Дойче вече.

Jan 19, 2014 08:42

Любимая тема кухонных разговоров в Германии: дороговизна и непунктуальность немецких поездов. Почему железная дорога в Германии действительно дорогая, я выяснил на народном собрании: в маленьком баварском городке Форхайме в пятницу вечером общественность обсуждала проект расширения железнодорожной трассы. В высококультурной манере. Под катом история о том, как функционирует местное самоуправление на примере одного уездного немецкого городка.


Народное вече собралось в торжественном зале в ратуше.

В пятницу в пять часов вечера в торжественном зале форхаймской ратуши собрались граждане Форхайма. Я говорю именно граждане, потому что подразумеваю людей с активной общественной позицией. По скрипящей дубовой лестнице в старинный зал общественных собраний пришли те, кого заботит судьба города. Под готическими завитками на толстых дубовых колоннах, в свете чугунных светильников форхаймская общественность собиралась обсуждать важный вопрос. Вопрос, который висел в воздухе последние двадцать лет. Соседние с Форхаймом общины уже решили этот вопрос и согласились на его выполнение.


Ратуша Форхайма была построена в 15 веке.
В Германии принято возмущаться и скрипеть по поводу инфляции, теории заговора и, конечно, Америки. Но превыше всего на кухнях Германии принято брюзжать по поводу цен билетов на поезд. О грязных вокзалах, неработающих клозетах, сломанных локомотивах и полуторачасовых опозданиях рассказчик будет с радостью ныть, пока не откажут его силы, сравнивая при этом цены на ж/д билеты в Италии, Франции, Австрии и Германии. Занудство, отчасти подкреплённое опытом: немецкая железная дорога, действительно, на голову дороже железных дорог всех соседних стран.

Немецкую железную дорогу не любят, но ею пользуются. По статистике, за прошедший год ж/д перевезла 2 миллиарда немецких пассажиров. Ежедневно совершается 37 000 рейсов между 5600 станциями. Многие мои знакомые имеют подруг или семью в другом городе и ездят каждые выходные домой на поезде. С годовым оборотом в 38 млрд. евро, немецкая ж/д компания - вторая крупнейшая логистическая компания планеты позади немецкой почты, и абсолютно неотъемлемая часть жизни страны. В её депо - 285 000 вечно недовольных сотрудников. В прошлом году профсоюз работников «Дойче бана» путём страйков и привлечения внимания по зомбиящику выторговал себе увеличение штата и уменьшение рабочего дня. Билеты на поезд снова подорожали. Немецкую железную дорогу есть поводы любить и не любить.


В пятницу вечером в Форхаймской ратуше не протолкнуться. Все стулья заняты, на столах тоже сидят люди. Многие активисты пришли в ратушу заранее подготовленные. Взведенные, они буквально искрили от агрессии, стоило было к ним прикоснуться. Даже фотограф со штативом их раздражал. Мы все собрались в стенах шестисотлетней ратуши для обсуждения инфраструктурного проекта под кодовым названием «Немецкое единение номер восемь». Речь идёт о скоростной железнодорожной трассе Мюнхен-Берлин. Приглашение разослали всем горожанам вместе с бесплатной газетой.

Разделение Германии на ФРГ и ГДР пагубно сказалось на инфраструктуре последней. После объединения страны, в 1992 году был составлен список критически важных инфраструктурных проектов, призванных соединить части экономически и технически расколотой страны. В список из 17 проектов вошёл автобан А9 Берлин-Мюнхен (сейчас это один из самых современных и красивых автобанов, по три полосы в каждом направлении без ограничения скорости на многих участках), А2 между Ганновером и Берлином, скоростная железная дорога между Берлином и Гамбургом. Кроме прочих, одним из важнейших проектов было строительство скоростного железнодорожного маршрута между Берлином и Мюнхеном.


В годы Холодной войны железнодорожное сообщение между двумя частями Германии было нечастым. Со стороны ГДР железная дорога вообще была одноколейной! Автобан, соединявший ФРГ и Западный Берлин, был построен на территории ГДР на деньги самой ФРГ. Железная дорога, особенно в приграничных участках, не финансировалась.

После объединения Германии выяснилось, что расстояние между Берлином и Мюнхеном поезд проходит за 6,5 часов. По немецким меркам, это недопустимо долго. Если вспомнить о дороговизне железной дороги (один билет из конца в конец при покупке день в день обойдётся в 120 евро), станет ясно, что из одной столицы в другую выгоднее лететь на самолёте.


Выведенная из государственного имущества и поставленная на капиталистическую основу немецкая железнодорожная компания Die Bahn (читается: «ди бан») решила развивать этот участок на коммерческой основе и пообещала сократить время в пути до 4 часов. С начала 1990-х годов идут разговоры о строительстве скоростной ж/д ветки. Через дремучий лес Франкенвальд в горах на северной границе Баварии строится каскад из тоннелей и мостов. Скоростной участок Берлин-Лейпциг был сдан в 2006 году. В том же году был завершён скоростной участок Нюрнберг-Мюнхен с допустимой скоростью 300 км/час. Последний недостроенный участок трассы, недостающий для того, чтобы эффективно соединить Берлин с Мюнхеном, остался между Нюрнбергом и Бамбергом. В этом узком и крайне перегруженном коридоре и находится Форхайм.


План новой трассы взят с официального сайта проекта.
На своём пути новая трасса повторяет существующий маршрут и проходит через Форхайм. Соответственно, планы строительства требуется обсудить с местной властью и общественностью. Именно из-за проекта «Немецкое единение номер восемь» мы собрались в форхаймской ратуше в минувшую пятницу. Я пришёл, чтобы посмотреть, как проходит в Германии общественное слушание, и заодно узнать любопытные подробности будущего строительства.


Представлять проект в Форхайм приехали двое представителей ж/д компании и двое инженеров-разработчиков проекта. Вчетвером они сидели в правом углу длинного стола. В противоположном от них конце стола разместились четверо представителей городского совета Форхайма во главе с обер-бургомистром.

В зале собралось невероятное количество народа. Большинство из присутствовавших были намного старше меня. Бытует стереотип, будто региональной политикой интересуются исключительно пенсионеры. Я подтверждаю этот стереотип. Кроме меня, в зале сидели на столе и болтали ногами две девочки крайне альтернативной внешности с красными волосами и носками разного цвета. Остальные голосовавшие были либо позднего среднего, либо пенсионного возраста.


Среди присутствовавших я сразу узнал депутатов. Нет, они не сидели в VIP-ряду с охраной и малолетними жёнами и не пили шампанское. Они пришли поздно и стояли, как все, вдоль стены. Я узнал их, потому что осенью готовил репортаж о федеральных и региональных выборах в Германии и запомнил наших окружных кандидатов по их плакатам.

Публичное слушание дела о строительстве участка трассы Берлин-Мюнхен через Форхайм началось с выступления обер-бургомистра. Кратко и с сильным франконским акцентом он поблагодарил нас за явку, напомнил нам о важности данного проекта для будущего развития города, попросил не молчать, если чья-то жизнь или собственность напрямую пострадает от расширения железной дороги. Микрофон перешёл к инженеру из архитектурного бюро. На стену вывели изображение через проектор. С помощью слайдов с планами, схемами и спутниковыми фотографиями дипломированный специалист объяснял нам, простым слушающим, где пройдёт новая трасса и какие последствия будет иметь для Форхайма прокладка дополнительных двух рельс.


Из инженерного доклада стало ясно, откуда берётся регулярное удорожание билетов на поезда. Трасса между Нюрнбергом и Бамбергом была построена в 1844 году. В 1880-х годах она была расширена до двух путей в каждом направлении, а в преддверии Второй мировой войны линия была электрифицирована. Идея проекта немецкого единения - обеспечить ежечасное движения скоростных поездов между Берлином и Мюнхеном. Для этого существующую трассу необходимо расширить на дополнительные две колеи.


Прежде, чем на площадку заедут самосвалы с гравием, необходимо согласовать проект с жителями, чья недвижимость непосредственно пострадает в процессе строительства. земельные участки вдоль рельс планируется снести. Для «Дойче Бана» (Deutsche Bahn, немецкая ж/д компания) снос означает приобретение земли и выплата компенсации по рыночным ценам.


Так выглядит вокзал Форхайма сейчас. Изображённая на фотографии платформа и платформа слева за кадром будут перестроены, под ними будет проложен новый подземный пешеходный тоннель с выходами по обе стороны от рельс. Фото отсюда.
Новая трасса позволит перевозить больше пассажиров и грузов через Форхайм. Поезда ICE будут пролетать Форхайм на скорости 230 км/час. Железнодорожная компания обязана обеспечить звукоизоляцию согласно действующему законодательству. Вдоль всей трассы будут установлены шумопоглощающие панели высотой от 3,5 до 5 метров. За пределами населённых пунктов стены будут заменены земляными насыпями. Инженеры продемонстрировали карты звукового загрязнения до и после расширения трассы. Те дома, где возросший уровень шума приведёт к повреждению здания, компания «Дойче Бан» обязана принять соответствующие меры или выплатить денежную компенсацию.

Рельсы будут ограждены забором, а вдоль всей трассы будут установлены камеры наблюдения для своевременной идентификации преград на пути следования поездов. Тормозной путь скоростного поезда превышает 1300 метров. Даже если машинист успеет распознать опасный предмет на рельсах, затормозить он уже не успеет. Для избежание аварии необходима система предварительного обнаружения объектов.


Местная власть дремает.
Скоростные поезда и товарные составы не должны пересекаться с поездами пригородной электрички, чтобы опоздание одних не приводило к опозданию других. Рядом со старыми двумя путями планируется проложить две новых колеи. Ради расширения трассы придётся снести все автомобильные мосты и подземные проезды, пересекающие текущую ж/д трассу. Для дополнительных двух путей требуются более широкие тоннели и мосты. На время строительства старые мосты придётся разобрать, а автомобильные дороги - перекрыть. Необходимо составить маршруты объезда на время строительства новых мостов и тоннелей. Стоимость строительства форхаймского участка на данном этапе оценивается в 250 миллионов евро при общей смете проекта в 9,7 млрд. евро.


После краткого выступления первого инженера, более подробно по каждому участку строительство в пределах Форхайма выступил второй инженер. С помощью проектора он продемонстрировал различные строительные планы и отметил, какие земельные участки вдоль рельс подпадают под снос. Из народа выскочил разъярённый пенсионер с требованием прервать выступление и дать ему высказаться. Обер-бургомистр попросил пенсионера успокоиться и пообещал дать ему первое слово, когда наступит черёд общественности задавать вопросы к инженерам.


Народ собрался в тот вечер особенно буйный. Многих раздражало уже само приветствие представителей ж/д компании, их хорошее настроение и выглаженные костюмы. Ехидные шуточки, громкие вздохи, полные сарказма, и раздражённое цоканье языком переполняли зал. Атмосфера напоминала казацкий стан. В зале царило живое обсуждение вопроса. Люди пришли сюда не с благими намерениями, а собирались бороться. У многих присутствовавших было что терять. Один гражданин в ярких красках и с накалом страстей описал снос его гаража, который находился в трёх метрах от проезжей части в глубине участка с противоположной стороны от железной дороги. Инженеры объяснили, что согласно новому стандарту автодора старый автомобильный тоннель под рельсами не годится. Его нужно заменить новым, а уровень наклона автомобильной дороги необходимо уменьшить, тем самым увеличив подъездной путь. Обер-бургомистр попросил выступавшего написать официальную жалобу, чтобы встретиться с инженерами наедине и попытаться найти альтернативную возможность строительства подъезда к тоннелю.


Другой присутствовавший пожаловался на то, что перед его домом построят звуковой барьер. Алюминиевая стена высотой пять метров закроет его дом, а фундамент стены угрожает конструкции его погреба. Этот герр давил на эмоции, представляя своих детей, которые не могут заснуть из-за бесконечной вереницы грузовых поездов по ночам. Джентльмена выслушали, но попросили в дальнейшем высказываться кратко и по сути.


Наконец дали высказаться представителю общественной организации, который прерывал выступление инженеров ранее. Он вышел вперёд, взял в руку микрофон и заговорил долго, с использованием такой замысловатой лексики, что корифеи немецкой литературы завидовали ему в этот момент из своих могил. Говорил он долго и не по теме. Он жаловался на сложность предоставленных на рассмотрение общественности документов. Вместе с коллегами-активистами они изучили многосотстраничную проектную документацию и составили 12-страничное резюме. Свою длинную речь активист закончил ссылкой на сайт организации, где лежит указанный документ. Другой общественный деятель тотчас схватил микрофон и, обратившись к невидимым в толпе представителям прессы, попросил упомянуть его организацию в газетной статье со ссылкой на другой похожий дайджест. Дальше выступали люди, чьё недвижимое имущество находится в зоне, отмеченной на строительных планах красной штриховкой.

Инженеры, по-видимому, оказались готовы к такому напору со стороны форхаймцев. Город, который выстоял трёхлетнюю осаду шведской армии в Тридцатилетнюю войну, готовился дать отпор строительству железной дороги. Даже окрыляющее название проекта «Немецкое единение номер восемь» не вносило разрядку в ситуацию.






Я посмотрел в зал на лица присутствовавших. Общественное слушание напоминало поле брани. С одной стороны находились жители, напротив них тонкой «стенкой» сидели представители железнодорожной компании. Ядовитые комментарии жителей выливались в бурные аплодисменты. Лбы инженеров были покрыты потом. Выражаясь футбольной терминологией, они играли «в гостях». Обер-бургомистр пытался балансировать между двумя огнями, то подливая огонь в кислые жалобы, то прекращая обсуждение как непродуктивное.



Строительство такого инфраструктурного мегапроекта, как новой скоростной железной дороги, предполагает ущемление интересов большого числа людей. Некоторые лишаются земельного участка, другие теряют тонкую лесистую полосу перед окном и получают взамен вид на поезда ICE нового поколения и товарные составы с контейнерами из Гамбурга. Невозможно построить что-то новое, не сломав при этом старое. Я подумал о том, что в будущем строительство крупных проектов станет попросту невозможным. Я попытался представить себе количество судовых исков, одновременно заведённых против немецкой железной дороги собственниками недвижимости вдоль всех их строительных проектов. Неудивительно, что в Китае за последних 15 лет возникла крупнейшая в мире скоростная ж/д сеть, в то время как в Германии строительство двух несчастных путей обсуждается с 1993 года!


Со временем выяснилось, что существующий мост через железную дорогу в Форхайме снесут, а улицу закроют на десять месяцев. Народ бушевал. В ответ на возмущение инженер заверил собравшихся, что интервал для закрытия моста подберут специальным образом так, чтобы избежать стройработ на время пивного фестиваля. Бурные аплодисменты. Плюс один к репутации инженера.

Этот плюсик ему ещё пригодится. Битва за Форхайм продолжается. Пострадавшие требуют компенсации, а пассажиры - удешевления билетов. Я рассмотрел представленные проектные планы инженеров, но на выслушивание всех пострадавших моих сил уже не оставалось. Я тихо покинул душный шестисотлетний зал заседаний и спустился по скрипящей винтовой деревянной лестнице во двор. Как много важных решений принималось в стенах этого здания за минувшие шесть веков! Расширение трассы железной дороги, безусловно, очень важное событие в жизни города. Сто семьдесят лет тому назад первые немецкие паровозы принесли в Форхайм фабрики и заводы, а заодно - рабочие места и процветание. Что принесёт Форхайму новая скоростная железная дорога, кроме германского единения? Пока ещё говорить рано. Если народ согласится, то первая лопата копнёт землю не раньше, чем в 2015 году. Проект рассчитан на 8 лет.

политика, репортаж, Германия, Форххайм, фото

Previous post Next post
Up