Третья, и пожалуй заключительная часть прогулки по богатой на достопримечательности Иудейской равнине. В первой части мы посмотрели Бейт-Гуврин-Мареша, признанный мировым наследием, поспорили о "городе Давида" в Хурват Кияфа, полюбовались единственной в Израиле пирамидой в Хурват-Мадрас и походили по развалинам древнего города Сохо, напоминающего Хоббитанию. Во второй части мы осмотрели останки древнего города Лахиш, и добрались до уникальной мозаики в Хурват Бейт-Лойя, с ее знаменитой львицей с треми сиськами. Очередная прогулка по региону не разочаровала и в ней тоже было все - пещеры, природа, древние города, уникальная еврейская деревня, мозаики - в общем все, что требуется для хорошего приключения. За мной.
Начнем с Тель Азеки
Когда то здесь, в Иудейской равнине был древний город Азека. Теперь это просто холм высотой 347 метров над уровнем моря в северной части парка Британия, который называют Тель Азека или Тель Захария.
Обнаружил Азеку в 1898 году Роберт Макалистер, тот самый что копал Тель-Гезер -
http://lorien22.livejournal.com/307423.html. Вместе с Фредериком Блиссом в ходе раскопок, которые длились до 1900 года, они обнаружили на холме останки стен и башен, древние еврейские печатки ЛМЛК (больше всего таких нашли в Лахише, о котором я писал во второй части прогулки по Иудейской равнине -
http://lorien22.livejournal.com/278095.html ) и другие артефакты. Похоже, что с тех пор раскопки не особо продвинулись, так как все здесь выглядит пустынно и печально.
Плато на вершине холма. Тут и там видно какие-то огражденные ямы, и не более того. То-ли все ценное отсюда уже вынесли, то-ли деньги кончились, то ли Азека имеет меньшее историческое значение, чем Мегиддо -
http://lorien22.livejournal.com/302715.html или Хацор -
http://lorien22.livejournal.com/270832.html, не знаю.
Остается только разглядывать какие-то непонятные выкопанные ямы.
И догадываться об их предназначении. Надеюсь, это не могилы. Впрочем я нахожусь под серьезным впечатлением от сериала The Walking Dead, в котором половину времени копают могилы, и очевидно это влияет на восприятие)
Можно также полюбоваться видом на поселение у подножия холма. Предположу, что это современный поселок Захария.
Есть тут и странная скульптура тацпит (наблюдательный пункт) Давид и Голиаф. По одной из легенд именно здесь, на этом холме произошла знаменитая битва между вышеуказанными, поскольку в книге Самуила рассказывается о больших силах филистимлян, собравшихся в Азеке.
А впервые Азека упоминается в книге Иисуса Навина, который отвоевал этот город у Амореев, победив вражескую армию при помощи града. Позднее город передали колену Иуды, а потом, как же иначе, был разрушен Вавилонянами. Восстановлен в эпоху Немехии после Кирового эдикта (Шиват Цион). Азека нарисована на Мадабской марте под именем «Бейт-Захария» с изображением церкви, которую пока обнаружить не удалось.
Может быть этот странный крест указывает на месторасположение церкви? Я лично не нашел никаких источников, указывающих на жизнь в Азеке в Византийскую эпоху, но думаю она здесь была.
Как видите, у подножия холма можно, если очень постараться, обнаружить кое-какие потуги что-то раскопать.
Все в очень начальной стадии, но уже видны, например, любопытные пещеры, очевидно эпохи восстания Бар-Кохбы
Что самое любопытное - именно этот пустынный холм облюбовали в большом количестве парочки, которые просто сидят тут с бутылкой вина. Причем я встретил и светских, и религиозных, и арабскую парочку, и ашкеназов, и мизрахи - в общем полный набор. Что их сюда привлекает осталось для меня загадкой. Раздумывая об этом непонятном феномене, я отправился в следующую точку на своем пути - Хурват Этри.
Мне понравилось количество туалетной бумаги на указателе. Какбэ намекают. А теперт войдем внутрь по старинной римской дороге.
Этри - деревня эпохи Второго храма.
Настоящие название деревни неизвестно. Место называлось Хурват Умм-Сауид, Хурват Шуа, Хурват Эль-Хих и Хурват Хух. Название «Этри» было дано после нахождения здесь остракона с этим именем.
По дороге, еще до входа в деревню мне попалась миква
Впоследствии я выяснил, что в Хурват Этри есть целых четыре миквы - свидетельство о том, что в Иродианскую и Хасмонейскую эпоху евреи тщательно соблюдали идеи ритуальной чистоты (об этом я немного упоминал в рассказе про Археологический музей Воль в Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме -
http://lorien22.livejournal.com/306297.html).
Есть тут также пещера с рельефами, Меарат ха-Тавлитим. Римляне превратили пещеру в погребальную, и в ней есть три ниши, две из которых были украшены рельефами.
В пещеру я таки спустился, но рельефов не узрел, благо забыл в машине фонарик (тяжело быть дебилом).
Есть теория, что название деревни можно найти у Иосифа Флавия (Йосефа Бен-Матитьягу), который описывает разрушение деревень в Иудейской равнине, и упоминает место под названием Κάφεθρα, которое теоретически можно прочитать как Кфар Этра. Ну а мы подходим к тому, что осталось от древней деревни, как бы она не называлась.
Очень внушительные развалины, не правда ли? Я уже много чего повидал, но тем не менее был впечатлен. А вот так это выглядело в "оригинальном" варианте)
Как вы видите, деревня состояла из жилых зданий (само собой) и одного общественного здания, служившего, очевидно, синагогой или в том числе синагогой. Также тут были уже упомянутые миквы, склады, и пещеры, предназначенные для укрытия от врага. Этри была разрушена в 69 году в ходе Первой иудейской войны (или как я ее называю, "Великое восстание" против римлян), однако жизнь здесь продолжилась, хотя к былому величию деревня так и не вернулась. В ходе подготовки к восстанию Бар-Кохбы (60 лет после первой войны), здесь выкопали целый комплекс подземных пещер для укрытия и побега, под общим названием Меарот Мистор (не смог подобрать аналога в русском языке). Подобные комплексы можно найти во всем регионе Иудейской равнины (недаром это место называют "Страной тысячи пещер", и вдругих древних еврейских городах, например Сусие -
http://lorien22.livejournal.com/281452.html, туннелям в которой любой ХАМАС бы позавидовал (и что еще раз доказывает тот факт, что никакого колеса никто не изобрел, и совершенно непонятно, как мы не были к этому готовы, но не будем отвлекаться)
Есть тут также Гат (то ли маслодавильня, то ли винодавильня), колумбариум для выращивания голубей (основная "мясная" пища жителей той эпохи), и останки ткацкого станка, свидетельствующие о производстве текстиля в деревне.
Слева мы видим останки общественного здания, очевидно синагоги (она повернута на восток, то есть на Иерусалим).
В правом углу здания находится еще одна подземная "пещера-туннель", через который можно убежать в случае нападения (как и в Сусии, где в синагоге тоже есть туннель. Обычно в случае нападение все укрывались в общественном здании, более укрепленном чем жилые дома. Но если и оно не выдерживало осады, можно было убежать при помощи туннеля). Кстати все пещеры тут открыты, и для тех, кто любит лазать в подобных сооружениях тут прямо рай.
С другой стороны синагоги, естественно, миква.
В этой микве были обнаружены уникальные кости семьи повстанцев, в том числе шейная кость, указывающая на то, что голову срубили мечом, и монеты эпохи восстания Бар-Кохбы.
Важность Хурват Этри заключается в том, что деревня почти не "перезаселялась" вновь (исключая короткий периуд времени в конце римской и начале византийской эпози), и поэтому все здания и сооружения эпохи Второго храма и восстания Бар-Кохвы сохранились без изменений. Это во-первых дает нам возможность исследовать традиционный деревенский образ жизни тех времен, а также исследовать уникальную связь между самим поселением и пещерами под ним (такая возможность предоставилась впервые). Обычно до эпохи восстания Бар-Кохвы в поселениях была одна пещера, в которой прятались в случае нападения. Во время подготовки к восстанию, как уже было сказано выше, была прокопана целая сеть подземных туннелей, ведущие в разные стороны и к ним даже подведен резервуар для обеспечения водой. Этри - первое поселение в своем роде.
В одной из ниш я обнаружил останки мозаики. Сначала я подумал, что это - очередная миква, но вроде их не украшали. Так что может быть здесь была банная комната более поздней эпохи - римской или византийской.
Масло или винодавильня
Если посмотреть сверху, то получается почти как знаки инопланетян в голливудских фильмах)
Напоследок посмотрим на деревню "с выхода"
И отправимся в следующий пункт назначения - Хурват Боргин
Как мы видим, маршрут здесь проходит через семь точек - от Хурват Патум к Столбовой пещере (Мерат ха-Амуд, в которой можно увидеть две колонны, высеченные в греческом стиле, над которыми выгравирован крест, очевидно византийской эпохи), потом через пещеру эпохи Второго Храма (Бейт ха-Миспед), и до подъема на вершину горы (430 метров над уровнем моря). По пути мы проходим еще через несколько пещер - Меарат ха-Паамон и очередная Меарат Мистор, наблюдательный пункт, и маслодавильню.
Когда я подъехал к Хурват Боргин, уже начинало смеркаться. А поскольку это вам не Исландия, где "сумерки" занимают около двух часов -
http://lorien22.livejournal.com/303016.html, а Израиль, где через в лучшем случае через двадцать минут станет темно как сами знаете где, следовало торопиться. Поэтому увы, исследование пещер и столбов в них пришлось отложить до лучших времен (которые, надеюсь, скоро наступят, ибо Запад с нами), и удовольствоваться несколькими фотографиями снаружи.
Пещер тут, как и во всем регионе, великое множество. В некоторые существует реальная опасность провалиться - еще одна причина не оставаться здесь после наступления темноты)
Очень это дерево понравилось. Такое величественное, прямо как где-нибудь в Шотландии, Ирландии или Великобритании -
http://lorien22.livejournal.com/254151.html. Или Уэльсе -
http://lorien22.livejournal.com/253214.html. Ну в общем вы поняли)
Еще немного пещер
Тем временем темнело, с угрожающей быстротой. Поэтому на вершину холма, где находились главные развалины, пришлось бежать, на ходу щелкая вприпрыжку фотоаппаратом)
У подножия холма - очередной коплекс подземных пещер, с целью укрытия в случае нападения врага. Ну а дальше было обнаружено прекрасное.
Мозаика!!!
Я и не подозревал, что они тут есть. И уж тем более, что здесь они настолько красивые
Видно, кстати, что здесь они "типично еврейские" - только геометрические узоры, никаких изображений людей или животных. Это вам не синагога в Бейт-Альфе -
http://lorien22.livejournal.com/260909.html Это, впрочем, не делает ее менее красивой.
Жаль только, что мозаика крошится, выглядит заброшенной, как все в этом регионе, кроме Бейт Гуврина, и за ней никто не ухаживает...
И все равно она прекрасна. Еще один приятный и неожиданный сюрприз!
Отсюда хорошо видно и вторую мозаику
Ну а теперь войдем в сами развалины
Некоторые археологи ассоциируют Хурват Боргин с деревней Биш, упомянутой в книге «Иудейская Война» все того же Иосифа Флавия. Кфар-Биш был поселком городского типа, не выдержавшим натиска V римского легиона в ходе Первой Иудейской войны.
Камни почти в Тель Гезере). Раскопки здесь проводили трижды - в 1995, 1996 и 2008 году, по окончанию которых место открыли для публики.
Поднимаемся на наблюдательный пункт. Он выполнен в форме пирамиды, почти как уникальная пирамида в Хурват Мадрас неподалеку -
http://lorien22.livejournal.com/277788.html.
Немного видофф развалин и окрестностей
А также деревьев. Они тут радуют.
Очередная масло-вино-давильня
Похоже это неизбежная часть любого древнего "комплекса". Я так понимаю, что найти город или деревню, в которой не производили вино или масло невозможно по определению)
Ну и напоследок - фото заката, ибо тьма, пришедшая со Средиземного моря... Ну вы сами знаете.
На этом пожалуй все. Итак, Бейт Гуврин-Мареша, Кайяфа, Мадрас, Сохо, Лахиш, Бейт-Лойя, Этри, Азека и Боргин. Регион закрыт - как вы счиатете?