Философия экономики. К предыдущему.

Mar 12, 2013 00:51

В недавнем посте, посвященном книге "Философия экономики. Антология" (под ред. Дэниела Хаусмана) я высказался довольно язвительно по поводу вступительной статьи редактора-составителя, заметив, что, как можно предположить из текста, "основной вопрос философии экономики - это вопрос о том, почему экономистам надо платить деньги ( Read more... )

праксеология, мемуар, этика, философия, праксиология, эпистемология, экономическая теория, Человеческая деятельность

Leave a comment

bbb March 11 2013, 23:19:49 UTC
Да, суть именно такова, ухвачена совершенно правильно. У экономистов, действительно, главная проблема - в самоопределении своей профессии в общей системе человеческой деятельности ( ... )

Reply

gr_s March 14 2013, 09:08:02 UTC
Выгоды и ущерб - понятия не праксиологические. Праксиологическое понятие - это предпочтение, которое существует только в момент действия, относится к возможным вариантам действия и исчезает, когда действие совершено. А выгода и ущерб - это сравнение оценок состояний, имевших место в прошлом в разные моменты времени. Это не предпочтения. Эти оценки не имеют никакого отношения к отдельному действию -- например, потому, они могут делаться человеком даже в том случае, если изменение состояния не было результатом его действия.

Как только теоретик вводит такие понятия в свою теорию, он должен указать, какие именно оценки (и чьи оценки) он принимает во внимание, а какие не принимает. Например, если изменение состояния - результат действий человека со своей собственностью, то теоретик говорит: "В таком случае должны учитываться оценки актора и не должны учитываться оценки внешних людей". Это нормативное, оценочное суждение.

Тут ведь полный изоморфизм - подставьте вместо выгоды/ущерба предпочтения, и вы получите то же самое, а именно: как ( ... )

Reply

kuznetsov March 14 2013, 09:36:58 UTC
Это недоразумение, связанное с тем, что некоторые вещи для краткости не упомянуты. Речь ведь идет не о теоретике вообще, а о теоретике, исходящем из праксиологического подхода к экономической теории, т.е., из того, что его теория основывается на логическом анализе отдельного действия отдельного человека в соответствии с принципом методологического субъективизма ( ... )

Reply

gr_s March 14 2013, 10:51:11 UTC
Ну хорошо, назовите это недоразумением. Но хотелось бы более содержательного комментария - потому что вы объявляете предпочтение - праксеологической категорией, а выгоду/ущерб - нет, после чего приводите высказывание, в котором под "вводимое понятие" подставляется не то что вы подставляете, а предпочтения - без ущерба для вывода ( ... )

Reply

kuznetsov March 14 2013, 13:26:24 UTC
Но хотелось бы более содержательного комментария - потому что вы объявляете предпочтение - праксеологической категорией, а выгоду/ущерб - нетЯ об этом уже неоднократно писал в этой дискуссии. Но если этого недостаточно, могу, конечно, еще раз повторить другими словами ( ... )

Reply

gr_s March 14 2013, 09:02:17 UTC
"Собственность" в экономико-теоретическом контексте - столь же ценностное суждение, сколь и "воздух". Это общее условие любых экономико-теоретических построений (при этом, разумеется, я отождествляю экономическую теорию и каталлактику - все, что относится к принуждению, ни каком экономико-теоретическом знании не нуждается.

Reply

kuznetsov March 14 2013, 09:45:27 UTC
Из того, что нечто является общим условием чего-либо, не следует, что это нечто не основано на ценностном суждении.

Я не встречал ни одного адекватного определения собственности, которое не включало бы явного или скрытого суждния о должном (типа, "собственность" - это когда нельзя насильственно вторгаться и т.п.). Попытки определить собственность, исходя из контроля над объектом собственности, очевидно неадекватны - см. пример угонщика автомобиля, приведенный выше.

То же самое, но другими словами. Невозможно дать определение собственности, которое бы соответствовало общепринятому смыслу слова "собственность" и в то же время не опираось бы на понятие "права" или эквивалетному понятию. Собственость - это всегда право собственности, а право определяется через модальности: "имеет право" - "не имеет право" - "должен" - "не должен" и т.п.

Reply

alex_k March 12 2013, 15:27:36 UTC
от разговоров об определении "материального благосостояния" пока воздержусь.

Reply

conceptualist March 12 2013, 05:55:41 UTC
1. Обосновав это, ты лишь докажешь неаккуратность Ротбарда и некоторых других австрийцев.
2. Здесь и правда затык.
3. В реальной идеологической и политической жизни любая сила, которая предлагает пожертвовать благосостоянием ради чего-то, становится маргинальной. А основная борьба действительно идет вокруг вопроса "как же обеспечить благосостояние".

Reply

kuznetsov March 12 2013, 06:07:05 UTC
1. Ну, построй сам welfare economics без сопоставления индивидуальных предпочтений и без неявного протаскивания своих.
На самом деле, это не "наезд". Welfare economics у всех до единого австрийцев основана на неявном протаскивании - или явной декларации - ценностных суждений. Это неизбежно, если признавать принцип несоизмеримости субъективных предпочтений; уйти от этой дихотомии логически невозможно.

3. Европейские социал-демократы дико маргинальны.
Чтобы предупредить одно возможное, но ложное возражение, - дескать, они не предлагают жертвовать материальным благосостоянием ради равенства или самореализации индивидов, а предлагают получить все вместе - сразу замечу, что trade-off между экономическим ростом и равенством или между экономическим ростом и наличием системы социальной поддержки является предметом открытых публичных дискуссий. И социал-демократы, тем не менее, регулярно побеждают на выборах и ни капли не маргинализируются.

Reply

arhiloh March 12 2013, 07:44:24 UTC
Европейские сициал-демократы разве предлагают снижать благосостояние? Мне кажется, в основном они говорят об его повышении. Пусть не для всех, но в общем подразумевается что число выигравших в результате действий с-д будет больше, чем число проигравших?

Reply

kuznetsov March 12 2013, 11:34:13 UTC
Я разве написал, что они предлагают снижать благосостояние? Я, кажется, четко написал, что они предлагают trade-off между экономическим ростом и равенством. "Да, мы пожертвуем чуть-чуть экономическим ростом, но добьемся большего равенства. Да, в странах третьего мира экономический рост выше, но мы же не страна третьего мира, мы не можем допустить такого гигантского неравенства" и т.д.

Reply

conceptualist March 13 2013, 11:37:36 UTC
Я не могу построить welfare economics, не собираюсь защищать существующие попытки и вообще не понимаю, зачем это надо.

Насчет trade-off между ростом у равенством ты меня убедил: не все хотят в Ивановку.
Но вот насчет невозможности вообще корректно определить какие бы то ни было цели экономической политики - возражаю.

Нельзя ставить цель "повышение благосостояния", но можно иметь целью увеличение ВВП, увеличение налоговых поступлений при снижении нагрузки, рост суммарной капитализации или выручки отечественных компаний в рейтинге FT, повышение средней продолжительности жизни, снижение детской смертности и т.п. Можно говорить, что все эти индикаторы меряют "неизвестно что", но нельзя отрицать принципиальную применимость австрийской экономической теории для ранжирования различных планов по достижению этих странных, но популярных целей.

Reply

kuznetsov March 13 2013, 17:07:35 UTC
вообще не понимаю, зачем это надо.

Для того, чтобы связать принципы австрийской теории с достижением "странных, но популярных целей". Без этого австрийские рассуждения об индивидуальных предпочтениях, человеческой деятельности. структуре отдельного действия оказываются никак не связанными с какими бы то ни было внешними целями. И оказывается, что мэйнстрим - единственный работающий подход; достаточно мэйнстримщикам лишь отказаться от претензии на то, что они разделяют утверждение о несопоставимости индивидуальных полезностей - и он окажется еще и единственным логически непротиворечивым. Австрийство идет лесом.

Чтобы не пойти лесом, придется разрабатывать welfare economics.

Reply

conceptualist March 14 2013, 22:09:55 UTC
Я не отрицаю полезность связи между понятиями австрийской теории и некоторыми понятиями, в которых выражаются популярные цели экономической политики. Но эта связь не должна обеспечиваться затаскиванием понятия welfare и ему подобных в теорию. Эти понятия экономического расчета, а не экономической теории (так же как прибыль, убытки, капитал, доход, сбережения и издержки). Они не являются вечными, неизменными, однозначно заданными структурой человеческого разума. Они сформированы исторической эволюцией, имеют неопределенный и спекулятивный характер. И тем не менее могут быть эффективными и полезными для действующего человека ( ... )

Reply

kuznetsov March 15 2013, 07:40:34 UTC
Я с тобой во многом согласен, в особенности с тем, что такие вещи, как прибыль, убытки, капитал, доход, сбережения и издержки (с уточнением: "объективные" издержки, не oppurtunity cost) логически не связаны с праксиологией. Собственно, многие мои рассуждения в этой дискуссии этому и посвящены ( ... )

Reply


Leave a comment

Up