Философия экономики. К предыдущему.

Mar 12, 2013 00:51

В недавнем посте, посвященном книге "Философия экономики. Антология" (под ред. Дэниела Хаусмана) я высказался довольно язвительно по поводу вступительной статьи редактора-составителя, заметив, что, как можно предположить из текста, "основной вопрос философии экономики - это вопрос о том, почему экономистам надо платить деньги ( Read more... )

праксеология, мемуар, этика, философия, праксиология, эпистемология, экономическая теория, Человеческая деятельность

Leave a comment

bbb March 11 2013, 23:19:49 UTC
Да, суть именно такова, ухвачена совершенно правильно. У экономистов, действительно, главная проблема - в самоопределении своей профессии в общей системе человеческой деятельности ( ... )

Reply

conceptualist March 15 2013, 09:11:21 UTC
1. Я не знаю, имеют ли понятия прибыли, убытков, капитала, дохода и т.п. логическую связь с праксиологией. Я утверждаю только что они не являются понятиями праксиологии.

2. Но если эти и другие не-праксиологические понятия убрать из экономической теории, то никакой экономической теории не останется. Даже закон убывания спроса при росте цены не удастся обосновать. Даже деньги невозможно определить, не выходя за границы чистой праксиологии, не говоря уж о всем корпусе денежной теории.
Не согласен. Теория аутистического действия и прямого обмена точно останется. Теория косвенного обмена тоже, ведь для нее определение денег не нужно, а достаточно такого праксиологического и вполне определенного понятия как "средство обмена". Не получится говорить о капитале и его накоплении, но получится - о капитальных благах и увеличении периода производства.

3. На самом деле welfare economics - это и есть теория прибыли/убытка или выгод/потерь. Базовое утверждение welfare economics, грубо говоря, связывает взаимовыгодность обмена ex ante с прибылью/ ( ... )

Reply

kuznetsov March 15 2013, 09:34:27 UTC
1. А ты почитай, что я тут написал в других комментах. Если интересно, конечно.

2. Теория аутистического действия и прямого обмена точно останется.Теория аутистического действия - это набор тривиальных утверждений, попросту говоря, это просто другое название "аксиомы действия". Теория прямого обмена сводится к тому, что ex ante обмен взаимовыгоден. Ценная мысль, но всего одна, и без привлечения ценностных суждений не позволяет сделать никаких полезных выводов ( ... )

Reply

kuznetsov March 13 2013, 17:08:47 UTC
Это, конечно, не развернутая аргументация, а лишь общий ее итог. Аргументацию придется излагать по шагам в отдельном тексте.

Reply

conceptualist March 12 2013, 05:50:00 UTC
А разве здесь не возникает второй затык - связанный с недостаточной осмысленностью конструкций типа "чтобы общество в целом было богаче", "наибольшее увеличение материального благосостояния" и т.п.?

Похоже, мы вынуждены либо легализовать в каких-то пределах "метроманию и квантофрению", либо зависнуть над вопросами типа "а действительно ли американцы в среднем богаче нигерийцев".

Reply

bbb March 12 2013, 06:06:00 UTC
Здесь есть две плоскости, два плана.

В плане обще-идеологическом речь идет, так сказать, о широких мазках, о принципиальном идеологическом выборе. Тут различия не "марджиналистские", а качественные, не требующие сложных расчетных сравнений.

В другом плане речь идет о ежедневных развилках практической экономической политики. Ведь политики же не "отменяют государство" - они принимают решения о конкретных, частных вопросах. Вопросах денежной политики, фискальной политики, регуляционной политики. И здесь вполне возможны рассуждения о последствиях тех или иных решений, причем часто в рамках мейнстримных подходов, но в общем идеологическом контексте.

Reply

phantomych March 12 2013, 10:43:16 UTC
>>недостаточной осмысленностью конструкций типа "чтобы общество в целом было богаче"

Можно ввести отношение предпорядка.
Общество в состоянии a не менее счастливо/богато общества в сотоянии b, если все люди в состоянии a не менее счастливы, чем в состоянии b, с точки зрения самих людей. Отношение не полное. Но с ним сложно спорить. И для него видно, что в свободное общество постоянно богатеет, а социалистическое остается на месте, и только изредка, когда происходит добровольный обмен, богатеет.

Reply

kuznetsov March 12 2013, 11:40:29 UTC
Это не согласуется с положением о несопоставимости субъективных предпочтений -- впрочем, как и любое другое описание деятельности на основе "увеличения счастья" или "уменьшения неудовлетворенности". Субъективные предпочтения - это отношение порядка на множестве вариантов действия в тот или иной конкретный момент начала действия. Момент прошел - предпочтения исчезли. Никакого "счастья" тут не предусмотрено, как и сравнения состояний общества на основе такого показателя.

Reply

phantomych March 12 2013, 11:58:17 UTC
В принципе верно.

Человек принимает решение, ориентируясь на последствия. Совокупность последствий с субъективным мнением об их вероятностях (не обязательно числовыми) для определенного варианта действий - это абстрактное состояние мира после совершения действия. Человек сравнивает их, неважно как. Выбирает лучшее. Если он может осуществить соответствующее действие, будем говорить, что он стал счастливие, чем если бы поступил другим образом. Соответственно, можно сравнивать общества, которые позволяют лудям становится счастливие, и те которые не позволяют. Естественно, про уровни и величины счастья речь не идет.

Reply

kuznetsov March 12 2013, 12:06:41 UTC
Выбирает лучшее. Если он может осуществить соответствующее действие, будем говорить, что он стал счастливее, чем если бы поступил другим образом.

У вас время не согласуется. Сначала речь идет об одном моменте времени, а потом о другом. Максимум, что можно сказать в момент начала действия (принятия решения) - что он в этот момент думает, что будет счастливее, чем если поступит другим образом. Как только этот момент прошел - всё, этих предпочтений больше не существует ни в каком смысле. Что касается сравнений ex post - "стал ли я счастливее, чем был?" или "стал ли я счастливее, чем мог бы стать?" - то эти сравнения не имеют никакого отношения к предпочтениям в экономическом смысле, поскольку не связаны с упорядочением вариантов предстоящего действия. Это сравнение либо настоящего с прошлым, либо настоящего с контрфактическим настоящим; но те предпочтения, о которых говорят экономисты, - это предпочтения на множестве вариантов будущего (начинающегося) действия..

Reply

phantomych March 12 2013, 12:23:08 UTC
Все относится к моменту принятия решения. А состояния мира в будущем - это мысленные абстракции.

Конечно, тут есть проблема, что каждый человек физически свободен. И может принимать любые решения. Закон о запрете наркотиков не блокирует решение пыхнуть. Но существование такого закона приводит к большей вероятности наказания за употребление наркотиков. Идеализируя модель, наказание наступит гарантированно и будет очень болезненным, так что нарушение закона априори плохой вариант выбора. Т.е. закон запрещает определенные варианты и ограничивает свободу (в упрощенной модели).

Reply

kuznetsov March 12 2013, 15:06:38 UTC
Раз все относится к моменту принятия решения, то в рамках экономической теории невозможно дать определение "повышению материального благосостояния", поскольку (1) это "повышение" требует межвременного сравнения и (2) "материальное благосостояние" не является ничьими предпочтениями.

Reply

phantomych March 12 2013, 15:33:30 UTC
Слово "материальное" - лишнее. С точки зрения принятия решений не имеет значения, происходит обмен/дарение/производство/уничтожение товаров/услуг/информации/...

Введение термина благосостояние или счастье - весьма условно.

Согласен, что нельзя взять два момента времени и сравнить в них благосостояние. Благосостояние большую часть времени не определенно, и тем более не измеримо. Речь идет только об изменении благосостояния в момент принятия решений. Да, эта модель не очень стройная. А что Вы можете предложить для формализации предпочтений и чего-то типа благосостояния?

Reply

kuznetsov March 12 2013, 15:53:14 UTC
А пока ничего , если говорить о логически связной форме изложения. Думаю над этим.

Reply

dwertys March 17 2013, 01:42:53 UTC
Оффтоп не подскажите кто занимается орг вопросами на этих Лебедевских чтениях?
Можно email? Или другую инфу?

Reply

kuznetsov March 17 2013, 06:50:10 UTC
А вот на сайте чтений есть контактная информация: http://g-l-memorial.ice.ru/37407

Reply


Leave a comment

Up