бы взяться, и тут оп, "Миллионы". Как-то очень попали в настроение, потому что до этого я пробовала попасть в примерно такое же настроение "Горами" (или "Лесами", да, "В лесах" - это первый роман, а "На горах" - продолжение) Мельникова-Печерского, но чёт меня там перекосило с первых строк от былинных интонаций, и я решила отложить "Леса" до лучших времён. А тут вдруг и "Миллионы" на глаза попались, и я принялась за них с большим удовольствием... а потом начала страдать от происходящего с героями, а сейчас мне хочется ввернуть спойлер о финале и его восприятии, но пока не буду этого делать.
Итак, что такое эти "Приваловские миллионы"? Если совсем коротко, то роман - ух, основанный на реальных фактах, как пишет та жа Вики! - о жизни нескольких семей одного сибирского города: есть тут и золотоискатели, и владельцы заводов, и купцы, и всякие разночинцы, и куча связанных с этим всяких сословных условностей, и старообрядческий флёр, и скука провинциального города, где каждый сходит с ума по-своему, и горящие своим делом люди, и чего только нет вообще. На сагу "Миллионы" не тянут, потому что с формальной точки зрения истории предыдущих поколений очерчены только для лучшей характеристики главных героев, а со смысловой точки зрения задачи создать сагу и не стояло. Но роман прямо очень многоплановый: можно его читать как семейную историю, где все состоят в отношениях со всеми, причём всё это в контексте многолетней предыстории. Можно любоваться прекрасной галереей характеров во всём многообразии, где все герои - живые люди с достоинствами и недостатками, а ещё очень круто эти герои описываются через призму взглядов других героев, что, конечно, только добавляет красок и тем, кто смотрит, и тем, на кого смотрят. Можно читать "Миллионы" как юридический роман о крючкотворстве, кознях - и юриспруденции Российской империи второй половины девятнадцатого века. Можно как социальное исследование о непростой доле примерно всех, и если кому-то кажется, что богатые не плачут, а если и плачут, то из-за царапинок на пальцах, то нет. Можно даже увидеть в "Миллионах" историю о замещающих детско-родительских отношениях - в том смысле, что некоторые из главных героев рано осиротели, но нашли в окружающих отцовскую и/или материнскую фигуру, и это прекрасно, но с взрослением привело к совершенно типичным сложностям в отношениях выросших детей и родителей (будь эти люди посторонними друг другу, таких проблем не возникло бы). А ещё это реально история о миллионах, которые постоянно присутствуют на заднем фоне, иногда делая шаг вперёд к зрителю, а потом снова отступая в тень, и очень интересно, что для одних персонажей эти миллионы - это потенциальное наследство потенциального жениха, для других - миллионные долги, для третьих - куш, который надо непременно урвать, но в любом случае это такая штука, которая заставляет окружающих терять покой и стремиться к этим миллионам, пусть даже в формате "угостить этого миллионера завтраком, а потом бесконечно вспоминать это знаменательное событие".
Лично я прочитала "Миллионы" как историю о жизни, о жизненном пути каждого, что считаю высшей характеристикой для художественной литературы, и как увлекательную историю к тому же, а ещё как "ну нормально же сидели, ну встречались разные люди в общественных местах провинциального города и в гостях друг у друга, ну как из этого вот это всё вышло-то??". И ещё немного как словарь, ха-ха, потому что я с самого начала решила гуглить все слова, значение которых точно не знаю, потому что мне надоело пропускать понятия с мыслью "ну, это какой-то орнамент, а это явно какая-то хозяйственная постройка, поехали дальше", и мои поисковые запросы значительно обогатились за эти дни, а контекстная реклама, ха-ха, надеюсь, сбита с толку этими запросами. Были два-три момента, которые вызвали у меня ощущение "ну, это как-то слишком - такие совпадения", но, может быть, это и были те реальные факты, которые нарочно не придумаешь, надо подробнее о фактической базе романа почитать. Как стилист Мамин-Сибиряк тоже хорош, и почему-то для меня это такая неожиданность, что удивляюсь своему удивлению. Как рассказчик он тоже пришёлся мне по душе, потому что он умеет вести повествование в стиле, который мне нравится и который я называю "создавать информационно-драматургическое напряжение", при котором речь идёт о чём-то известном героям, но неизвестном читателю, и это заставляет напрягать мозг и строить догадки, а потом полная или почти полная информация подаётся и читателю, но в естественном ключе, без клиффхангеров и стрррашных (топорных, имею в виду) намёков.
Короче, очень хорошие впечатления у меня от "Миллионов" и Мамина-Сибиряка. Наверно, с весны я таких хороших книжек не читала - книжек, оставляющих послевкусие цельности, естественности и колоритности (ну, это быт сибирских старообрядцев и иже с ними для меня колорит). Ура выдающемуся писателю-реалисту, как называет Дмитрия Наркисовича Википедия. Даже интересно стало, каков он как автор в середине и в финале своего творческого пути *изучает его библиографию*.
А ещё подумала, не прочитать ли "Деньги" Золя в пару к "Миллионам". Золя я сама вспомнила, потом слазила в инет в поисках подборок художественных произведений о деньгах и нашла там:
-"Финансиста" (то есть
"Трилогию желания", прочитано, но без энтузиазма),
- "Менял" Хейли (не читала),
-
"Добычу" Золя,
- "Атланта" (который расправил плечи, не вдохновляет),
-
"Милого друга" (мухаха; ну, деньги там имеют значение, конечно),
- отечественную фантастику "Инсайдер" некоей Юлии Латыниной (не вдохновляет),
- и её же "Охоту на изюбря", которую до настоящего момента я считала сериалом, а у него, оказывается, литературный первоисточник есть (тоже не привлекает),
- триллер неизвестного мне Майкла Ридпата "Всё продается",
- "Зелёного короля" от мастера современных бестселлеров Поля-Лу Сулицера,
- "Банкира" от классика современной американской литературы Лесли Уоллера (не знаю такого, но беру на заметку),
- "Волка с Уолл-стрит", куда же без него,
- и еще несколько научпоповских книжек или того, что я сочла научпопом,
- ну и завершу список "Большими надеждами" Диккенса, но чёт не уверена, что хочу читать. По-моему, эти Надежды ооочень большие в плане объема, ха-ха, а я не могу отнести себя к фанатам Диккенса, чтобы наслаждаться... да нет, всего шестьюстами страницами, если смотреть на Литресе. Не, всё равно не хочу.
ИМХИ по книжкам