Начало: Святые на острове Авша. Под крыльями ангелов... - Ты, отче, я вижу, изучал карту, - сказал Грамматик и тонко улыбнулся. - И как, выбрал себе место ссылки?
Иосиф вздрогнул от неожиданности.
- А что… разве меня собираются сослать?
- Тебя это удивляет? Однако почему бы и нет? Не все ж тебе прозябать в Претории! В нашем богоспасаемом отечестве немало пустынных островов и уединенных крепостей… Подходящие места для истинных монахов, чья цель - пребывание наедине с Богом, не правда ли?
<…>
- Вот, например, остров Афусия, - он указал кончиком пера на напоминавший кляксу клочок земли к западу от Кизика. - Чем не место для монаха, желающего спасти свою грешную душу?
Афусия! Скалистый остров на противоположном краю Пропонтиды… Сердце Иосифа болезненно сжалось. Значит, его хотят сослать туда?.. Не то, чтобы он испытывал страх перед новым заключением, к темничной жизни он уже привык за прошедшие месяцы; но так далеко от столицы! Туда-то уж ему вряд ли кто будет делать передачи, даже письма-то дотуда пока дойдут, да и дойдут ли вообще?..
«
КАССИЯ» - роман о Византии IX века (из цикла «Сага о Византии»).
Автор - монахиня Кассия, в миру - Татьяна Сенина.
Заметки к этой серии постов - о святых на Авше - лежали у меня давно. И вот как-то потянуло меня продолжить их обработку. Первым в списке значился Симеон Митиленский. 1 февраля открываю очередной сайт, чтобы найти информацию о святом, а там: 1 февраля - ДЕНЬ ПАМЯТИ Симеона Митиленского! Ну, не мистика ли??? :) Правда, это по старому стилю (по новому святого чтут 14 февраля), но сам факт!
Позвала меня душа Симеона помянуть его. И возможно, неслучайно. Оказывается, Симеон Митиленский основал на Авше монастырь. Тот ли, на месте которого потом построили другой, от которого остались только камешки? Во всяком случае география описания сходится: на берегу моря возле источника:
Итак... Давным-давно, так давно, что и не упомнишь и не узнаешь уже точно, когда... Где-то то на рубеже VIII - IX веков нашей эры жили-были три брата - ну прямо как в сказке! :) Старший Давид, средний Георгий, младший Симеон и сестра их Илариона. Родились они на острове Лесбос в городе Митилене (почему и прозвали их - Митиленские) и все как один посвятили свою жизнь богу. А братья и вовсе были причислены к лику святых. Самый известный из братьев - средний, Георгий, станет позже архиепископом Митиленским Георгием II. О нем в интернете информации больше всего:
Но меня интересует именно младшенький, Симеон. Ведь именно он так же, как и я, бродил когда-то по берегу нашей Авши - тогда греческой Афусии. Сидел, возможно, на том же камне, где сижу я. Задумавшись, смотрел на морские волны и горизонт впереди и видел тот же пейзаж, что расстилается передо мной сейчас. Только было это 13 веков назад...
Воспитывал Симеона старший брат Давид, который уже в 16 лет отправился в Малую Азию на гору Ида (ныне Кяздаг на территории Турции), провел там 30 лет в отшельничестве, а потом основал храм святых Кирика и Иулитты и монастырь. Симеон стал монахом в 22 года, а в 28 лет был рукоположен в пресвитера - вторая степень священства в христианстве.
Был он столпником. Так в христианстве называют святых, избравших особый вид служения богу - непрерывную молтиву на «столпе» - открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п. В истории христианства есть еще один Симеон Столпник - собственно, основположник аскезы столпничества. Но он жил намного раньше, в IV веке. Чтобы не было путаницы, видимо, нашего Симеона называют Новым Столпником. Свой столп Симеон соорудил на родине, на острове Лесбос, где истязал себя почище любого фашиста. Единственной одеждой преподобного было сплетенное из волос рубище. Железными цепями он связал себе ноги от бедер до голени. Ел один раз в день - чуть-чуть хлеба и воды, а потом и того реже - через два дня. Перерывы доходили до недели. Это все в его Житие описывается.
Но Бог своего послушника не оставлял. В холодные зимние ночи к нему прилетал громадный орел и укрывал столпника крыльям, согревая...
Как оказался будущий святой на Авше? Его, как еретика-иконопочитателя, сослал сюда император Феофил. Вот он, собственной персоной:
Император Феофил, миниатюра из в "Хроники Иоанна Скилицы"
А раньше, при императоре Льве V, Симеона хотели сжечь заживо. Но тут произошло чудо. Житие святых утверждает, что вместо того, чтобы исполнить приговор, чиновник упал перед святым на колени и сам начал молить его о пощаде.
В тот раз Симеон смерти избежал, но потом его трижды ссылали на разные острова. И в последний раз - именно на наш остров Авша, тогда - греческую Афусию, где он построил храм Богородицы и монастырь, собрав в нем всех преследуемых иконоборцами «святых аскетов и богоносных мужей».
В Житие святых братьев реальное переплетается с фантастическим. А я сказки люблю! Тем более, если речь о месте, где я живу. Помните, я рассказывала, что у нас на Авше есть
Ведьмин виноградник. Каково название-то? Говорят, дыма без огня не бывает. :)
Из Жития братьев Митиленских я узнала, что у нас на острове еще и демоны водились! Облюбовали себе какое-то местечко и нападали на мирных жителей, которые стали бояться ходить по той дороге.
Так вот сосланный к нам святой Симеон решил поселиться имено в этом месте, чтобы изгнать оттуда нечистую силу. Мало того, именно ТАМ он и возвел свой прекрасный храм Пресвятой Богородицы. А деревня в окрестностях монастыря молитвами святого стала прибежищем святых аскетов и богоносных мужей.
Симеон Новый Столпник прославился также исцелениями. Вслед за историей о нечистом месте, где поселился святой на Авше, следует история об излечении некоего юноши от паховой грыжи. Отец привел его к Симеону за благословением на (о, ужас!) оскопление, но святой муж, преисполнившись сочувствия к больному, чудесным образом исцелил его в один миг.
Как-то Симеон спас наш остров от голода:
«Когда в стране настал голод и в монастыре совсем не осталось хлеба, кроме тех ковриг, что были положены в этот день на столы для трапезы братии, святой выглянул из кельи и увидел перед воротами толпу бедняков, которые, страдая от голода, все еще ждали раздачи хлеба, хотя назначенное время уже прошло. Он призвал того, кому была вверена эта обязанность, и грозно спросил у него: «В чем причина того, что братья наши стоят здесь до сих пор? Разве ты не знаешь, что написано: проклят, кто дело Господне делает небрежнош?» Тот же ответил ему: «Не по моей нерадивости происходит это, а из-за того, что нет больше хлеба, кроме того малого числа, что разложено сейчас на столах ради слабого утешения братии». Святой же, ревностно ответствуя, что хлеб все-таки есть, немедленно собрал все со столов и сказал: «Твори благо братьям Божьим, какое им следует, а что касается монахов, да будет воля Его». После того как брат быстро совершил все приказанное и отпустил просящих, монахи были очень удручены лишением своего каждодневного пропитания. Однако не прошло и часа, как вдруг торговое судно, подгоняемое парусами, подплыв к монастырю, стало там на якорь. Оно было послано блаженному христолюбцами из столицы и наполнено мукой, свежим хлебом, бобами, зерном, вином, сырами, соленой рыбой, овощами и фруктами. Увидев это, и святой, и его спутники, и честная чета Начертанных все вместе вознесли благодарность Тому, Кто доставил такое богатство».
Здесь же, на Авше, Симеону приснился сон, в котором явился к нему в убогой одежде сославший его император Феофил. Пришел и трижды произнес: «Помоги мне, монах!». Сон растолковали как пророчество смерти императора Феофила, что и случилось в 842м году, а вместе с ней закончилась и эпоха иконоборчества.
После кончины Феофила императрица Феодора вернула всех ссыльных монахов в Константинополь. Симеон вместе с учениками поселился в монастыре святых Сергия и Вакха и умер в 844 году.
Источники:
http://www.pravenc.ru/text/168580.html http://drevo-info.ru/articles/23387.html Продолжение следует...