Всё ещё встречаются люди, которые думают, будто бы «свобода слова» подразумевает, что любой желающий может вломиться к любому другому человеку в квартиру и начать высказывать, что пожелает, несмотря на протесты последнего
( Read more... )
Лекс последовательно выбивает из под ног российского левого движения их незыблемые столпы. Диалектика-повержена, марксизм-разбит, теперь взялся за патернализм/тоталитаризм. Не видел ни у одного правого столько конструктивной критики левых.
Правые-левые, оно про ценности. Если человек считает что вы должны жить в говне, а ваш начальник плавать в бриллиантах, то в принципе никакой конструктив тут не то что не работает, а он не нужен. Ну, правда, предположим у нас есть какое-то точное научное доказательство того, что если 90% населения будет жить в нищете и страхе увольнения, то ВВП будет расти быстрее. Ну и что? Нас это не устраивает.
А тут вопрос про методы. Строить ли коммунизм из бетона или лучше кирпич.
Ну и как бы рыночек, он в том числе про цензуру. Про то, как какой-нибудь Фейсбук берет и по воле левой пятки своего владельца удаляет любую неугодную ему позицию. "Не нравится - ну ты это, просто создай свой фейсбук", ага.
> В её рамках вы с ним равны в правах. И каждый же равен в правах с вами.
В том то и дело, что не равны. Обычно кто-то имеет сильно больший ресурс, чем остальные, и он занимает всё информационное пространство. Соответственно, только он доносит своё видение реальности до большинства, остальные же сидят где-то на задворках, с аудиторией в полтора человека.
права, о которых говорит автор, не зависят от ресурса. ресурс вам нужен только для того, чтобы лишить кого-то права иметь свое мнение и этим мнением пользоваться. а вот позволить людям быть равными с вами - это совершенно бесплатное деяние.
Это всё разумеется верно. Но есть вопрос и посложнее. Что если свобода личности вступает в противоречие не с интересами другой личности, а общества в целом? Что должно иметь приоритет в этом случае?
надо бы какой-то пример привести, когда интересы личности и ее возможности реально могут вступить в противоречие с обществом.
как правило это как раз проблема тоталитаризма - верховный вождь, отец народов и мудрый учитель, замещает интересы общества своими собственными интересами, возможно через цепочку ложных выводов.
А в сферической модели общества весьма сложно подчинить общество своим интересам, если только речь идет не о воспитателе детского сада и ее желании уложить группу спать, пока группа хочет играть в догонялки.
> надо бы какой-то пример привести, когда интересы личности и ее возможности реально могут вступить в > противоречие с обществом. Ну, например, копирайт. В интересах общества - чтобы произведения были как можно более доступны (я не говорю про бесплатность, я говорю про то, что чем больше люди читают, слушают музыку и смотрят фильмы, тем лучше). В интересах автора - максимизация прибыли, которая приводит к тому, что доступ к произведениям ограничивается.
>>> И все, и нифига у него свободы от того что не нравится нет, собраться с единомышленниками и заказать/сделать серию приключений про своего гетеросексуального классического бетмена он не может, потому что права на него конкретным людям принадлежат и на кую они его мнение вертели
( ... )
>он может не покупать этот комикс с транс-сексуалом. издательство будет получать убыток и будет или вынуждено пересмотреть свои планы, или продолжать покрывать убытки
( ... )
А вот ещё интересно про свободу частной собственности на средства производства.
Всякие там либертарианцы ведь так и рассуждают: не надо ограничивать право человека иметь собственность. Ведь это только его личное дело. Не надо ограничивать право двух людей заключить трудовой контракт. Ведь это только их двоих личное дело.
А их оппоненты из числа марксистов возражают: нет, это не их дело, а "наше". Свобода на средства производства и свобода эксплуатации приводят к несвободе, тоталитаризму и пиздецу для всех. И никакого личного дела тут нет, т.к. всё это серьёзнейшим образом влияет на жизнь всего общества. И "мы" должны это дело тоталитарно ограничить, дабы обеспечить настояющую свободу для всех.
Лекс, с твоей точки зрения, кто из них больше прав?
В статье уже всё написано: если человек что-то делает сам с собой и с теми, кто с ним согласен - его право. Как только он начинает это навязывать, это уже не его право. Собственно, поэтому, если кто-то делает что-то своим трудом - тут всё нормально, даже если это не общественное предприятие. Как только он начинает диктовать свою волю, например, наёмному работнику, он в этот момент нарушает свободу другого.
Если штрейкбрехер добровольно согласен работать на капиталиста, то пусть работает. Если капиталист находит работников-штрейкбрехеров, то пусть занимается бизнесом. Все с вами понятно.
Comments 260
Reply
Reply
А тут вопрос про методы. Строить ли коммунизм из бетона или лучше кирпич.
Ну и как бы рыночек, он в том числе про цензуру. Про то, как какой-нибудь Фейсбук берет и по воле левой пятки своего владельца удаляет любую неугодную ему позицию. "Не нравится - ну ты это, просто создай свой фейсбук", ага.
Reply
В том то и дело, что не равны. Обычно кто-то имеет сильно больший ресурс, чем остальные, и он занимает всё информационное пространство. Соответственно, только он доносит своё видение реальности до большинства, остальные же сидят где-то на задворках, с аудиторией в полтора человека.
Reply
Reply
Reply
У любого общественного ресурса будет непонятно как назначенный управляющий...
Reply
Reply
как правило это как раз проблема тоталитаризма - верховный вождь, отец народов и мудрый учитель, замещает интересы общества своими собственными интересами, возможно через цепочку ложных выводов.
А в сферической модели общества весьма сложно подчинить общество своим интересам, если только речь идет не о воспитателе детского сада и ее желании уложить группу спать, пока группа хочет играть в догонялки.
Reply
> противоречие с обществом.
Ну, например, копирайт. В интересах общества - чтобы произведения были как можно более доступны (я не говорю про бесплатность, я говорю про то, что чем больше люди читают, слушают музыку и смотрят фильмы, тем лучше). В интересах автора - максимизация прибыли, которая приводит к тому, что доступ к произведениям ограничивается.
Reply
>>> В интересах автора - максимизация прибыли
эти интересы не означают что вы ОБЯЗАНЫ покупать по той цене, по которой хоте бы автор. Почитайте что пишет Лекс.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Всякие там либертарианцы ведь так и рассуждают: не надо ограничивать право человека иметь собственность. Ведь это только его личное дело. Не надо ограничивать право двух людей заключить трудовой контракт. Ведь это только их двоих личное дело.
А их оппоненты из числа марксистов возражают: нет, это не их дело, а "наше". Свобода на средства производства и свобода эксплуатации приводят к несвободе, тоталитаризму и пиздецу для всех. И никакого личного дела тут нет, т.к. всё это серьёзнейшим образом влияет на жизнь всего общества. И "мы" должны это дело тоталитарно ограничить, дабы обеспечить настояющую свободу для всех.
Лекс, с твоей точки зрения, кто из них больше прав?
Reply
Reply
Reply
Если капиталист находит работников-штрейкбрехеров, то пусть занимается бизнесом.
Все с вами понятно.
Reply
Leave a comment