Выставка, которой не было

Aug 12, 2007 01:33


Всемирные выставки до Второй мировой войны проводились раз в четыре, а затем и раз в два года. 1929 - Барселона, 1933 - Чикаго, 1937 - Париж, 1939 - Нью-Йорк... А в 1941-м такая выставка должна была открыться в Риме. Впрочем, дату открытия быстро перенесли на 1942 год - чтобы отметить 20-летие фашистского режима.
Приказ о строительстве выставочного комплекса дуче отдал еще в 1935 году. Главными архитекторами были назначены лидеры двух враждебных лагерей - "реакционер" Марчелло Пьячентини и "прогрессист" Джузеппе Пагано. Каждый привел с собой команду единомышленников. В результате одни здания были спланированы в архаичном "стиле Литторио", другие - в духе модернистских идей. Общим для всех построек было использование традиционных материалов - песчаника, мрамора и туфа.
Строительство большинства зданий началось в 1938 году. Некоторые были закончены в 1943-м, другие - уже после войны, которая помешала проведению выставки. Грандиозная арка - ворота в "Новый Рим" - так и не была построена. А новая жизнь комплекса EUR (аббревиатура Esposizione Universale Roma) началась в пятидесятые годы. Сюда переехали многие правительственные учреждения и правления частных компаний. Комплекс активно использовался во время Олимпиады 1960 года. Однако и сегодня EUR производит очень странное впечатление.



Самое известное - хотя и не самое большое - здание комплекса именуется Дворцом итальянской цивилизации. Ему давным-давно дали прозвище "Квадратный Колизей". Иногда называют и вовсе непочтительно - швейцарским сыром. Шесть этажей, девять арок на каждом из четырех фасадов... Дело не только в классических формулах, но и в том, что в имени "Бенито" - шесть букв, а в фамилии "Муссолини" - девять. Так что можно считать Дворец итальянской цивилизации самым большим на нашей планете кроссвордом. Хотя слова не перескаются.


Дворец украшает надпись:
Народ поэтов, художников, героев,
Святых, мыслителей, ученых,
Мореплавателей и путешественников.
Последнее слово (transmigratori) вышло из употребления и часто его ошибочно переводят как "эмигранты". В действительности имелись в виду летчики, совершившие под началом Итало Бальбо трансатлантические перелеты.


До 2003 года во дворце находилась музейная экспозиция. Сейчас он закрыт на реставрацию, однако никто не мешает сфотографироваться на его фоне или прогуляться по нижним галереям.


Дворец итальянской цивилизации охраняют 32 статуи, символизирующие науки, ремесла и гражданские доблести. Например:


Или же:


"Квадратный Колизей" можно увидеть в фильмах "Титус" (1999) и "Эквилибриум" (2001). Почему-то меня это совершенно не удивляет.


Другой важный элемент комплекса - Дворец конгрессов, строительство которого закончилось только в 1954 году. Он и ассоциируется с послевоенной эпохой, хотя являет собой отличный пример фашистского архитектурного рационализма конца 30-х:


Еще пара снимков:




Здание тяжеловесное и немудрено, что фотографы пытаются его "оживить"...


...или, наоборот, сгустить краски:


Еще одно совсем не маленькое здание - Palazzo dell'INPS, строившееся с 1940 по 1954 год:


Вот его колоннада:


Дворец украшают неоклассические барельефы:


А это - Дворец Науки:


Обелиск на площади Маркони я вам демонстрировать не буду. Это сооружение, заказанное и одобренное лично дуче, было достроено лишь в 1959 году и имеет пугающее сходство с индейским тотемом. Только без крыльев.
Кроме того, в EUR много портиков и колоннад достаточно скучного вида. Разница между ними - в габаритах и сечении колонн: где-то колонны круглые, где-то квадратные. Зато настенные мозаики представляют определенный интерес:


Разумеется, в комплексе есть церковь - храм Св. Петра и Павла. Обратите внимание на стремление разных архитекторов вписать круг в квадрат - это чувствуется и при взгляде на купол Дворца Конгрессов, и при осмотре церкви:


В воскресный день EUR вымирает. И становится идеальным фоном для сюрреалистической картины в духе Поля Дельво. Только по улицам не ходят ни обнаженные девушки, ни скелеты.


Фон есть, персонажи отсутствуют. Если только не считать персонажами скульптуры:




Итак, "Новый Рим", идеальный город-спутник, на много лет опередивший московский Зеленоград, парижский Дефанс и лондонский Доклендс, цел и невредим. Но живым его назвать нельзя.
Все картинки кликабельны. Плакат с аркой - via
zina_korzina

X-post to
dieselpunk

rivista, history

Previous post Next post
Up