Начало итальянских заметок здесь:
http://lerabel.livejournal.com/55085.htmlО Венеции:
http://lerabel.livejournal.com/55413.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/55568.htmlhttp://lerabel.livejournal.com/56753.htmlПиза:
http://lerabel.livejournal.com/56848.htmlСиена:
http://lerabel.livejournal.com/59401.html Флоренция (начало):
http://lerabel.livejournal.com/59757.html ...А утром краски Города сошли, казалось, с палитры живописца эпохи Возрождения.
Это был день, когда все удавалось. Да и не могло быть иначе, поскольку на фоне эйфорического лейтмотива «Мы во Флоренции!» любые неприятности и неудобства казались до того мелкими и ничтожными, что не были, вероятно, нами замечены. Погода с утра была ослепительно солнечной, небо - кобальтово-синим, брызги фонтана на привокзальной площади сверкали всеми оттенками радужного спектра, карминно-красные городские туристические автобусы были празднично украшены многоцветными кругами-«флагами» стран, на языках которых велись экскурсии. И то, что российского среди них не было, почему-то нисколько не удручало.
Кусочек утренней Флоренции:
На пьяцца делла Стационе проходит «граница эпох» - слева от нас современное здание железнодорожного вокзала и широкая магистраль Виа Национале, а справа, в лабиринте узких улиц и переулков, начинается старая Флоренция - средневековая и ренессансная. Игорь, приютившись у серой стены автостанции, уже набрасывал быстро-быстро в своем альбоме готический фасад Санта Мария Новелла - он рисовал впервые за все время нашего пребывания в Италии!
А здесь Игорь рисует на площади Санта Мария Новелла. За его спиной - ренессансный госпиталь и аптека 16 века, где до сих пор продаются лекарства по старинным рецептам:
Санта Мария Новелла
Ни одну из флорентийских церквей мы не разглядели так подробно и внимательно, как эту - ибо она оказалась в нескольких десятках метров от нашего отеля. Пожалуй, больше нигде готика и ренессанс не сочетаются так контрастно и в то же время гармонично - и снаружи, и изнутри. С севера она такая, какой заложили ее монахи-доминиканцы во времена Данте, в 13 веке: сумрачная, цвета жженой умбры, с массивными контрфорсами, узкими стрельчатыми окнами и остроконечной готической колокольней.
С юга - изысканный ренессансный фасад великого Леона Баттисты Альберти, с разноцветной мраморной облицовкой: белый мрамор - каррарский, зеленый из Прато, розовый - из Мареммы. Стрельчатая аркада, античные пилястры, барочные волюты - и полное единство архитектурного звучания.
Два "лика" Санта Мария Новеллы - слева готический, справа - ренессансный:
Таков собор и внутри - крестовые своды и великолепные фрески эпохи Возрождения. А поскольку богатейшие семьи Города субсидировали строительство церкви, каждая из них имела здесь свою капеллу-гробницу с собственным, неповторимым художественным обликом. Что ни капелла - то шедевр живописи кватроченто: для семьи Строцци работал Филиппино Липпи, для Торнабуони - Доменико Гирландайо, для Гонди - Джулиано да Сангалло. И прямо напротив входа - как апофеоз - «Троица» Мазаччо, рано умершего живописца, который был первым и лучшим во флорентийском кватроченто.
Эта дивная фреска двадцатипятилетнего мастера завораживает не столько искуснейшим изображением перспективы и геометрической гармонией (за что многократно превознесена в искусствоведческих трудах), сколько пронзительным взглядом и резким жестом Богоматери у креста. А еще - надписью рядом со скелетом Адама в гробнице под крестом: «Я был как вы, и вы должны стать как я»...
"Троица" Мазаччо:
Синдром Стендаля
Мы идем переулками к Собору. Каменная кладка стен в лучах слепящего солнца приобретает так почитаемые старыми мастерами оттенки: охра, умбра, сепия... Оранжевые ленточки приемников, которые нам раздают вместе с наушниками, добавляют яркие блики в теплую цветовую гамму. Стены собора, как и ночью, вырастают внезапно - но теперь они белые, розовые и зеленые, как и положено мраморным флорентийским облицовкам. Шахматные клетки барабана, что в темноте показались черными - изумрудные! А купол - не красный, но и не коричневый, а... цвета жженой сиены, наверное. (Все время хотелось вспоминать названия красок, которые родом из здешних земель).
Собор Санта Мария дель Фьоре в лучах утреннего солнца (снизу вверх):
Выражение «Синдром Стендаля» - когда туристы лишаются чувств от восхищения архитектурными красотами - это как раз о Флоренции (Стендаль первым это описал). Здесь, на пьяцца дель Дуомо, держа голову постоянно задранной верх, не в силах оторвать глаз от многоцветия мраморных узоров Собора и Баптистерия, от устремленной прямо в солнечное сияние кампаниллы Джотто, я без труда представила, как это будет: вот сейчас, в момент полного и безграничного восторга, в глазах потемнеет, и я грохнусь затылком о средневековые камни, по которым ходили Лоренцо Медичи и Сандро Боттичелли...
Кампанилла Джотто растворяется в солнце (опять снизу вверх):
«Когда долго смотришь вверх, на шее пережимаются кровеносные сосуды - немудрено потерять сознание» - трезво прокомментировала знакомая-медик мой восторженный рассказ. Вот вам и романтический «синдром»!
Вот так случается "Синдром Стендаля":
Обморока, к счастью, не произошло - но осталось ослепительное воспоминание: белый солнечный диск, красная громада купола, разноцветие инкрустаций, золото и бронза «Райских врат» Гиберти, искорки красных, оранжевых, желтых ленточек туристических трансляторов...
Именно так, по мнению флорентийцев, должны были выглядеть ворота в рай ("Врата Рая" Гиберти в баптистерии Сан Джованни):
А дальше наш путь ведет все теми же переулками от Дуомо к церкви Санта Кроче - флорентийскому "пантеону".
(Продолжение следует).