Работа над текстом "Прекрасное далеко" продолжается. Вниманию читателей предлагается восьмая его часть. Ознакомиться с
первой,
второй,
третьей,
четвертой,
пятой,
шестой и
седьмой можно пройдя по соответствующим ссылкам.
Брак и семья
Один из краеугольных вопросов, который просто необходимо рассмотреть - это проблема создания семьи и взаимоотношение полов. Как уже упоминалось, главной задачей любой биологической единицы с точки зрения Природы является оставление потомства.
Причем не просто потомства, а таким образом, чтобы вид имел максимальные возможности для выживания - то есть, чтобы у следующих поколений также оставались наиболее перспективные шансы для продолжения рода. Тут, как известно, для нашего вида, как и для практически всех приматов, присуща K-стратегия размножения. То есть в процессе родов, как правило, появляется единственный ребенок, за которым необходимо длительное время ухаживать, обучать его всем необходимым для полноценного существования премудростям, прежде, чем он сможет самостоятельно жить и выполнять свои общественные и биологические функции [47]. В процессе развития человеческого общества (при переходе от присваивающего типа хозяйства к производящему, с появлением машинного производства, с развитием информационных технологий) неизбежно увеличивался возраст наступления зрелости социальной, при том, что биология вида Homo Sapiens остается неизменной. Этот разрыв оказывает существенное влияние на кризис подросткового и зрелого возраста, то есть тот период жизни любого млекопитающего, когда наступает момент смены социальной роли. И если даже в начальный период истории человечества при незначительном временном разрыве между биологическим и социальным развитием индивидуума имелись некоторые трудности с адаптацией личности в обществе, то к настоящему времени этот момент усугубился настолько, что данной проблемой занимается огромное количество людей. Тогда как для того, чтобы свести ее к минимуму (хотя она и в этом случае не исчезнет окончательно), достаточно всего лишь принять за норму установление брачного возраста в соответствии с биологией нашего вида. То есть считать нормой вступление в брак 15-17 лет для девушек и 16-18 лет для юношей [48] - в возрасте, когда в морфофункциональном отношении организм полностью готов к половой жизни (но пока еще даже в этом смысле не к деторождению!) [49]. При этом вопрос разрыва между возрастом социальной и биологической зрелости даже на сегодняшнем уровне развития медицинской науки решается довольно просто - применение современных противозачаточных средств способно обеспечить у образовавшихся семейных пар временное предотвращение беременности без всяких последствий для будущего. Такой подход окажется целесообразным во всех отношениях. Прежде всего, супруги смогут получить образование и профессиональную подготовку, не отвлекаясь на решение в какой бы то ни было форме проблемы пола, поскольку имеют возможность совершенно спокойно канализировать свои сексуальные потребности. Также немаловажный момент состоит в том, что будущие отец и мать, проживая и ведя хозяйство совместно, получают и отрабатывают практические навыки семейной жизни до того, как им придется растить и воспитывать детей [50]. И если выясняется, что расхождения по каким-то параметрам у супругов настолько велики, что сохранение брака весьма затруднительно, если вообще возможно, то у такой пары есть возможность безболезненно расстаться и попытаться создать новую семью [51]. Большой трагедии в распаде семейной пары как таковой и образовании новой нет. Но лишь до того момента, пока у супругов нет детей. Потому что семья создается в первую очередь не для мужчины или женщины, а для ребенка. По большому счету и мужчина, и женщина совершенно спокойно могут прожить и без брака. Особенно сейчас, когда женщина при нынешнем социальном устройстве оказывается в состоянии самостоятельно добыть средства к существованию - причем нередко даже в больших объемах, чем мужчина [52]. Как показывает современность, также не вызывает затруднений и проблема удовлетворения сексуальных потребностей - причем для обоих полов. Однако детский вопрос меняет ситуацию кардинальным образом. Общеизвестный факт, подтвержденный многочисленными наблюдениями педагогов и детских психологов, что в неполных семьях дети (а уж те из них, кто и вовсе остался без попечения родителей), как правило, отстают в развитии по сравнению со сверстниками из полных семей. Кроме того, сам процесс развода родителей, даже если он происходит без скандалов и склок, наносит непоправимую психологическую травму несовершеннолетним отпрыскам. И она оказывает негативное влияние на развитие детей - даже если тот, с кем они остались, довольно быстро находит себе нового супруга и вроде как вновь восстанавливается полноценная семья. И тут мало помогают встречи с родным отцом или матерью, который теперь живет отдельно - даже когда бывшие супруги сохраняют доброжелательность в отношениях друг с другом. Потому развод родителей несовершеннолетних детей должен быть если не исключен вовсе, то быть чем-то из ряда вон выходящим. И мать, и отец обязаны сохранять семью до момента, когда дети смогут вести самостоятельную жизнь. Но и в этом случае такой поворот событий весьма нежелателен.
Что же касается количества детей в семье, тут следует обратиться к подсчетам демографов. Так, при современном уровне развития медицины, была выведены цифра, что для простого воспроизводства населения (это когда его численность постоянно сохраняется на одном и том же уровне) на одну женщину детородного возраста должно приходиться 2,08-2,2 ребенка [53]. То есть примерно одна из пяти-семи семей должна иметь троих детей, тогда как все остальные - по два. На практике же получается, что некоторые семьи по медицинским показаниям не могут завести более одного ребенка, а какие-то и вовсе остаются бездетными. Потому, скорее всего, трое детей должно быть у одной из четырех-пяти семей. При этом заводить более трех детей нежелательно, поскольку возникает вопрос дефицита времени, которое родители обязаны уделять каждому из своих отпрысков для его полноценного воспитания и развития. При этом следует иметь в виду, что с медицинской точки зрения, у женщины для первых родов наиболее подходящим является возраст 21-24 года. А оптимальная разница в возрасте у братьев и сестер - два-три года. Однако все это, конечно же, сухая теория. Реальность, совершенно очевидно, окажется куда как богаче и разнообразнее.
Правила и обычаи
Правила, по которым придется жить членам социума, должны быть просты и понятны всем и каждому. Чем запутаннее законы, тем меньше шансов, что они будут исполняться. Причем контроль должен осуществляться в первую очередь не правоохранительными органами (которые в таких условиях и многочисленными быть не могут), а общественностью, то есть окружающими односельчанами. При этом рамки должны быть очерчены лишь в общем и целом - глубоко в частности лезть не только не стоит (как, например, в исламе, где предписано даже как обуваться - начинать надо непременно с правой ноги), а вовсе нельзя. В принципе, основы правил общежития, как уже отмечалось выше, заложены в нас самой природой, и являются базисом того, что в юриспруденции называется «естественным правом». Конечно, отказываться от писаных правил и законов нет смысла - ведь они, как и деньги, оказались довольно-таки удачным инструментом. Однако и в этом случае «Тень» должна знать свое место. Ведь попытка всё и вся формализовать привела к тому, что мы имеем сейчас, когда приходится наблюдать в буквальном смысле «пир юристов», которые нередко могут добиться оправдания заведомо виновного, тогда как безвинный, напротив, окажется за решеткой [54].
По большому счету, человечество уже давно осознало, какие правила поведения каждого отдельного индивида соответствуют интересам общества - практически в любом состоянии. Почти все они озвучены в различных этических и религиозных учениях. Примером могут служить десять заповедей Моисея - как наиболее известные для европейской цивилизации. Шесть из них [55] актуальны для любого и каждого из нас. Конкретно это тезис об уважительном отношении к своим отцу и матери, запрет на убийство себе подобного, на прелюбодеяние, на воровство, на ложь и на зависть («не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…»). Не очень сильно отличаются тут и семь смертных грехов христианства, в число которых, помимо похоти и зависти, входят также чревоугодие, жадность, лень, гнев и гордыня. По сути те же пороки осуждаются, а добродетели поощряются и в исламе, а также в буддизме и конфуцианстве, которые гораздо больше известны китайцам, индусам и прочим народам восточной Азии. То же касается и практически всех прочих иных вероучений [56]. Не очень отличается в этом отношении и «Моральный кодекс строителя коммунизма». В принципе, коротко и ясно в различных вариантах все вероучения тут проповедую так называемое «золотое правило нравственности»: «Не делай другому того, чего ты не хотел бы иметь в отношении себя». При этом стоит особо обратить внимание на то, что речь идет о том, чего делать не следует. А вот в отношении того, что делать следует - тут необходимо быть более осторожным и внимательным. Ведь то, что кому-то нравится, может оказаться неприемлемым для соседа. То есть опираться в правилах поведения необходимо в первую очередь на отрицательный аспект «золотого правила». Тогда как положительный его аспект (что делать следует) может оставаться поощряемым, но не обязательным.
Что же касается одобрения или неодобрения тех или иных действий каждого члена общества, тут, как уже указывалось, должна играть особую роль общественность. Не стоит забывать, что когда размер общины примерно соответствует числу Данбара, значение мнения окружающих зачастую оказывается гораздо более серьезным фактором, чем сдерживающий момент формальных законов [57]. Потому практически нет сомнения, что в таких селах окажется не так много отклонений от общепринятых норм поведения, и выходить за их рамки слишком далеко они не будут. Но и рамки эти не следует делать излишне жесткими. Хотя тут недопустима и другая крайность в виде чрезмерной размытости - вот уж где требуется мера, так это в оценке поведения того или иного индивида. В истории человечества имеются многочисленные примеры того, что перехлест в ту или иную сторону сказывается на состоянии социума самым пагубным образом. Жесткая регламентация тормозит развитие общества и ввергает его в застой во всех областях человеческой деятельности, тогда как излишняя нечеткость оценочных критериев является плодородной почвой для падения нравов, что, в конце концов, приводит к исчезновению общества [58]. Ориентиром тут может служить современная система подразделения ответственности, закрепленная в виде уголовного и административного кодексов. То есть, подразделяя поведение человека на девиантное, делинквентное и криминальное, мы и создаем «шкалу приемлемости» тех или иных отклонений в его действиях и поступках. Если они не создают неудобства для окружающих, не приносят вреда окружающей среде, не оскорбляют ничьих чувств, такое поведение (девиантное) следует рассматривать как допустимое. В остальных случаях вступают в силу уже те самые общественные силы. Порой достаточно замечания, чтобы тот, кто ведет себя неподобающим образом, прекратил свои действия. Ну, а дальше наступает зона действий прав и обязанностей. То есть отказываться от системы писаных законов нецелесообразно, однако даже их следует создавать такими, чтобы тот или иной поступок не мог трактоваться двояко. И уж тем более недопустим разный подход в оценке в зависимости от общественного положения и связей провинившегося, о чем можно будет поговорить в следующей главе.
47. В этом месте, возможно, некоторые оппоненты станут выдвигать тезис о том, что часть народов в силу, прежде всего, причин социальных использует r-стратегию размножения, которая характеризуется большим размером потомства и быстрым развитием на всех стадиях жизни. Следует заметить, что такой взгляд не учитывает несовпадений в развитости обществ и разницы во взглядах на то, с какого момента ребенок становится достаточно самостоятельным. Но даже в обществах с высокой рождаемостью (Индия, Африка, мусульманские страны и некоторые другие) биология человека не позволяет использовать r-стратегию размножения - у женщины, как правило, рождается все-таки всего один ребенок. Просто чтобы вырастить сельскохозяйственного рабочего, официанта или рыночного торговца требуется гораздо меньше времени, чем подготовка инженера, врача или вовсе научного работника. Не просто так в так называемых «развитых» странах на работах, не требующих высокой квалификации, используется труд гастарбайтеров, уровень подготовки которых достаточен для исполнения обязанностей дворника или строительного рабочего. Потому разрыв в сроках между наступлением зрелости биологической и зрелостью социальной в менее развитых социумах меньше. А быстрый рост численности населения происходит лишь потому, что медицина современного уровня пришла в страны, где общество в массе своей пока еще не принимает философии ограничения рождаемости, и, соответственно, в них резко упал уровень младенческой и материнской смертности, а также летальных исходов от инфекционных заболеваний.
48. Следует особо подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о браке, а не о вступлении в беспорядочные половые отношения, что нынче активно пропагандируется в так называемых развитых странах. Промывание мозгов в этом отношении дошло до того, что уже пытаются выдать за норму не только разнообразные извращения типа гомосексуализма и прочие патологические отклонения, но даже педофилию. По факту абсолютное большинство подростков, в том числе и в нашей стране, вступают в половую жизнь именно в те года, которые указаны в настоящем тексте как норма для установления брачного возраста, но при этом не считают такие отношения чем-то серьезным. А это уже способно явиться причиной деградации института брака как такового и, соответственно, вызвать кардинальную перестройку общественных отношений, которая приведет к разрушению семьи и возникновению угрозы исчезновения вида Homo Sapiens Sapiens.
49. Как известно, сексуальное влечение со стороны обоих полов выпукло проявляется в подростковом возрасте, когда юный организм начинает активно вырабатывать андрогены и эстрогены. Конечно же, гендерные особенности в поведении мальчиков и девочек начинают проявляться намного раньше - чуть ли не с младенческого возраста. Однако вызвано это социальными причинами гораздо в большей степени, чем различиями концентрации гормонов в крови, которые как раз и становятся заметными особенно отчетливо в подростковом периоде. Вне зависимости от взглядов и убеждений, вряд ли кто станет отрицать, что абсолютное большинство психически и соматически здоровых подростков в возрасте 14-16 лет начинает в той или иной форме создавать какие-то отношения с представителями противоположного пола. При этом ни социальные, ни моральные, ни какие иные запреты не способны удержать существенную часть из них от того, чтобы подобные романы зашли так далеко, как это только возможно. В принципе, именно в таком возрасте практически все люди буквально до середины XIX века во всем мире создавали семьи. Причина проста - до той поры разница между возрастом биологическим и возрастом социальным была не столь велика. Не случайно параллельно с развитием технологий и необходимостью довольно длительное время обучаться для получения профессии, которая даст возможность существовать семье в современном обществе, изменялись и взгляды как на цели и задачи союза мужчины и женщины, так и на роль самой женщины в жизни общества.
50. Антропологи отмечают, что у современных гоминид имеются различные формы сексуальных отношений - от ярко выраженной полигинии у горилл, до строгой моногамии у гиббонов. Человек в этом отношении занимает как бы промежуточное положения - для нас характерна так называемая сериальная моногамия. То есть в абсолютном большинстве обществ люди живут вроде как семейной парой. Но это в данный конкретный момент. Однако если вернуться к этой же ячейке общества через несколько лет (а то и несколько десятилетий), то обнаружится, что они опять-таки живут моногамной семьей, но супруги у них уже другие. Это нормальная практика для нашего вида.
51. Не надо только думать, что речь здесь идет о так называемом «пробном браке». Имеется в виду лишь тот случай, когда в условиях совместной жизни действительно выясняется, что в каких-то смыслах (психологическом, ментальном, физиологическом или каком-то ином) расхождения настолько велики, что есть высокий риск распада семьи, что совершенно недопустимо, когда рождаются дети.
52. Впрочем, имеется немало примеров, когда и в естественных условиях, если вдруг человек оказывается вне общества наедине с Природой, он совершенно спокойно обустраивает свой быт и продолжает жить без особых проблем. Причем на такое способны не только мужчины, но и женщины - ярким образцом тут может служить жизнь той же Агафьи Лыковой. Однако ни мужчина, ни женщина в подобных условиях в одиночку не смогут вырастить и воспитать детей.
53. Почему речь идет о простом воспроизводстве населения, надеюсь, объяснения не требует. Многие демографы пытаются предсказать, как будет развиваться демографическая ситуация в мире в ближайшее время, однако в любом случае общая численность представителей вида Homo Sapiens Sapiens на всей Земле рано или поздно стабилизируется, а то и вовсе снизится. Ученые различных отраслей знания пытаются вычислить, какое количество представителей нашего вида способна обеспечить всем необходимым на оптимальном уровне третья планета Солнечной системы. Цифры очень разнятся - от двух миллиардов до пятидесяти. Но в любом случае они конечны. При этом следует иметь в виду, что те, кто ориентируются в этом вопросе на большие цифры, уповают на рост производительности сельского хозяйства на основе достижений генной инженерии, создании искусственных экосистем и прочих ухищрений - вплоть до химического синтеза пищи. Однако, как уже упоминалось выше, такой подход выглядит чересчур самонадеянным. Действуя таким образом, человек неминуемо нарушит экологическое равновесие планеты, и как это скажется на ее биосфере, включая самого «царя природы», предсказать невозможно.
54. Порочность такого положения вещей замечали многие мыслители. Еще римский историк Публий Корнелий Тацит почти две тысячи лет назад писал: «Corruptissima re publica plurimae leges», «В самом испорченном государстве больше всего законов».
55. Первые четыре заповеди касаются только взаимоотношений человека и Бога и предназначены для того, чтобы привязать человека к вере, чтобы ни у кого не появилось соблазна перейти в другую религию или даже вовсе решиться на атеизм. С их помощью священнослужители решают свою насущную задачу - удержание паствы в своем религиозном поле.
56. Речь здесь идет лишь о морально-нравственной части. Что касается обрядов и взаимоотношений с теми, кого те или иные верующие считают высшим существом, тут как раз вариантов множество.
57. Как известно, и кровная месть на Кавказе, и вендетта на Сицилии, и женское обрезание в ряде стран Африки и Азии порой встречается до сих пор, хотя все они преследуются по законам тех стран, где практикуются, и даже осуждаются религиями, являющимися традиционными для тех мест. Все это связано, прежде всего, с тем, что мнение односельчан для того, кто оказывается замешан в подобных делах, является гораздо более значимым фактором, чем риск подвергнуться наказанию по закону.
58. «Исчезновение общества» не означает исчезновения людей, населяющих те или иные земли. К примеру, после падения Римской Империи, вызванного, в первую очередь, именно падением нравов, на месте, где она была прежде расположена, появились новые общества, с иными оценочными критериями поведения своих членов - гораздо более жесткими. И на долгие столетия пришли «темные века»…