![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0010ep28/s320x240)
Всемирные выставки до Второй мировой войны проводились раз в четыре, а затем и раз в два года. 1929 - Барселона, 1933 - Чикаго,
1937 - Париж,
1939 - Нью-Йорк... А в 1941-м такая выставка должна была открыться в Риме. Впрочем, дату открытия быстро перенесли на 1942 год - чтобы отметить 20-летие фашистского режима.
Приказ о строительстве выставочного комплекса дуче отдал еще в 1935 году. Главными архитекторами были назначены лидеры двух враждебных лагерей - "реакционер" Марчелло Пьячентини и "прогрессист" Джузеппе Пагано. Каждый привел с собой команду единомышленников. В результате одни здания были спланированы в архаичном "стиле Литторио", другие - в духе модернистских идей. Общим для всех построек было использование традиционных материалов - песчаника, мрамора и туфа.
Строительство большинства зданий началось в 1938 году. Некоторые были закончены в 1943-м, другие - уже после войны, которая помешала проведению выставки. Грандиозная арка - ворота в "Новый Рим" - так и не была построена. А новая жизнь комплекса EUR (аббревиатура Esposizione Universale Roma) началась в пятидесятые годы. Сюда переехали многие правительственные учреждения и правления частных компаний. Комплекс активно использовался во время Олимпиады 1960 года. Однако и сегодня EUR производит очень странное впечатление.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/000s0rtd/s320x240)
Самое известное - хотя и не самое большое - здание комплекса именуется Дворцом итальянской цивилизации. Ему давным-давно дали прозвище "Квадратный Колизей". Иногда называют и вовсе непочтительно - швейцарским сыром. Шесть этажей, девять арок на каждом из четырех фасадов... Дело не только в классических формулах, но и в том, что в имени "Бенито" - шесть букв, а в фамилии "Муссолини" - девять. Так что можно считать Дворец итальянской цивилизации самым большим на нашей планете кроссвордом. Хотя слова не перескаются.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/000s1eq7/s320x240)
Дворец украшает надпись:
Народ поэтов, художников, героев,
Святых, мыслителей, ученых,
Мореплавателей и путешественников.
Последнее слово (transmigratori) вышло из употребления и часто его ошибочно переводят как "эмигранты". В действительности имелись в виду летчики, совершившие под началом Итало Бальбо трансатлантические перелеты.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012b14a/s320x240)
До 2003 года во дворце находилась музейная экспозиция. Сейчас он закрыт на реставрацию, однако никто не мешает сфотографироваться на его фоне или прогуляться по нижним галереям.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012cx0y/s320x240)
Дворец итальянской цивилизации охраняют 32 статуи, символизирующие науки, ремесла и гражданские доблести. Например:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012d3qz/s320x240)
Или же:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012rpz1/s320x240)
"Квадратный Колизей" можно увидеть в фильмах
"Титус" (1999) и "Эквилибриум" (2001). Почему-то меня это совершенно не удивляет.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012aawr/s320x240)
Другой важный элемент комплекса - Дворец конгрессов, строительство которого закончилось только в 1954 году. Он и ассоциируется с послевоенной эпохой, хотя являет собой отличный пример фашистского архитектурного рационализма конца 30-х:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/001269ep/s320x240)
Еще пара снимков:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/00129015/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/000s275a/s320x240)
Здание тяжеловесное и немудрено, что фотографы пытаются его "оживить"...
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012t0f5/s320x240)
...или, наоборот, сгустить краски:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012psgt/s320x240)
Еще одно совсем не маленькое здание - Palazzo dell'INPS, строившееся с 1940 по 1954 год:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012efpt/s320x240)
Вот его колоннада:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/001271qx/s320x240)
Дворец украшают неоклассические барельефы:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012ghyd/s320x240)
А это - Дворец Науки:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012f0he/s320x240)
Обелиск на площади Маркони я вам демонстрировать не буду. Это сооружение, заказанное и одобренное лично дуче, было достроено лишь в 1959 году и имеет пугающее сходство с индейским тотемом. Только без крыльев.
Кроме того, в EUR много портиков и колоннад достаточно скучного вида. Разница между ними - в габаритах и сечении колонн: где-то колонны круглые, где-то квадратные. Зато настенные мозаики представляют определенный интерес:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/00128hf6/s320x240)
Разумеется, в комплексе есть церковь - храм Св. Петра и Павла. Обратите внимание на стремление разных архитекторов вписать круг в квадрат - это чувствуется и при взгляде на купол Дворца Конгрессов, и при осмотре церкви:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012k9x7/s320x240)
В воскресный день EUR вымирает. И становится идеальным фоном для сюрреалистической картины в духе Поля Дельво. Только по улицам не ходят ни обнаженные девушки, ни скелеты.
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012heec/s320x240)
Фон есть, персонажи отсутствуют. Если только не считать персонажами скульптуры:
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012qerc/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/0012s802/s320x240)
Итак, "Новый Рим", идеальный город-спутник, на много лет опередивший московский Зеленоград, парижский Дефанс и лондонский Доклендс, цел и невредим. Но живым его назвать нельзя.
Все картинки кликабельны. Плакат с аркой - via
zina_korzina X-post to
dieselpunk