Тема Мориарти - это еще та тема, скажу я вам: прямо актриса больших и малых академических театров. В ее основе всего четыре ноты, но они разыгрывают целый спектакль. Освежим ее в памяти. Мы соскучились.
You can watch this video on www.livejournal.com
Любопытная вещь. В визуальной связи с Мориарти эта тема возникает только в "Большой игре", но на самом деле нам ее регулярно подсовывали аж с самой первой серии, просто было непонятно, что это такое звучит и на кого намекает. И неудивительно: ведь временным носителем этой темы в "Этюде в розовом" являлся совсем другой персонаж. У него не было ни собственной темы, ни даже имени, он представлял собой просто "орудие Мориарти", и лишь после его смерти тема перешла к своему истинному владельцу.
You can watch this video on www.livejournal.com
Инструмент Мориарти - контрабас. Ближайший родственник скрипки и одновременно ее противоположность, с не очень громким, но воистину всепроникающим голосом. Природа его звука такова, что контрабас может перекрывать звучание целого оркестра, прорезая его толщу, словно ножом. В качестве солирующего инструмента выбирается довольно редко, зато итоговый эффект - всегда "в яблочко". (Вспомните хотя бы тему акулы-убийцы из фильма "Челюсти").
Итак, тема. Давайте взглянем, что там в этих четырех нотах интересного.
Ну как бы ничего особенного. Два одинаковых шага вверх, через долгую паузу все начнет повторяться с той же самой ступени, и так по кругу. Стоп. Что-то похожее мы где-то уже видели.
В поисках ответа возвращаемся в саундтрек и обнаруживаем... Нет, пока еще не ответ, но тоже полезную вещь. У основного мотива темы Мориарти иногда возникает почти полностью идентичный двойник, который выглядит вот так:
Этот мотив-двойник исполняется разными инструментами (контрабасом в том числе) и время от времени звучит в саундтреке. Вот пара сцен для примера, и - сюрприз! - мы его опять-таки слышим аж с самого "Этюда в розовом".
You can watch this video on www.livejournal.com
Еще раз смотрим на нотную запись этого мотива-двойника, и... Он повторяет мелодический рисунок темы Джона, но на две ступени ниже.
Понимаете, в чем дело? У композиторов были в наличии все ноты мира, а они выбрали именно эти. Которые копируют тему Джона, только на другой высоте. Пауза. Пауза. Пауза. Братцы, я хочу, чтобы вы оценили важность момента. Этот полет композиторской мысли открывает воистину необозримое поле для версий и толкований, и каким путем по нему идти, решать лично вам.
Но можете пока прогуляться по моей собственной тропинке. Тем более, что я сейчас не буду строить воздушные замки, а снова обращусь к нотам. Вернемся к оригинальной теме Мориарти и сравним с темой Джона теперь ее саму:
Вся их разница - в последней ноте как в векторе движения мелодии: у Джона мелодия рисует эдакий "печальный круг", у Мориарти - делает два шага вверх. Ну и в высоте мелодических оборотов, разумеется: тема Джона находится на терцию (две ступени лада) выше, чем тема Мориарти.
Пробуем порассуждать, что всем этим хотели сказать композиторы. Что мы уже знаем о мелодиях Джона и Джима? 1) У них почти идентичный мелодический рисунок; 2) Вектор движения мелодии Мориарти направлен вверх; 3) Мелодия Джона начинается с третьей ступени лада, мелодия Мориарти - с начальной. То есть первая мелодия находится на две ступени выше второй; 3) Мелодия Мориарти делает два шага наверх, после чего как бы срывается вниз, оказавшись на прежнем месте - и все начинается сначала.
Графически оно выглядит как-то так:
И что все это может означать? Ну конечно. Тема Мориарти пытается дотянуться до темы Джона. А тот мотив-двойник, о котором мы говорили чуть выше, высказывается еще определеннее: тема Мориарти хочет стать темой Джона.
Если вам сейчас надо отдышаться - ни в чем себе не отказывайте, потому что мы еще только на середине пути.
В "Скандале в Белгравии" тема Мориарти вдруг перестает быть такой тягучей и вялотекущей. Прямо на наших изумленных глазах она перескакивает из нижнего регистра в средний, наращивает темп и приобретает новый ритмический рисунок. Одним словом, у темы Мориарти появляется вариация.
Каждая ее нота теперь звучит не по одному, а по четыре раза, и в сочетании с непрерывным движением перед нами создается новый образ: бездушный, неутомимый, неумолимый механизм. Кстати, давайте эту вариацию как-нибудь назовем, чтобы отличать от оригинальной темы Мориарти. Ну хоть "Мориарти-драйв", кто нам запретит - лишь бы мы понимали, о чем говорим. Вот момент ее рождения:
You can watch this video on www.livejournal.com
И, конечно, вы помните ее звучание в "Рейхенбахе" в сцене на крыше Бартса - воистину ужасающее. Такое, что кровь стынет в жилах.
Кстати, о звучаниях на крыше Бартса: вы узнали вариацию "Мориарти-драйв" в сцене "Версия спасения Шерлока №2"? Арнольд и Прайс немного замедлили ей темп, заменили гармонию, насыпали сахара в оркестровку - и вот вам, пожалуйста. Лучшая музыкальная хохма в "Шерлоке".
You can watch this video on www.livejournal.com
И еще одна важная черта вариации "Мориарти-драйв": в отличие от оригинальной темы Мориарти, она участвует в диалоге. Ее собеседник - жалобный, умоляющий скрипичный мотив. Слышно его достаточно хорошо, но на всякий случай я его тоже пометила значками. Возвратимся на крышу Бартса, но уже в "Рейхенбахе", и послушаем, как они разговаривают.
Да, да - я просила его запомнить в прошлый раз. Мотив из темы титров, обозначающей Джона и Шерлока как союз (причем конкретно из элемента "измененная тема Джона"). Но и это еще не все.
Тот же самый мотив, который мы только что слышали у скрипок, композиторы поручают одновременно и валторне - она частенько гуляет в компании контрабаса Мориарти, составляя ему поддержку и опору. И у валторны, в отличие от скрипок, этот мотив звучит не жалобно, а зловеще и угрожающе. (Перед нами очередной пример мотивного вычленения: композиторы встраивают в конструкцию выделенный ими мотив, который не только повторяется, но и развивается, обогащается нюансами). Возвращаемся в тот же эпизод на крыше Бартса, но теперь выцепляем ухом этот мотив из группы валторн:
You can watch this video on www.livejournal.com
Мотив из темы титров летает между валторнами и скрипками как шарик от пинг-понга. Угроза с одной стороны, мольба с другой, и все это на фоне неутомимой вариации темы Мориарти. Примерный текст этого диалога можете набросать сами - все ключи теперь у вас в руках.
И под занавес. Тему Мориарти иногда сопровождает эдакое зловещее прицокивание-пристукивание. Этот звук мне кажется похожим на сильно замедленную трещотку гремучей змеи, поэтому для ясности терминологии я так его и назвала.
You can watch this video on www.livejournal.com
Забираем эту трещотку с собой и отправляемся к Майкрофту.